Форум » Краеведение » Экспедиция по Немповолжью » Ответить

Экспедиция по Немповолжью

sander: Предлагаю обсудить здесь возможность организации экспедиции с целью фотосъемки определенных мест Немповолжья. Наверняка многие обдумывали такую возможность и не один раз. Я думаю, если найдется несколько энтузиастов, совместное путешествие покажется уже намного более реальным, чем одиночное. Предлагаю всем заинтересованным здесь высказаться и заодно указать населенный пункт, который их интересует и желание принять участие в экспедиции. Маршрут, я думаю, определится после обсуждения. Наверное, стоит обсудить и вопрос материальной поддержки участников данной экспедиции, если идея будет реализована. Лично меня интересуют с. Высокое и с. Карамыш (колонии Dönnhof и Kutter) Красноармейского района Саратовской области. Обсуждаем?

Ответов - 222, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

spack: anna123 пишет: где можно взять информацию о традициях захоронения немцев-колонистов Пока я до сих пор такой информации нигде не нашёл. Но в свете подготовки "Немецко-поволжского некрополя" эта информация была бы весьма полезной и желаемой.

pflaum: Fühlte jemand seine letzte Stunde nahen, wurde neben das Bett der sterbenden Person ein weißgedeckter Tisch gestellt, auf dem sich zwei Leuchter und eine Bibel bzw. ein Gesangbuch befanden. Der Sterbende empfing das Abendmahl. In der Sterbestunde selbst waren, wenn möglich, alle Angehörigen um ihn versammelt. Man verrichtete stille Gebete und weinte Abschiedstränen. Nach dem Tod wurde der Verstorbene aufgebahrt, eine Wachskerze angezündet und am Kopfende ein Weihwassergefäß hingestellt. Sobald die Verwandten die Trauerbotschaft erfahren hatten, kamen sie in das Totenhaus, knieten nieder und beteten für die Seelenruhe des Verstorbenen. Am dritten Tag wurde der Tote begraben, wobei für ihn ein Seelenamt gehalten wurde. Ebenso ließen die Verwandten am dritten, siebenten und dreißigsten Tag für den Verstorbenen eine heilige Messe oder ein Amt halten. Nach der Beerdigung fand ein Leichenimbiss oder Trauermahl (Tröster genannt) statt, an dem sich die Verwandten und der Totengräber beteiligten. Die Gräber der Toten wurden mit Kreuzen aus Holz oder Eisen geziert. По моим воспоминаниям практически также хоронили и в 80-х годах в Казахстане. На поминках ели "Nudlsupp" и вaренный кофе. Крест был деревянный и покрашенный черной краской. Речь держал за отсутсвием пастора, уважаемый человек из старых немцев. Крест несли насколько помню тоже обычно пожелые.

spack: pflaum Это всё понятно. Это, так сказать, обряд погребения и поминовения усопших. Но как ложили усопшего в могилу - ориентация голова/ноги по отношению к сторонам света у разных конфессий (католики, лютеране, баптисты и т.д.), куда ставился крест - голова/ноги, форма крестов и т.п. Интересует эта сторона погребального процесса. P.S. В ответах хотелось бы услышать традиции захоронений именно у поволжских немцев, в т.ч. как выглядел процесс погребения до 1941 года и насколько он сохранился в послевоенные годы (желательно указывать регион).


pflaum: Leiche legte man mit dem Fußende gen Osten in das Grab. Nachdem das Grab zugeschüttet war, wurde mit dem Schippenstiel auf dem Grabhügel ein Kreuz eingedrückt. Das Grab schmückte nur ein schwarzes Holzkreuz oder ein Täfelchen (in reformierten Gemeinden) mit dem Namen und den Daten des Verstorbenen und darunter ein Bibelwort, alles in weiß geschrieben. Die Farbe des Sarges bei Erwachsenen war dunkelgelb, braun oder schwarz, bei Kindern weiß.

spack: pflaum пишет: Das Grab schmückte nur ein schwarzes Holzkreuz oder ein Täfelchen Крест или табличка устанавливались в ногах или в голове? У кого на могилах устанавливаются треугольники вместо крестов? В Диттель и Кратцке среди современных захоронений встречается много таких треугольников; лицевая сторона их обращена не на могилу, а в противоположную сторону.

spack: pflaum Откуда взяты описания, которые Вы приводите?

maria: Всем привет! Я родилась и выросла в немецкой деревне в Сибири. У нас жили немцы из различных регионов бывшего СССР, но большинство- Поволжские. Кроме этого надо отметить, что заселились немцы в различное время, начиная с Столыпинских времён (основатели села), ну и в 1941 году. Конечно же трудно сейчас с уверенностью сказать из какой колонии (какого времени) перенята традиция по захоронению. "Мои" родом из Шталь на Карамане (переселенцы Столыпинских времён), но я не берусь утверждать, что перешли традиции именно из этой колонии. А хоронили так: чёрный деревяный крест с надписью белого цвета ставили у изголовья, похороненый"смотрел" на запад, так хоронили и католиков. На могиле черенком лопаты выдавливался крест. По поводу захоронений я спросила у старшего брата, т.к. он часто помогал хоронить людей у нас в селе. Позже появились русские (70-ые годы), так на кладбище легко можно было определить национальность покойника. У них похороненный "смотрел" тоже на запад и на свой крест(он ставился в ногах).

spack: maria пишет: А хоронили так: чёрный деревяный крест с надписью белого цвета ставили у изголовья, похороненый"смотрел" на запад, так хоронили и католиков. На могиле черенком лопаты выдавливался крест. По поводу захоронений я спросила у старшего брата, т.к. он часто помогал хоронить людей у нас в селе. Позже появились русские (70-ые годы), так на кладбище легко можно было определить национальность покойника. У них похороненный "смотрел" тоже на запад и на свой крест(он ставился в ногах). Во Франке имеется довольно большое смешанное кладбище, на котором много современных немецких захоронений. Именно здесь впервые бросилась в глаза эта особенность - все немецкие могилы развёрнуты на 180 градусов относительно традиционных православных захоронений. Это обстоятельство, действительно, помогало нам легко найти немецкиие могилы во время обследования кладбища. На нём мы проработали около 2-х часов и отсняли на фотокамеру около 200 захоронений.

pflaum: Мои были высланны в 1941 из Шталь на Карамане, но у нас жили из разных колонний. Хоронили так-же, как написала Mария - черный простой крест в "голове", белая надспись смотрит на могилу. Помню, что было несколько могил, на которых кресты были с треугольниками - это были католики, но куда смотрела надпись я не помню. Мои ссылки были из "Lexikon zur Geschichte und Kultur der Russlanddeutschen" dielinde-ev.de

spack: pflaum Благодарю за ответы. У меня есть "Lexikon zur Geschichte und Kultur der Russlanddeutschen", но я не нашёл в книге эти описания. Какое [ключевое] слово нужно смотреть?

pflaum: Какое [ключевое] слово нужно смотреть? Beerdigung

spack: pflaum Спасибо, нашёл.

VovkaKak: Раскатово (Роледр \ Rohleder), Марксовский р-н, Саратовская обл. Довольно большой и «живой» посёлок, но старых домов мало. Есть магазины, довольно большая и «свежая» школа. Кирха переделана под сельский Дом культуры. На кладбище старых захоронений и следов старых памятников\крестов не было замечено, но есть довольно много новых немецких захоронений 1970-х … 2000-х годов. Понравился уход за кладбищем. На краю кладбища есть мусульманский «уголок». В середине кладбища встретилась одна мусульманская могила с ориентацией сдвинутой на 90 градусов относительно всех остальных могил! Интересно, что же это за вера такая?! Липовка (Шеффер \ Schäfer), Энгельсский р-н, Саратовская обл. Довольно большой и «живой» посёлок. Часто встречаются старые деревянные и кирпичные дома. На колокольне кирхи сохранился единственный в Немецком Поволжье старый немецкий колокол. На кладбище старых захоронений и остатков старых памятников обнаружено не было. Кладбище окружает, как и на многих других немецких кладбищах, ров с валом. Из «новых» захоронений имеются и немецкие 1990-х и 2000-х годов, в том числе и с фамилией Шефер. Старицкое (Рейнвальд \ Reinwald), Энгельсский р-н, Саратовская обл. Довольно большой и «живой» посёлок. Не редкость встретить старые деревянные и каменные дома. Кирха переоборудована под Центр досуга. Рядом с церковью, в старинном каменном доме расположена школа. Рядом со школой стоит памятник герою гражданской войны Якову Веберу. Кладбище не искали. Красный Яр (Krasnyj Jar), Энгельсский р-н, Саратовская обл. Большое село. Довольно много старых деревянных и кирпичных домов. Сохранилась и работает старая кирпичная мельница Шардта. Рядом с селом большой новый кирпичный завод. В центре села, в парке памятник погибшим в ВОВ. На кладбище не заезжали. Подстепное (Розенгейм \ Rosenheim), Энгельсский р-н, Саратовская обл. Небольшой посёлок, но «живой». Заезжали только на кладбище. На кладбище нашли несколько остатков от разрушенных старых памятников. Явно видны бугры старых захоронений. Новые захоронения ведутся поверх старых. Рядом с кладбищем посетили сероводородный источник. Звонарёвка (Шталь \ Stahl), Марксовский р-н, Саратовская обл. Относительно небольшое село. Кирпичных старинных домов очень мало, деревянные встречаются довольно часто. Симпатичная долина речки Большой Караман, что «способствует» её замусориванию отдыхающими! На кладбище не было найдено остатков разрушенных старых памятников, но нашли один вскрытый склеп и, следовательно, нынешние захоронения опять на костях. На кладбище нашли несколько немецких захоронений 80-х и 90-х годов. Город Маркс (Katharinenstadt), Саратовская обл. Про Маркс особо писать не буду, т.к. по нему информации в интернете и так хватает. Помимо «старинной немецкой составляющей», это и различные братские могилы героям Гражданской войны, и изобретатель русского моторостроения и тракторостроения Я.В. Мамин, и завод «Волгодизельаппарат» (бывший «Возрождение» и «Коммунист») с его первым российским колёсным трактором «Карлик», и современный костёл на одном из въездов в город, и восстановленный памятник Екатерине II в заложенном в 2006 году парке на площади Фонтанной, … Удивили двойные указатели улиц города – старинное и новое. Из анекдотичных: оригинально смотрится «дедушка Ленин» суровым взглядом «приглядывающий» за одним из входов в кирху!!! На кладбище не были. Заказ, улица Энгельса, 44, кирпичный двухэтажный дом: Ошибка видимо в адресе. По этому адресу стоит одноэтажный деревянный дом, обложенный белым кирпичом (справа старый деревянный дом № 42 (угловой на пересекаемой 7-й улице), слева деревянный дом № 46 с обложенным фасадом кирпичом красного цвета, а остальные стены белым кирпичом . Сделали фото окружающих домов и там близко нет двухэтажных. Но встретили кирпичную двухэтажку относительно недалеко, на 7-й улице, дом № 9, пересекающей улицу Энгельса - это следующий дом от углового, стоящего на улице Энгельса и 7-й. Фото вокруг Энгельса, 44 в конце всех выложенных. Орловское (Orlowskoje), Марксовский р-н, Саратовская обл. Оценочный заезд. Довольно большое село, старые деревянные и кирпичные дома встречаются частенько. Построена довольно «свежая» сельская школа. Кирха после пожара основательно перестроена под сельский клуб – оставлена середина, а по краям пристроены два больших крыла. Глядя на нынешний фасад здания даже можно подумать, что это здание не было церковью. Но, зайдя сзади, сразу понимаешь, что был не прав. Справа и слева стоят два памятника. Справа - Ленину, слева - воинам-землякам, погибшим в ВОВ. На кладбище не заезжали. Панинское (Шенхен \ Schonchen), Марксовский р-н, Саратовская обл. Нет сейчас. По всем картам получается, что это место указано на военной километровке как урочище Панино. На месте расположена одна могила. По ФИО похоже похоронен еврей. В маленьком круглом углублении помещена фотография покойного и чем-то залита для большей сохранности, но со временем покрытие потрескалось и уже еле различимо, что это фотография человека в пилотке. У пруда видны различные бугры и вокруг немного разбросаны красные кирпичи, больше похожие на «русские». Рядом проходит трубопровод, благодаря которому мы познакомились с охраной ;) За прудом есть различные строения относящиеся к трубопроводу. Через пруд переправиться небыло возможности – дамба частично разрушена и надо было делать хороший круг. Поэтому ограничились посещением его южного берега, подправили съехавшую плиту на могиле, пообщались с охраной, перекусили и двинулись дальше. Фото, как обычно http://imgsrc.ru/main/user.php?user=vovkakak

VovkaKak: VovkaKak пишет: В середине кладбища встретилась одна мусульманская могила с ориентацией сдвинутой на 90 градусов относительно всех остальных могил! Интересно, что же это за вера такая?! Сегодня разговаривал с другом, который ездил фотографировать кладбище в Нижнюю Добринку. Так он сказал, что там, судя по сохранившемуся памятнику на одной могиле и ориентации могил вокруг, часть немецких могил ориентирована так же!!!

atlant91: VovkaKak Interessno, chej pamjatnik sochranilsja!

VovkaKak: atlant91 пишет: Interessno, chej pamjatnik sochranilsja! Ну сохранился - это громко сказано! Просто остальных вообще нет, а тут ещё что-то можно даже попробовать прочитать. Кину сейчас оригинал вам в почту! PS: Кстати, там довольно много захоронений начиная с 50-х годов и по 90-е. Встречаются Утс, Краорт, Кизон, Зинер, Паиль, Мезлер\Мецлер, Диде, Дите, Дитте, Брауэр, Дерр, Шведт, Шнайдер, Симон, Рисс, ... Особенно много Утс!

atlant91: VovkaKak Danke! Poka-chto u menja takoj famili w rodoslownoj net. Tam wrode schtoto s "-sselmann". A kogda wash drug budet wistawljat swoi fotografii? Peredajte emu bolshoe spasibo.

VovkaKak: VovkaKak пишет: PS: Кстати, там довольно много захоронений начиная с 50-х годов и по 90-е. Встречаются Утс, Краорт, Кизон, Зинер, Паиль, Мезлер\Мецлер, Диде, Дите, Дитте, Брауэр, Дерр, Шведт, Шнайдер, Симон, Рисс, ... Особенно много Утс! atlant91 пишет: A kogda wash drug budet wistawljat swoi fotografii? Все фотографии отправлены!

VovkaKak: Зоркино (Цюрих \ Zürich, Eckert), Марксовский р-н, Саратовская обл. Небольшой, но «живой» посёлок. Остался практически в тех же границах, как и по плану 1941 года. Осталось довольно много старинных деревянных и кирпичных домов. Церковная территория очень сильно заросла деревьями, как, впрочем, и сама церковь внутри. На церкви заметны следы её использования после выселения немцев – белые кирпичи, трубы, рубильник, кронштейн изоляторов, … Местами на церкви заметны следы пожара – выгоревшие рамы окон, закопченные арки, … Вокруг церкви, в зарослях деревьев видны остатки фундамента забора, окружавшего кирху. В зарослях деревьев встречаются заросшие ямы – опять искали немецкие клады? К входу церкви со стороны Landstrasse идут параллельно две дорожки – одна поуже, вторая пошире. Перед входом сохранилась площадка из цветного бетона – ранее я нигде не встречал подобного и есть сомнения немецкая ли она. Между церковью и Landstrasse стоят остатки какого-то сооружения из красного кирпича похожего или на постамент под памятник, или на обелиск со снесённой верхушкой – кладка и кирпич явно не немецкого происхождения. На кладбище не были. Сделали немного фотографий возле кирхи: 1. Landstrasse – Ambulatorium (требуется уточнение, может быть и Kranken-hous, но вряд ли) 2. Landstrasse – дом Fink Andrei Karlsch 3. Landstrasse – здание школы (Schule) 4. Landstrasse – здание школы (Schule) 5. Landstrasse – дом Hummel Jorc 6. Landstrasse – дома Danns Nitz и Dann Philipp Peter (требуется уточнение) Васильевка – (Базель \ Basel, Крац), Марксовский р-н, Саратовская обл. Оценочный заезд. Небольшой, но «живой» посёлок. Есть старинные деревянные и кирпичные дома. Встретилось здание больше похожее не на жилой дом, а на когда-то бывшее здесь училище или общежитие. От памятника указанного в километровой военной карте осталась одна стела без табличек и, по всей видимости, относящаяся или к гражданской, или ВОВ. На восточном краю села ещё осталась старинная полуразрушенная кирпичная мельница. Кладбище не посещали. Новоскатовка (Штрауб \ Straub, Alt- Straub), Татищевский р-н, Саратовская обл. Оценочный заезд. Небольшое село. Жизнь как села уже «еле теплица». Но ввиду красивых мест и относительной близости Саратова, сейчас это уже больше дачный посёлок, близ которого «сильные мира сего» не прочь построить себе «сиротские фазенды», что мы и наблюдали. Пока мы фотографировали сохранившееся здание немецкой школы, «поймался язык». Женщина нам сказала, что немецких домов осталось всего парочка и в одном из них она и живёт. Ещё она нам рассказала, что после выселения немцев, село было заселено поляками и некоторые из них остались здесь жить. Так же похвасталась нам отменным качеством местной водички. Кладбище не посещали.

AB: VovkaKak пишет: Заказ, улица Энгельса, 44, кирпичный двухэтажный дом: Ошибка видимо в адресе. По этому адресу стоит одноэтажный деревянный дом, обложенный белым кирпичом (справа старый деревянный дом № 42 (угловой на пересекаемой 7-й улице), слева деревянный дом № 46 с обложенным фасадом кирпичом красного цвета, а остальные стены белым кирпичом . Здравствуйте Владимир, мне не приxодилось бывать в этом доме, но некотороя информация о доме имеется: 1. Документ датируемый 27.06.1932 года о купле и продаже дома в Маркштадте моим дедом. Указаны размеры дома 12,5* 6*4,2, из чего - кирпич, размеры пристройки, надворные постройки, имена бывшего xозяйна, соседей. Документ на немецком языке - Kaufvertrag - адрес: Энгельса 44 2. Акт о передаче члену РККА Орлову движимого и недвижимого имущества , принадлежащего Гр. Бангерт А.А, проживавшего в г. Марксштадте, ул. Энгелса 46. Указаны размеры дома, цена дома, и наxод. в доме имущество. При выселении присутствовал один из военныx -капитан, ежели подписавшийся на Акте Орлов и капитан одно и тоже лицо, то в нашей семье соxранились самые тёплые воспоминания об этом человеке. Дата выдачи Акта: 6.09.1941г. 3. Фотография этого дома в 1973 году. 4. Воспоминания бывшей ученицы моей мамы(она была учительница и преподавала в Марксштадте), в том числе воспоминания о доме. Владимир, честно говоря я пожалел о своём заказе, когда увидел как тебя начали загружать, и просто не надеялся, что это всё или почти всё будет реализовано. Теперь о фофотографии: последний дом по постройке очень поxож, но на фотографии 1973 года со стороны улицы 3 окна и он вытянут вглубь от улицы, а не вдоль. Мама всегда говорила 2x этажный, реально же как бы 1,5 этажный и из камня. Большое сердечное спасибо за фотографии. Интересна также информация о названии улиц по старому и одновременно по новому.



полная версия страницы