Форум » Краеведение » Краеведение Немповолжья » Ответить

Краеведение Немповолжья

spack: Несколько интересных статей краеведческого характера, найденных в Интернете: 1) Макаров А.И. Планировка немецких колоний Камышенского уезда Саратовской губернии (вторая половина XVIII — начало XX века) 2) Сычалина Е.В. Формирование немецкой топонимии на Волге

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

spack: Статья, в которой затрагиваются вопросы административно-территориального устройства ликвидированной АССР Немцев Поволжья: Бугай Н. Автономия немцев Поволжья: проблемы деструктурирования и социальной натурализации

alwis: Господин Шпак, Есть ли в книге Макарова А.И план и описание Колонии Röthling/Семёновка

spack: alwis Это не есть книга Макарова. Статья этого автора опубликована в сборнике: Материальная культура народов России (Культура народов России, т. 1). Новосибирск, 1995. С. 140-149. Исходя из этого, надо полагать (коль статья опубликована полностью), что больше никаких планов и описаний немецких колоний в его статье нет.

uraleddie: Губернии Российской Империи открытки - Саратовская Губерния http://jpe.ru/1/max/160610/0cb7z83hha.jpg http://jpe.ru/1/max/160610/0wmoumg2hx.jpg

Viktor : uraleddie , можно определить период издания открытки? интересно, народонаселение не русские, украинцы, немцы, французы...,а великороссиян, малороссиян, колонистов из Германии, из Франции...

Viktor : Diesendorf , А были колонисты-французы или немцы (к пр. эльзасцы) из французких провинций?

uraleddie: Viktor Открытка 1856 года. У меня есть всего 80 открыток на разные губернии россии этого периода. Если когото интересуют какието губернии, пишите на лс.

Viktor : а колония францозен?

Diesendorf: В колонии Францозен, судя по справке о ней, выложенной на нашем сайте, поначалу жили выходцы из Эльзаса, т.е. из Франции, а не из Швейцарии.

Viktor : Но жители Эльзаса это же немцы?

aderr: Viktor do 1648-go goda Elsas byl Germanskim, zatem, posle prodolzhitelnyh vojn i po Vestfalskomu mirnomu dogovoru ot 1648-go goda, Gabsburgi ustupili vse svoi prava na Elsas francuzskoj korone. Bez vsjakih somnenij podavljauchee bolshinstvo zhiteli Elsasa pereehavshih v Rossiskuu Imperiu byli nemcami (eto vidno i po familijam), a dalnejshee stremlenie francuzov ofrancuzit Elsaskoe naselenie, naprimer v 1685 godu zhiteljam Elsasa bylo zaprecheno hodit v nemeckih kostumah, skoree vsego i posluzhilo povodom dlja pereezda.

Viktor : aderr , dankeschön. теперь понятно - "францозен" на Волге это немцы из французского Эльзаса. В Черноморье было много таких францозен, есть даже по линии жены такие. Эккман, путешествие которого описано у К. Штумпп.

Diesendorf: Посетив пару раз Эльзас, я не заметил, чтобы его нынешние жители считали себя немцами. В 18-м веке ситуация была, конечно, другой, и не исключено, что французские власти не препятствовали выезду эльзасцев в Россию как раз для того, чтобы поскорее "офранцузить" эту территорию. Впрочем, среди колонистов (например, в Екатериненштадте) попадались и явные французы, даже жители Парижа. Правда, они в поволжских колониях, как правило, не задерживались. Видимо, с ними происходило то же, что с первыми жителями колонии Францозен, судя по вышеупомянутой заметке: они предпочитали колонистской жизни роль гувернеров и гувернанток. Известно, что в этом качестве в России уже в 18-м веке чаще всего выступали именно выходцы из Франции.

Viktor : У Цюге в книге описывается целая колония французов в самом Саратове.

Adex: Интересную мысль по поводу исчезновения французского элемента из волжских колоний высказал профессор В.Ф.Шишмарёв в книге "Романские поселения на юге России". Он утверждает, что "настоящих" французов среди колонистов было сравнительно много. Но невзгоды первых лет и разгул пугачёвщины сильно сократили их удельный вес среди волжских колонистов. Зная французский язык, они легко могли бежать в русские волости и наниматься к помещикам в качестве кучерев, кухарок и пр. Большого труда не стоило и бегство на родину. Малограмотные и не смелые остались в колониях, переняли немецкий язык и растворились среди немцев. От них остались только французские фамилии, например: в Мариентале Schamne, Delwa (Delvau) и др.

Walerij: Считать первопоселенцев колонии Францозен эльзасовскими немцами не правильно. Среди них были и немцы из Германии, но очень мало основная часть были действительно Французы взять даже первые фамилии Жиро Жан Батист, Девилье Карл, Жанн Шарль, Бертран Жеро и тд. Здесь можно привести из работы И.Плеве интересную выдержку которая сразу может объяснить почему Французы очень быстро оставили каменные дома и смылись в неизвестном направлении "Отправив первую партию завербованных французов из Гамбурга, Мусин-Пушкин сообщил в Петербург свое мнение по поводу набранных из Франции колонистов: ”Вся эта ватага состоит из офицеров, парикмахеров, поваров и конфитурщиков и к поселению в земледельческую колонию не способна”. Но адекватной реакции на замечание посла из Канцелярии не последовало."

Adex: В.Ф, Шишмарёв "Романские поселения на юге России", изд Наука 1975 Единственной первоначально чисто французской колонией являлась Францёзен- Россоши. В ней было поселено первоначально 59 семей, среди которых, как показывает список поселенцев 1767г., находилось несколько нефранцузов.... Паллас, посетивший колонию осенью 1773г., называет её «французской». По замечанию главного судьи Саратовской конторы Лодыженского, почти все французы оказались не способными к земледелию. Одни из них ушли," благо французкий язык обеспечивал им гостеприимный приют в помещечьих захолустных семьях", другие были забракованы во время «разбора» 1775г., а из числа оставшихся спрособными к земледелию были признаны всего 18 семей. Из них только одна семья могла прокормиться своим хлебом в зиму 1775-1776. Прф. Озерецковский, посетивший Россоши в 1782г., сообщает, что в них было в эту пору "40 каменных домов, но из них только в 17 жители остались; прочие же стоят пустые; хозяева их рассыпальсь по неизвестным местам искать счастья". Несколькими годоми позднее (90-е годы) Паллас рассказывает, что население Россоши состояло из 33 семей, из которых только 4 были французские или валлонские.

uraleddie: Adex Извените, а там о самих семьях ни чего не написано. Моя прабабушка Луиза Басгаль/Basgall, её предки из Францозен. Первый из них был Jean/Jan Pasqual и он относится к тем кто остались в деревне, но позже перешли в Ротгаммель. Его жена была русская Степанида Иванова. Он был солдатом и приехал в Россию один. Если что-то есть - пожалуйста напишите.

Adex: uraleddie . фамилия Паскаль встречаеся только в связи с вызывательством из Франции. Паскаль, 2-я пол. 18 в., француз, поручик Ингерманландского полка, вербовщик. Больше о нё не упоминается

uraleddie: Adex Эта информация именно из этой книги: В.Ф, Шишмарёв "Романские поселения на юге России", изд Наука 1975 ? А книгу эту ещё можно преобрести в России или Германии?

Walerij: uraleddie пишет: Он был солдатом и приехал в Россию один. а это разве не Ваш? Баскал Жан 30.шляпный мастер из Полиана Мил. Жена Степанида 20.Дочь Диаже 0,5.Живёт в работниках у вызывателя Питета

Adex: uraleddie, да это из той же книги. Купил я её в начале 80х у букиниста в Питере. Но я эту книгу читал до этого в библиотеке в Омске. Её тираж был всего 1350 экз. Об авторе: Владимир Фёдорович Шишмарёв (13 (25) марта 1875, Санкт-Петербург — 21 ноября 1957, Ленинград) — российский филолог, профессор, действительный член АН СССР (1946), один из наиболее значительных российских романистов первой половины XX в. Труды по истории романских языков, эпосу и литературе романских народов. Книга издана Академией наук СССР как научное наследие, над которым он работал 30 лет. Каждая страница усеена библиографией и ссыками на источники. Я в те далёкие годы многие эти источники (Писаревский, Клаус, Beratz, Sinner, Schmidt и др.) читал в чит. залах Моквы, Ленинграда и Киева. Теперь, благодаря нашему админу, мы можем с некоторыми ознакомиться на сайте. По поводу колонии Францoзен есть ссылка на : Pallas P.S. Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Staathalterschaften des russischen Reiches in der Jahren 1793-1794. Bd.1. Leipzig, 1799, S. 53.

uraleddie: Adex спасибо большое Walerij Да точно мой, а ваши сведения из какого источника? И "Полиана Мил" мне ничего не говорит. Это где находится, никто не знает?

Walerij: uraleddie , посмотрите почту.

чужой: Не стал открывать новую тему. Возможно то что я скажу и не важно вовсе... На прошлой неделе в Жирновске можно было увидеть машины с эмблемами НТВ. Для маленького провинциального городка это интересное и необычное событие. Ходило много слухов о цели визита съёмочной группы общероссийского телеканала. И вот выяснилось, что НТВ снимет 15серийный фильм "Таинственная Россия". В него войдёт материал посвящённый истории некоторых населённых пунктов, т.е. немецких колоний - Линёво(Гуссенбах), с.Медведица(Франк), п.Мирный(Гуккенталь), п.Подчинный(Крацке)...

Nic: чужой Очень интересное сообщение, почему же. Ещё интересно, что они там "наснимут" и кто заказчик и консультанты этого мероприятия.

Alba: чужой пишет: Возможно то что я скажу и не важно вовсе... Очень важно.Спасибо !!!Будем ждать.Надеюсь,что в следующий раз сообщите нам,когда фильм будет готов к прокату.Посмотреть Линево...

чужой: Как пишет газета "Жирновские объявления", НТВ готовит выход проект "Таинственная Россия" осенью. В его планах охватить интересные места различных регионов нашей страны. После Жирновского района они укатили снимать в Иловлинский. Более детальных подробностей не сообщается. Когда выйдет в свет сей проект, думаю все узнаем из программ телевидения. Мне интересно, кто то же должен был НТВэшников "водить" по нашим памятным местам. Тот, кто знает историю колоний. Интересно, не из наших ли кто форумчан?

Наталия: Архитектурное наследие поволжских немцев исчезает на глазах Когда читаешь книги по саратовскому краеведению и дореволюционной истории поволжских немцев, воображение начинает рисовать волшебный край. Край, где живут аккуратные трудолюбивые люди, на ухоженных полях пасутся тучные стада, а на улицах городов и сел стоят добротные красивые дома «переселенческой архитектуры» и церкви, похожие на средневековые замки. http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=2609&fl=1&sl=1 Наша духовность. Unsere Werte/ http://www.foto.zdk-engels.by.ru/fotogallery.htm А вот и авторы проекта " Наша духовность." http://www.foto.zdk-engels.by.ru/Author.htm

Vika Kreis: Здравствуйте! Не освоилась пока с сайтом, может, не туда пишу сообщение - если так, поправьте! Очень хотелось бы узнать, где в Саратове находилось римско-католическое кладбище, на котором хоронили поселенцев (немцев и др. на циональностей) в 19 в. Скорее всего, сейчас оно не существует, но возможно, кто-то знает, где находилось и что сейчас на его месте?

Galina2009: Здравствуйте форумчане! Кажется все просмотрела . Но ненашла фото Моргентау Паласовского кантона . И нет ли где нибудь чертежа поселения Моргентау?

Vika Kreis: Здравствуйте ещё раз! Сама спрашивала - сама отвечу. Вдруг кому-то интересно будет. Сначала немного из истории римско-католической епархии: "В 1847г. специально для католиков России (без Польши и прибалтийских земель) была основана Херсонская римско-католическая епархия, которая с 1852г. была перенесена в маленький уездный городок Тирасполь переименована в Тираспольскую. В Тирасполе, как и в Херсоне, разместить кафедру епископа не удалось. В 1856г. центром епархии был избран Саратов. Название Тираспольская римско-католическая епархия было решено сохранить в отличие от Саратовской православной епархии. Тираспольская епархия с центром в Саратове вплоть до 1917г. оставалась единственной на собственно российской территории римско-католической епархией. К Тираспольской епархии с центром в г.Саратове относились Астраханская губерния, Грузия, Бессарабия, Екатеринославская, Самарская, Саратовская, Ставропольская губернии,Таврическая и Херсонская губернии.Епископами Тираспольской епархии являлись – Фердинанд Канн (1787-1864), Франц Цоттман (1826-1901), Антон Церр (1849-1934), Эдуард Ропп (1851-1939), Иосиф Кесслер (1862-1933). В начале 20 в. Тираспольская римско-католическая епархия, охватывавшая европейскую часть и юг России, а также большую часть территории современной Украины, объединяла 121 церковь, 131 священнослужителя и около 300 тысяч прихожан." Теперь по кладбищу. Приведу дословный отрывок из Цикла статей Виктора и Николая Семеновых, подготовленных для газеты «Саратовская панорама» (Часть седьмая. В упокоении вечном), со своими комментариями в квадратных скобках: "Одновременно с закрытием Ильинского кладбища [закрыто в 1848, находилось на месте нынешнего лицея62 и гаражей в Белоглинском овраге] было образовано лютеранское и римско-католическое кладбище у подножия Лысой горы, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря [ныне там монастыря нет, ныне там химучилище], за линией железной дороги. Здесь стали хоронить немцев, поляков и др. лиц соответствующего вероисповедания. Здесь не было принято сажать деревья и кустарники, а надгробия выполнялись преимущественно в виде каменных плит с соответствующей надписью. Если умирала девица, то плита была из белого известняка. Для проведения похоронных обрядов на кладбище в 1867 году была построена каплица (часовня) [уничтожена -если не ошибаюсь- большевиками]. К 1960-м годам большинство надгробий этого кладбища было разрушено, лучшие плиты - растащены. В начале 70-х территория кладбища застроена домами частных жителей".

spack: Vika Kreis См. Тираспольская епархия А то, что сделали с кладбищем - не удивительно. Я бы скорее удивился, если бы что-то сохранилось. Так же, как был приятно удивлён, когда мне прислали фотографии захоронений Цоттманна и Кесслера. Но это - в Германии. Тут, собственно, удивляться не приходится. Иное дело, в России...

spack: Vika Kreis Но за инфу - спасибо!

Vika Kreis: Есть и в России "островки" неосквернённых захоронений - например, в Смоленске католическое кладбище рядом с костелом не тронуто. Просто в разных городах "старались" по-разному.

russ28: Наткнулся на новую книгу, посвященную Краеведению Поволжья, написанную, как я понял в сатирической манере. Сам не читал, но ссылку оставлю. Эдуард Абубакирова и др. Выше, дальше, ниже. Новейшие опыты краеведения Поволжья. О ней же здесь: http://evgeny-strelkov.livejournal.com/591.html.

Николай Э: Коллеги, просматриваю, наконец, микрофильм 2344176 (Самарская духовная консистория. Лютеранская церковь ). Нашел заветную страницу : раздел "рождения", 1867, София (имя новорожденной), Мюллер (отец), откуда - СЕЛОВ . В другом месте : раздел "браки", 1884г, София Мюллер из СЕЛОВ Петрикан , жених - Кап Вильгельм - оттуда же . На картах не могу этого СЕЛОВ (SEELOW) никак найти, кроме как в Бранденбурге . Не могу поверить, что Мюллер приехал з Бранденбурга на Волгу , родил там Софию и уехал, а через 16 лет снова вернулся вместе с женихом, чтобы их в Самарской консистории, значит, обвенчать . Переписчики документов мормонских, как я понял от форумчан, это работники наших архивов, переписывавшие (кто лучше, кто хуже) метрики ,- ошибок несть числа. Один работник просто указал СЕЛОВ , а другой (почерк другой) указала С(з)ЕЛОВ Петрокан(Ц) , то есть не уверен в своей транскрипции . Так вот, где этот СЕЛОВ расположен был на волжской земле ? Конечно, неплохо бы на окраине Цюриха Спасибо и удачи, Николай

Uri: Уважаемые форумчане! Дочь пишет краеведческую работу по теме немцы г. Камышина конкретнее о Якове Дитц и Эдуарде Губер, spack пишет: в теме новости На нашем сайте немало страниц посвящено поэту XIX века, Эдуарду Губеру. страничка Эдуард Губер не открывается, а остальные не нашёл, помогите найти! По Дитцу кажется материала достаточно но не ясно точно место рождения..

spack: На форуме ссылке устарели, т.к. часть разделов сайта полностью переработаны. Дитц Губер

Uri: spack Спасибо! и не только от меня

Наталия: Ищу сведения о колонии Сусанненталь. И на форуме, и в Интернете их очень мало. Надеялась, что в селе есть школьный музей, чтобы через него узнать больше о колонии. Но ничего не попадается. А вот в школе села Подлесное(колония Унтервальден, что в 2-х км от Сусанненталя-Сосновки)) есть историко-краеведческий музей. Кто им заинтересуется, сообщаю электронный адрес школы unterwald@rambler.ru



полная версия страницы