Форум » Краеведение » Экспедиция по Немповолжью (продолжение) » Ответить

Экспедиция по Немповолжью (продолжение)

sander: Предлагаю обсудить здесь возможность организации экспедиции с целью фотосъемки определенных мест Немповолжья. Наверняка многие обдумывали такую возможность и не один раз. Я думаю, если найдется несколько энтузиастов, совместное путешествие покажется уже намного более реальным, чем одиночное. Предлагаю всем заинтересованным здесь высказаться и заодно указать населенный пункт, который их интересует и желание принять участие в экспедиции. Маршрут, я думаю, определится после обсуждения. Наверное, стоит обсудить и вопрос материальной поддержки участников данной экспедиции, если идея будет реализована. Лично меня интересуют с. Высокое и с. Карамыш (колонии Dönnhof и Kutter) Красноармейского района Саратовской области. Обсуждаем? Отчёт о поездке spack по бывшему Франкскому кантону находится здесь: http://wolgadeutsche.net/spack/Reise_1.htm Фотоальбомы экспедиции VovkaKak находятся здесь: http://imgsrc.ru/users/vovkakak скачать соответствующий альбом полностью можно кликнув по опции: "beta: весь альбом в ZIP архиве".

Ответов - 153, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

vikmai: Sedoi.de пишет: Надо сказать, что Филипп Филиппович - ходячая энциклопедия, в его голове информации хватит на целую повесть. Достаточно заметить, что он составил список людей, с которыми был в трудармии в г. Кизил Пермской области - 102 чел., с указанием Ф.И.О., года рождения и, в большинстве, из какой колониии. У меня к Вам просьба-узнайте,пожалуйста нет ли в его списках:Кляйн Фридриха Фридриховича, Кейлер(Келер) Вольдемара Густовича?

Наталия: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ. В моих сообщениях появилась небольшая пауза. А значит есть время подумать о том, как рождалось это неотвратимое желание - съездить на родину предков. Некоторые мысли легли строчками стихов. *** Ждут пути-дороги К родине святой. Подожди немного, Сердце успокой. Наступлю на землю, Ту, что прах хранит. Одиноко верба Вдалеке стоит. Нет давно уж дома, Нет следа его. Хоть горька та кома, Но стоит село. Люди здесь другие. Любят, надеятся, ждут, Не вспоминая былые, Те времена, что гнетут. Я постою здесь в сторонке. Вспомню их всех чередом. Голос кукушки негромкий Только звучит за селом. *** Тебя вспоминаю, фон Платен. Спасибо тебе за рассказ. Что путь описал так понятно, Свой главный по жизни вояж. Россия осталась загадкой. Да путь твой короток так был. Дорога казалась не сладкой. Отнять столько жизней и сил. Её познавал, удивляясь. Так странно всё было тебе. Крестьянин пахал, не сгибаясь, Без ропота к горькой судьбе. В строках твоих верных и чётких Я видела поступь веков. И в мыслях то смелых, то робких Я скинула массу оков. Я видела в этих подводах Род свой. И до боли в глазах Страдала я их непогодой И горькой строкой на устах. Тогда я уже всё решила, Что ехать на Волгу пора. Чего мне она посулила? Оставила мысль до утра. Но ночью сошло провиденье. Увидела путь свой всерьёз. И началося томленье От радости близкой - до слёз. Теперь та дорога знакома. Протоптана мною слегка. И пусть я уже снова дома, Но мысль, как и прежде, смела. Туда, на Волгу далёкую, Схожу я ещё тыщу раз. И радость свою синеокую Сложу в очень длинный рассказ. Спасибо тебе, мой фон Платен. Ты - звёздочка! Ты - мой маяк! Поэма твоя мне так свята. А грусть... это сущий пустяк. Я непременно побываю снова в Сусаннентале. Я мало о нём ещё знаю. Мне нужно встретиться с колониями: - Беттингер.Там жила моя прародительница Анна Доротея Вайнберг(по мужу Шмидт) - Борегард. Там жила моя прародительница Катарина Людвиг(по мужу Шмидт) - Гларус. Там жила моя прабабушка Сусанна Оперман( в первом браке Шмидт), а в Гларусе - Ган, её новая фамилия по 2-ому браку. - Брокгаузен. Там родилась моя прабабушка Сусанна Оперман. - Ягодная поляна, там тоже проживали близкие моих прародителей - Рязановка. Там проходили конфирмацию мой прадед Иоган Христиан Шмидт и моя прабабушка Сусанна Оперман. И готовясь в мыслях к новой встрече с дорогими местами, я просматриваю фото из этих колоний у Ольги Лиценбергер. Спасибо ей. И спасибо нашему форуму. Что он есть, что он притягивает, что здесь можно много познать, найти единомышленников и друзей. Спасибо Вам, Александр Шпак!!! Здание бывшего школьно-молитвенного дома в Беттингере. Старый немецкий дом в Борегарде. Здание бывшего пастората в Гларусе. К сожалению, на сайте не нашла фотографий из колоний Брокгаузен, Ягодная поляна и Рязановка. Уважаемые форумчане, если таковые найдёте, выставьте их в этой теме. А пока... снова небольшая пауза.

Sedoi.de: vikmai Я смогу для Вас всё посмотреть только после 25 сентября, когда приеду в Германию.Все эти материалы там. А я сейчас ещё в России.

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ Я продолжаю свой рассказ о моём путешествии по Уралу и Сибири. Впереди Камышлов Свердловской области. Это вокзал в Камышлове. Уважаемые форумчане, это поездка на Урал и Сибирь тесно связана с моей поездкой в Немповолжье. Ведь я там встречался с бывшими жителями с моей родины - колонии Ней Денгоф и, конечно, со своими родными оттуда же. Собрано много материалов, которых хватит на целую книгу и на музей. Но о нём - позже. Из Краснотурьинска мой путь продолжился автобусом, следующим по маршруту Краснотурьинск-Тюмень, которым ездят на работу газовики и нефтяники, работающие вахтовым методом в Тюменской области. На пути следования был старинный уральский городок Камышлов, расположенный на реке Камышловка, притоке Пышмы, куда я и ехал. В Камышлове проживают мои двоюродные сёстры - мы вместе жили военные годы в месте депортации, деревне Орлово-Кукушкино Омской области. У сестёр сохранились старые вещи, взятые при депортации - старый кашимировый платок, какие носили женщины-немки при посещении церкви. Сохранились также старые вышивки. Эти , дорогие сердцу старые вещи, я передал позже музею в Новинке (Ней Денгоф). Несколько слов об истории Камышлова. В 1668 году на реке Камышловка был основан Камышловский острог, с 1687 года - Камышловская слобода. В XVIII веке через слободу прошёл Большой Сибирский тракт. В 1781 году это уже уездный город Пермского наместничества. В городе сохранились здания XIX - нач. XX в.в.: Покровский собор, здание типографии, бывшей мужской гимназии, вокзал. Есть историко-краеведческий музей, курорт"Обуховский." "Обуховская"вода по своему составу аналогична лечебным водам "Нафтуся" Трусковецкого курорта. Кто желает историю Камышлова узнать более подробно, читайте здесь. http://urbibl.ru/index.htm Свято - Покровский женский монастырь. Если желаете прочитать о нём, прошу сюда. http://sobory.ru/article/index.html?object=01234 "Обуховский" санаторий. Одно из многочисленных зданий. Кто желает о нём узнать поподробнее, читайте здесь. Просто СКАЗКА! http://kurort.perm.ru/direction/sanatorium/obuhovsky/ Возвращаюсь к описанию старинных вещей, которые меня заинтересовали в Камышлове. Прежде всего, это очень старая, древняя книга на готическом немецком. Скорее всего, это - учебник церковный. По нему, видимо, обучались в духовных учебных заведениях. По этой книге нас обучал мой дед Шварцкопф Филипп Яковлевич. По ней он нас учил читать, рассказывал о содержании картинок, а потом заставлял пересказывать. В книге отсутствуют первые и последние страницы, часть страниц в середине. Невозможно установить год и место издания, в связи с чем, пользуясь случаем, даю копии некоторых страниц. Возможно, у кого-то сохранилась подобная книга? Помогите восстановить отсутствующие страницы. Для меня это важно сделать во имя памяти о дедушке, благодаря которому мы выжили в те трудные годы. Дед занимался охотой и рыбалкой - чуть было не погиб на одном из озёр, чтобы достать для нас пропитание. В книге в середине отсутствуют страницы 161-164. А вот и прощание... Прощай, Камышлов! А впереди... Ишим. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ Продолжаю своё повествование о путешествии по Уралу и Сибири. Из Камышлова путь далее на восток, в Сибирь. Первым сибирским городом был Ишим. В этот край были депортированы многие семьи из колонии Ней Денгоф. Здесь было много интересных встреч с близкими и знакомыми - очень интересными людьми. Но обо всём попорядку. Город Ишим основан в 1687 году казаками - соратниками атамана Ермака на левом берегу одноимённой реки. Изначально поселение называлось Коркина слобода, но в 1782 году императрица ЕкатеринаII издала указ об изменении статуса слободы. С тех пор это город Ишим. Старый город В 1825 году в городе было всего четыре улицы. Новый Ишим Если вы хотите узнать об истории Ишима больше и увидеть его во всём великолепии, то откройте все эти ссылки. http://ishimhistory.ru/ http://www.ikz.ru/culture/ishim/architect.htm http://www.kmishim.ru/historyishim/ishim http://www.phototyumen.ru/archive/20/ Продолжение описания моего путешествия по Ишиму продолжается, а всё самое интересное - впереди.

orlovskaja: кстати о городе Ишиме ! Первый мэр города наш земляк Рейн Виктор 1991—2007 гг. http://www.duma72.ru/Deputy.aspx?id=20

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ. Продолжаю свой рассказ о посещении Ишима. Здесь мне предстояла давно ожидаемая встреча с последним довоенным директором школы колонии Ней Денгоф (Новинка)Вольдемаром Александровичем Шмидт. О встрече договорились с ним заранее и 30 июля я с огромным волнением шёл к нему. Для волнения были причины. Ведь он - очень незаурядный человек. "Что, что, -себя сам вопрошаю, Порой печалит так меня?" Но, я не жалобу стонаю, Чутьём ищу смысл жизни я" Это маленький фрагмент из его стихотворения "Познание смысла моей жизни". Встреча с ним за эту поездку была три раза. Впечатление от этого человека необыкновенное. Я счастлив и горд, что он - наш, нейденгофовский. Вольдемар Александрович Шмидт - со своими книгами. Хотя их тираж просто мизерный, всего 50экз. - I том и 30экз. - II том, но я стал обладателем обоих. Его книга "В свете личного знания чрезвычайной истины"- это его мировозрение, его раздумья, его открытия и размышления. Вот каким стихотворением он заканчивает свою книгу. СОВЕРШИТЕ ЧУДО! Ах, зачем мечтать вам, Чтоб свершилось чудо В мире человечьем Через сто лишь лет. Лжи своей стыдитесь. Чтоб не обмануться, Просто полюбите Горьких истин свет. Сможет дружелюбью Вашему поверить Всякий враг, что истин Уважает плод. Коль хотите дружбу, Свой порок душите, Чтобы в целях мира Верил вам народ. Знались б вы с любовтю Ко всем людям сами, Уж давно меж вами Царствовал бы мир. Вы ж ведь все стремитесь Диктовать в господстве, Не щадя в пристрастье Свет наук и лир. Совершите чудо! Истин слов не бойтесь. Я ж из них любовно Вам стихи сложил. Истинный противник, Я могу быть другом, Если правда то, что Дружбы дух вам мил. Честь и разум дружбы, Дали б в вас росточки, Если б хоть неделю Знался я в печать. Совершите чудо, Дав мне чуть свободы. Мой свет знаний может Совесть очищать. Книги В.А. Шмидт - не поэтические сборники, но в них вкраплены в текст повествования в том числе и стихи. А есть и стихи, положенные им же на музыку. Удивительны эти строки. СТЫДИТЬ МЕНЯ НЕ СПЕШИТЕ Далеко от зимы улетают сквррцы из старицы, Увлекая с собой в лето тёплое юных скворцов. Я завидую вам, легкокрылые вольные птицы, И гляжу грустно вслед с беспокойством разумных отцов. Первый свой перелёт с вами вместе на юг совершая, Несмышлённый ваш внук знать не может, что там вдалеке. Но в пути старики, для него край неведомый зная, Всё расскажут ему на скворчином своём языке. Тяжко думать порой, что, не зная этичной науки, Внуки внуков моих в жизни нравственный путь не найдут. В тьме мирской суеты и учёные ведь близоруки: Против истин греша, они знания с ложью дают. Чуя запах весны, вы в наш северный край прилетите. И запомнит ваш внук навсегда свой спасения путь. Я завидую вам, но стыдить вы меня не спешите - Я душой познаю, как спасать благотворную суть. Не нужны мне ни власть, ни порочная слава мирская. Я по мудрым отцам за спасенье потомков борюсь. Но законы любви иногда хоть чуть-чуть преступая, Зло в себе осудив, я Всевышнему, грешный, молюсь: "Прости, господи, нам, как мы сами обиды прощаем Тем, кто в злобе своей причинял нам и горе, и вред, А на наши грехи, о которых мы сами не знаем, На ошибки ума свой пролей нам божественный свет. В этом стихотворении, конечно же, скворцы - это образы, но навеяно оно наблюдением за полётами и щебетаньем настоящих, живых скворцов. Об этом мне рассказал сам Вольдемар Александрович. А потом мы вместе послушали песню, написанную им же, в записи. Вольдемар Александрович ставит автограф для меня на своей книге. А это его сохранённая родовая Библия. Продолжение повествования о В.А.Шмидт в следующем сообщении.

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ Продолжаю повествование о Вольдемаре Александровиче Шмидт, с которым меня свела судьба и, видимо, не случайно. Многое я понял, общаясь с ним. Сегодня я в этих путевых заметках хочу выставить интересную статью о В.А. Шмидт, напечатанную в журнале "Сибирское богатство". А предыстория была такова. Учительница математики Новинковской средней школы, великая умница и энтузиаст, создала по велению сердца музей "История колонии Ней Денгоф - Новинка". Имя её - Чернова Павлина Ивановна. К счастью, корни её тоже немецкие. Музей находится в Новинковской школе, где директором в те далёкие предвоенные годы был Шмидт В.А. Павлина Ивановна обратилась с письмом к Шмидт В.А. Ей хотелось получить от него то, что её тревожило, что ей было интересно. Ей, а , значит, и музею. А для Вольдемара Александровича это письмо послужило рождению массы воспоминаний... "Любовью прошлого объемлев. Я человеком стал, как есть. Ведь в Божьей вечности приемлев, Отец спасал мне жизнью честь." Статья в журнале так и называется: "Я ЧЕЛОВЕКОМ СТАЛ, КАК ЕСТЬ" А это рукописи некоторых его стихов Второе стихотворение на русском и немецком. Вальдемар Александрович принимал активное участие в общественной жизни города Ишима и его церкви, пел в церковном хоре. На фотографии он в верхнем ряду, с галстуком. Вот такой он - Шмидт Вольдемар Александрович. А сейчас... прикован к постели, "изолирован" от мира. Один на один со своими мыслями, а они у него, как и раньше, созидательны, мудры и жизнеутверждающи. Продолжение публикаций об Ишиме в следующем сообщении.

Наталия: Sedoi.de Перечитала всё, что могла, и принадлежащее перу Вольдемара Александровича и о нём. Рада, что у нас не только одинаковые фамилии, но и одно миропонимание. Правда, он всё понял в 1945, а я - в 1980, когда мне стало 40 лет. Только вот свои мысли на стихи я положила в 2007 году. *** Воздвигну я Храм В своей душе, Любовью воздам Во благо тебе. Во благо жизни Родственных душ. Устрою я тризну Чуждых мне чувств. Восславлю я веру В любовь и добро, Рассыплю по миру Красот серебро. Молитва моя - Луч света внутри. Светить буду я, Ты только дойди. Дойди и познай, В чём жизни твой смысл. Создай в душе Рай, На пути поразмысль. О том, как живёшь, В ладу ли с собой. И с кем ты идёшь И путь ли прямой? *** Очищу душу свою От пустой породы чувств. Стоящим на краю Верну надежду, Раскаянья грусть. Обиды и неприязнь - Ненужный в жизни груз. Прощение и нежности вязь Возьму и в пути разберусь. Гордыню и нетерпимость Выброшу как хлам, С добротою и щедростью Войду в Храм. Прощая всех, Буду сама собой. Познаю успех, Радостью поделюсь С тобой. *** Я верю в параллельные миры. Я верю в другие измерения. Я верю, что живёшь в них ты И не подвергну это сомнению. Это - не чудо, не мистика, Не плод воображения. Просто я знаю, что это так. И никакого сомнения. Где этот твой мир И чьё это творение? Везде, где нас нет и где мы. Я точно это знаю И никакого сомнения. Увидим ли мы его иль нет? И хватит ли пяти наших чувств? Такие люди на Земле уже есть. Узнаете, коль захотите И не только из моих уст. Поверите в них и вы. Моё же вам известно мнение. Я верю в параллельные миры, Я верю в другие измерения. *** Как хорошо быть каждый миг В состоянии радости и счастья. Улыбкою свежа душа и лик. И мир у твоих ног И в солнце, и в ненастье. Как благодарна, Мир, тебе За твои дары на счастье. За книги мудрые, моей судьбе Навстречу - друзей участье. За райские цветы в обители Моей души, за щедрость и любовь Детей моих, моих родителей. За память, что питает кровь. Спасибо тебе, Мир, за творение Великое, что светит мне с утра. За то, что я всегда в учении, В познании. И это неспроста. Продляешь путь мой на Земле, Чтобы понять, испить до донышка И суть свою, и тропу к мечте. И учишь светить всегда как солнышко. Спасибо за осмысление Всех планов бытия. За дары творчества, прозрение, За веру твою в моё добро, в меня. Спасибо, что притягивается Ко мне всё только подлинное. И новые чувства рождаются, Уходит всё чуждое, постороннее. Спасибо, что помогаешь настроиться, Вдохнуть твои ритмы, свечения. Понять, что я не одна, а нас Троица И как необходимо единение. Спасибо, что стихи недаром выстраданы, Как птицы ждут странствие. И зёрна знаний, что помог вырастить Ты, Прорастут Души твоей во здравие.

ommaolga: Наталия Sedoi.de Вы провели такую огромную и интересную работу!!! Ваши Притчи и представление нам таких Великих "Человеков," как Вольдемар Александрович, никого не могут оставить равнодушными. Заставляют задуматься. Жаль, что Вольдемар Александрович одинок и болен. Пусть воздастся ему сполна. Хочется цитировать каждую его строку. Спасибо вам!!ommaolga.

Наталия: ommaolga Спасибо Вам, уважаемая Ольга Владимировна, за постоянную моральную поддержку, за сердечную чуткость, за тонкое понимание наших усилий достучаться до людских сердец. За видимой формой (отчёта о поездке) способность увидеть и прочувствовать наше стремление передать , что такое для нас история наших предков, что такое для нас та земля, где они жили, трудились, любили, рожали и растили детей. Где они страдали и умирали. *** Века прошли, Всё изменилось. Архивов тлен Хоронит связь времён. Но память не молчит, Кладовые открылись. Душа коснулась Родных имён. Они как и мы Жили и любили, Что-то создавали, Чему-то были верны. Письма писали, Цветы дарили, Характерами были И слабы, и сильны. Их так же очаровывала Красота земная. И ширь полей, И гладь озёр. Любима ими была Земля родная. К свободе её постоянно Был обращён их взор. Детей они рожали, Внуков боготворили. Старших почитали, Мудрость рода своего. Чтоб их мы не забыли, Духовность сохраняли, Счастье берегли, Верили в него. Я осознала всё. Крупица за крупицей Память о вас В будущее передам. И вами все Будут непременно гордиться. Я верю в это. Но каждый путь свой Пусть выбирает сам. С искренним уважением Наталия и Генрих.

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ Продолжаю свой рассказ о посещении Ишима. В Ишиме уже долгие годы проживает моя двоюродная сестра Сургутскова Нелли Васильевна, которая многие годы возглавляла региональную организацию российских немцев "Возрождение" в Ишиме. Долгое время, не имея собственного помещения (штабом была её квартира), обществом под её руководством организовывалась помощь, поступавшая из Германии, российским немцам, проживавшим в южном регионе Тюменской области. Встречи проводились в красном уголке автоколонны №1319. Популярны были встречи в скорбную дату - 28 августа. 28 августа 1996 года. Когда городской администрацией ( мзр города - Рейн Виктор Александрович) была выделена старая контора под клуб для российских немцев, ремонтировали эти помещения "всем миром". После ремонта все мероприятия проводились в этом клубе. В нём работало множество различных кружков по интересам - как для взрослых, так и для детей. О разнообразии тем и встеч хорошо свидетельствует взятая мною у Нелли Васильевны (в числе других) вырезка из газеты "Ишимская правда" за 30 октября 1993 года и все выставляемые фотографии. Или вот ещё - праздник "Остер" - Пасха. Радостными были встречи в Рождественскую ночь - Weihnachten. В праздновании "Weihnachten"(Рождества) принимал участие хор студентов Ишимского педагогического института им. П.Ершова. Руководитель хора - зав. кафедрой факультета иностранных языков Бенгард Ирма Александровна (сидит в центре). Продолжение по Ишиму следует.

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ Продолжаю свой рассказ о пребывании в Ишиме. В Ишимский район и другие районы Тюменской области было депортировано много немецких семей из Поволжья. В массе своей немцы были глубоко верующими людьми, имели желание постоянно посещать церковь и воспитывать детей в духе любви к Богу. За отсутствием церквей и запретных действий по отношению к верующим со стороны власти, российские немцы вынуждены были собираться в квартирах верующих, читать молитвы, общаться духовно. Да и молитвенников-то в то время не было. Поэтому молитвы переписывались... Вот некоторые из них в сохранившейся тетради, принадлежавшей ранее Павлине Филипповне Шварцкопф, дочери моего деда. По инициативе общества "Возрождение" шла длительная подготовка к созданию новой церкви в городе Ишиме. Почему была создана именно Новоапостольская церковь, я не знаю. Может, кому-то из форумчан это известно, тогда напишите в этой теме. Весной 1996 года было начато строительство Новоапостольской церкви на месте старой городской котельни. Строили церковь вновь "всем миром." В этом же году строительство было закончено. Средства на строительство этой церкви были выделены Новоапостольской церковью Ганновера (Германия). Нелли Васильевна осматривает старую котельную, на месте которой будет построена церковь. Это были этапы строительства церкви. Новоапостольская церковь в Ишиме после завершения строительства. Снимок сделан 1 сентября 1997 года. На обороте фотографии написано: "В ночь с 31 августа на 1 сентября в 2ч. 40 мин. выпал снег. 2 часа валил хлопьями. Смотрите, деревья зелёные, а кругом снег." Если кто желает прочитать про Новоапостольскую церковь, то приглашаю прочитать здесь. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C Ишимское общество "Возрождение" очень много внимания уделяла работе с детьми, формированию у них трудовых навыков, общения в коллективе, сохранению традиций российских немцев, воспитанию духовности. Оно делало всё, чтобы преемственность поколений сохраняла уникальность культурного наследия отцов. В мае-июне 1998 года в Ишимском краеведческом музее работала выставка "Немцы в Сибири." Комплектовать экспозиции выставки помогали и члены общества "Возрождение" из Ишима. Были выставлены работы российских немцев , проживающих в этом регионе. Это - вязаные салфетки, кружева,скатерти, воротнички и др. Моор Эммы, жительницы села Плешково; вязаные шали, косынки, шляпки, покрывала, платья, кофточки Ермаковой Павлины из совхоза "Челюскинец" Казанского района; старинная цимбала Моор Виктора; ордена и медали Рейнгард Маргариты из села Мизоново и многие другие экспонаты. На открытии выставки присутствовал Рейн Виктор Александрович. Негаснущий свет доброты - вот тот стержень, на котором зиждется деятельность таких энтузиастов как Сургутскова Нелли Васильевна. Свет доброты да не угаснет на нашей земле. Но, к великому сожалению, того клуба российских немцев, который был в прошлые годы, больше нет. Наверное, отчасти потому, что большинство российских немцев за последние десятилетия выехало в Германию, проводить встречи стало не с кем. Сказался и кризис. Возродится ли снова всё это??? Как и во всех городах, привязанных к нефти и газу, в Ишиме довольно много внимания уделяется благоустройству, то там, то тут встречаются строительные площадки, украшаются улицы. Центральная улица Ишима благоустраивается. В Ишимском районе, селе Пахомово, встретился я с Нусс Яковом Яковлевичем, 1963 года рождения. С его помощью я отыскал следы своего двоюродного деда Шварцкопфа Гейнриха Яковлевича, 1879 года рождения. Мне не удавалось найти сведений о нём в течение ряда лет. Яков является одним из потомков Гейнриха Яковлевича, который был депортирован в Ишимский район. Вот и подошёл к концу мой репортаж об Ишиме. Уважаемые форумчане и гости!!! Если кто-то себя узнает или своих близких, знакомых, НАПИШИТЕ, пожалуйста в этой теме. Продолжение моих репортажей о путешествии в следующих сообщениях.

spack: Sedoi.de Генрих, с удовольствием и большим интересом читал все эти дни твой репортаж об Ишиме. С нетерпеньем жду продолжения вашего с Наталией отчёта.

Юлия79: Добрый день, хотелось бы увидеть фотографии колонии Розенберг (с.Умет Камышинского района) и с.Штефан, на сайте нет никаких данных в фото. Может быть кто-то рпоживает в этих местах и может выложить на обзор.

Наталия: Уважаемые форумчане! Путевые заметки нашего путешествия обновляются, по ходу работы что-то добавляется, вводится новое. В моём посте №779 об Энгельске- Покровске есть новые фото о Покровске 1926 года. О наводнении 1926 года и ссылка, где можно больше увидеть и прочитать.

VovkaKak: Наталия и Генрих, с удовольствием читаю про ваши путешествия, каждый день жду продолжения. Уже и по Ишиму дополнительно полазил в поисках - это рядом с родными местами моей жены и иногда появляемся там. Жду продолжения!!!

Sedoi.de: "Путевые заметки" о посещении Немповолжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ. И вот я уже в Тюмени. Город расположен в Западной Сибири, на реке Туре, притоке Тобола. Основан в 1586 году, статус города - с 1782. Город Тюмень начинался с острога, располагался на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам,стрельцам, казакам. Население Тюменской области пополнилось российскими немцами, депортированными в несколько этапов: 1 деп. 1914 - 1916 - 200000 чел. Немецкие колонии объявляются готовой базой для германского нашествия. Ставится задача - "одолеть внутреннюю Германию." 2 деп. в 30-ых годах - раскулачивание, политические репрессии, " кадровая чистка" и т.д. 3 деп. 1940 - 1942 - самая трагическая для этнической судьбы российских немцев. 4 деп. С оккупированных территорий и с территории Германии, занятой союзническими войсками. 5 деп. Депортация продолжается: спецпоселения и спецкомендатура. А за каждой стоят конкретные люди, семьи и их судьбы. Станция Вагай Тюменской области. Сюда направлялись эшелоны с депортированными российскими немцами, проживающими в колонии Ней Денгоф. Станция Маслянская Тюменской области. Здесь выгружались зшелоны с депортированными немцами из колонии Ней Денгоф. Станция Голышманово. Сюда были депортированы российские немцы из колонии Ней Денгоф. Снимки сделаны и по ходу поезда, в котором я ехал, и непосредственно, на месте, куда я специально приезжал. В Тюмени мне предстояла встреча с Бауер Марией Давыдовной (по мужу Бауэр), одной из старейших жительниц колонии Ней Денгоф. Она родилась 17 сентября 1923 года. Именно в эти дни я был там и с искренней радостью поздравил её с днём рождения. Я имел её номер телефона, но за житейской суетой как-то не получалось поговорить с ней. Но вот звонок состоялся и после продолжительного разговора я понял, что нашёл в её лице целый клад. Получил от неё много ценной информации. Отпраил ей почтой план колонии, некоторые старые фотографии, номера телефонов бывших жителей колонии Ней Денгоф. Она была в восторге.По телефону плачущим от радости голосом говорила: "Я прижала к груди этот листочек, план колонии и мысленно представляла эти милые сердцу улицы, эти родные места, по которым я когда-то ходила." Невозможно было без волнения слушать её рассказ, а вспоминала она о многом. Цепкая девичья память сохранила много всего, что многие не помнят, а некоторые просто не знают. Обо всём об этом и шёл разговор в её уютной квартире вечером 25 июля. В торопливом, словно боясь, что не успеет что-то рассказать, разговоре она поведала о том, что 22 июня 1941 года, находясь в конторе колхоза, услышала от Бауера Александра о начале войны. Он тайком в подвале конторы слушал радио. Она побежала в поле, где работали люди и кричала: "Война, война!!!" Она была первая, сообщившая людям о войне, хотя сама ещё и не представляла, что такое война. Поведала Мария Давыдовна и о депортации. Привезли их на станцию "Маслянская", где находились некоторое время, с весны 1942 года работали на железной дороге. (Фото станции выше) Когда начался судоходный сезон, их по реке на барже повезли в Салехард. В пути следования пилили лес для котла баржи, трупы умерших выкладывали на берег и баржа плыла дальше. В Салехарде работали на лесозаготовке. Как говорит Мария Давыдовна, они понятия не имеликак его валить, этот лес. Первый день она со своей мамой свалили две лесины, а что делать дальше с ними, не знали.На другой день пришёл десятник, ругался, но русского языка-то они не понимали... Когда не выполнялся план, из леса не выпускали. Но постепенно научились всему. Немцы привыкли до упада работать, говорила Мария Давыдовна.В этом и проявляется выработанный характер немцев-колонистов, всегда находившихся в условиях на выживание. Жили ведь не в Салехарде, а тут же в лесу, в бараке на лесоучастке Саррото. Салехард - это место, куда было депортировано несколько десятков семей, в том числе многие из колонии Ней Денгоф. Мария с гордостью вспоминает, что уже в первый год работы на лесоповале за хорошую работу её на оленях повезли на конференцию в Салехард.(Ой, люди-люди, вы и после всех тягот и горя не помните зла! Как же вами не восхищаться!) И так всю жизнь, где бы ни работала, старалась всё делать добросовестно. На вопрос, как удалось выжить в таких условиях, говорит: " Мы такие энергичные были, хоть и голодные...Правда, я очень болела, неделю лежала, думала не выкарабкаюсь, сама уже одеться не могла, врачи отказывались от меня, считая безнадёжной. Но выжила, выкарабкалась и ...сразу пошла работать." В школу ещё до войны ходила всего два дня, больше учиться не пришлось. Работала на узле связи телефонисткой, всегда была навиду. Потом перевели в окружной комитет партии, убирала в кабинете певого секретаря. Оттуда и ушла на пенсию. Награждена многими грамотами, медалями. И сейчас её не забывают, присылают поздравления, приглашают на торжественные встречи. С гордостью показала свой парадный костюм, в котором я её и сфотографировал. Мария Давыдовна называет Ямал, г. Салехард своей второй родиной, ведь прожила там 45 лет.Ведь там и сейчас растут её деревья, которые она сажала во время войны. Жизнью она довольна, дети получили высшее образование, живёт в хорошей квартире... Вот так!!! Наш разговор затянулся до глубокой ночи... Долго размышлял над рассказанным Марией Давыдовной... Как все по-разному воспринимают пережитое... Но все чувстуют родину - и те, кто остался, и те, кто уехал. И страдают... Так, например, как Лидия Розин, поэтесса из России, проживающая в Германии и часто печатающаяся в ресскоязычной прессе. БЕЗРАЗМЕРНАЯ ОСЕНЬ Безразмерная осень от позднего лета Загостилась в природе до ранней весны. Скучный дождь скрупулезно смывает приметы И скупые следы календарной зимы. Здесь зимы не бывает в известном нам смысле, Третий год Рождество я без снега встречаю. Убегают в недавнее прошлое мысли, И зима в моей памяти вдруг оживает. Есть страна, где живые хрустальные сказки, Снег скрипит под ногами, сосульки звенят. Хорошенько смешав всевозможные краски, Получает зима свой роскошный наряд. Зимний день, кратковременным солнцем залитый, Засверкает в своем бесподобном наряде. Белый цвет рассыпается чудо-палитрой На великое множество маленьких радуг. В середине Европы, в своей теплой квартире, Я, когда Рождество или ночь новогодняя, Вспоминаю картины далекой Сибири, Их болезненно мне не хватает сегодня. Если в будни заполнена жизнь суетою И обыденный мир серой краской окрашен, В новогоднюю ночь оживает святое, Сокровенное чувство из памяти нашей. Знаю точно я цену тяжелому вздоху, Если в праздник нечаянно кто-то взгрустнёт По далёкой стране, той, где было нам плохо. Кто не жил там, тот этого и не поймет. Лидия Розин ... Далее мой маршрут шёл в Сладковский район Тюменской области, куда также было депортировано много семей из колонии Ней Денгоф. В селе Сладково, районном центре, с момента депортации и до последнего времени проживала семья моего дяди Фенделя Давида Генриховича. Об этой семье ведётся разговор в представленной газете за 1977год, которую я храню. В газете на фотографии Фендель Давид Генрихович с супругой Лидией. Одна из улиц села Менжинка, где проживают мои родственники другие жители из колонии Ней Денгоф. Село Менжинка. Мой дядя Фендель Райнгольд Генрихович с супругой около своего дома. Были депортированы из колонии Ней Денгоф. Дочь проживает в Саратове, с которого мы начинали путешествие по Немповолжью. Посёлок Политотдел Сладковского района Тюменской области. Здесь у меня состоялась встреча с Александром Гергерт, который со своими родителями также был депортирован из колонии Ней Денгоф. Побывал я и в селе Ленинское. Здесь проживают потомки моего двоюродного деда Филиппа Яковлевича Фенделя. Филипп Яковлевич Фендель, занимался изготовлением прялок и маслобоек. Родился Филипп Яковлевич в с. Ней-Денгоф в 1894 году. Когда подрос, перенял мастерство изготовления прялок и маслобоек у своего отца и занимался этим ремеслом вплоть до депортации из села в сентябре 1941 г. Но и после депортации не оставил он своё дело - проживая в Абатском районе Тюменской области, куда была выселена семья Фенделя, Филипп Яковлевич занимался ремеслом изготовления прялок и маслобоек до самой смерти. На фотографии Фендель Эдуард Яковлевич мой троюродный брат из села Абатского и Фендель Давыд Давыдович, мой двоюродный брат из села Менжинка. Давыд доставлял меня на своей машине в нужные мне сёла. Фото на память с братом Эдуардом. И снова Тюмень. Тюмень является крупнейшим в Западной Сибири центром прикладной науки и образования, ориентированным на нужды нефтегазодобывающих компаний и предприятий Севера Тюменской области. В нем достаточно развита сфера услуг образования, здравоохранения, реабилитации, культуры. Город исторически сложился как транспортный, финансовый узел в Западной Сибири. Памятник Филофею Тобольскому. О нём можно прочитать здесь. http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t4_2 Цветной бульвар. Спасская церковь. Мост Влюблённых. Если хотите больше узнать о Тюмени, то читайте здесь. http://tyumen-info.ru/history.html Если хотите посмотреть фото Тюмени, то откройте здесь. http://tyumen-info.ru/history.html А дальше мой путь в Омск - последний город моего путешествия по Уралу и Сибири. Перед посещением Немповолжья.

Nic: Sedoi.de, НаталияСпасибо за замечательное повествование по местам предков и не только! Борис Слуцкий НЕМКА Ложка, кружка и одеяло. Только это в открытке стояло. - Не хочу. На вокзал не пойду с одеялом, ложкой и кружкой. Эти вещи вещают беду и грозят большой заварушкой. Наведу им тень на плетень. Не пойду.- Так сказала в тот день в октябре сорок первого года дочь какого-то шваба иль гота, в просторечии немка; она подлежала тогда выселенью. Все немецкое населенье выселялось. Что делать, война. Поначалу все же собрав одеяло, ложку и кружку, оросив слезами подушку, все возможности перебрав: - Не пойду! (с немецким упрямством) Пусть меня волокут тягачом! Никуда! Никогда! Нипочем! Между тем надежно упрятан в клубы дыма Казанский вокзал, как насос, высасывал лишних из Москвы и окраин ближних, потому что кто-то сказал, потому что кто-то велел. Это все исполнялось прытко. И у каждого немца белел желтоватый квадрат открытки. А в открытке три слова стояло: ложка, кружка и одеяло. Но, застлав одеялом кровать, ложку с кружкой упрятав в буфете, порешила не открывать никому ни за что на свете немка, смелая баба была. Что ж вы думаете? Не открыла, не ходила, не говорила, не шумела, свету не жгла, не храпела, печь не топила. Люди думали - умерла. - В этом городе я родилась, в этом городе я и подохну: стихну, онемею, оглохну, не найдет меня местная власть. Как с подножки, спрыгнув с судьбы, зиму всю перезимовала, летом собирала грибы, барахло на "толчке" продавала и углы в квартире сдавала. Между прочим, и мне. Дабы в этой были не усомнились, за портретом мужским хранились документы. Меж них желтел той открытки прямоугольник. Я его в руках повертел: об угонах и о погонях ничего. Три слова стояло: ложка, кружка и одеяло.

Sedoi.de: Nic Спасибо, Андрей, за выставленное стихотворение Бориса Слуцкого. И всё-таки, хотелось бы понять - рассылались ли в действительности открытки с подобным текстом (только ложка, кружка и одеяло) или это просто поэтический образ? Спасибо за оценку нашего труда. С уважением Генрих Фендель.



полная версия страницы