Форум » Поиск по населённым пунктам (кроме Поволжья) » Kol.Коnstantinovka N4(Bethanien)Nord Kaukasus -Geschichte und Leute » Ответить

Kol.Коnstantinovka N4(Bethanien)Nord Kaukasus -Geschichte und Leute

heiner: Мой прадед Райхерт был рождён на Волге,подростком попал на Кавказ, очень большой отрезок жизни он прожил в Константиновской ,одной из первых колоний на Кавказе основанной немцами с Волги. Николаевка и Костаниновка(Bethanien,название которое нигде не повторяется,кстати)были oбразованны почти одновременно в 183...? году,выходцами с Волги и находились недалеко друг от друга.Но первые поселенцы были из материнских колоний,как я предполагаю из нагорной части(Norka,Beidek... ) и из луговой части(Паульская,Катериненштадт... Колония Константиновская: Основанна в 183...? году самовольно,в 1836 году утвержденна властями и названна Константиновской в честь наследника престола.Старое название Bethanien, было в неофициальном обиходе у немцев до наших дней. Имеются колонийское правление и суд, 1 лютеранская церковь, 1 школа, 84 двора, 387 м. + 380 ж. 603 десятин выгонной земли, 35 усадебной, 43 огородной, 200 пахотной, 600 сенокосной, 163 леса и кустарников, всего удобной 2644 десятин, неудобной - 62. Крупного рогатого скота - 596, лошадей - 263, мелкого рогатого скота - 99. Не имеют крупного рогатого скота 2 двора, без лошадей - 2, не имеют мелкого рогатого скота - 2. Имеется 1 питейное заведение, 1 мелочная лавка, 1 кузня. 2 мельницы. Источник: Статистические таблицы населённых мест терской области. Т.1, вып.3, Пятигорский отдел. Владикавказ, 1890 Эти сведения были бы неполными если бы я не упомянул о меннонитах проживавших в Константиновке.С какого времени они появились там и создали свою общину,неизвестно.Меннониты и лютеране часто объединялись для совместных молитвенных собраний, особенно в праздничные дни. Лютеранский пастор, возглавлявший приход, редко бывал в общине и поэтому лютеране объединялись с меннонитами для отправления веры. Лютеране при этом сохраняли конфессиональную самостоятельность. Жителей: 310 (1874), 472 (1883), 767 (1889), 885/628 нем. (1897), 990 (1905), 1442 (1914), 1000 (1918), 1339/1308 нем. (1926). Здесь вы можете совершить экскурсию по Константиновской. Константиновская сегодня Подготовил это фотовыставку наш форумчанин Владимир Кокорин.Огромное ему за это спасибо. Эта тема как и темы по крупным колониям Кавказа, которые я открою позже- будут построенны в познавательном плане(история их зарождения,развития и упадка).Поэтому в них можно добавлять сведения,задавать вопросы(которые я буду позже убирать ,как ненужные)Так что в теме будет оставаться только полезная информация(возможно ваши посты будут исправленны мною,чтобы они выглядели правильно)Надеюсь на вашу поддержку и взаимопонимание.

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

heiner: В этой теме click here я уже описывал историю возникновения первой колонии немцев на Кавказе( так сказать "предътеча" колонии Константиновской). Ну в этой теме будет логическое продолжение истории возникновения и развития колонии Константиновская/Bethanien К истории образования немецкой колонии Константиновская Подлинник Отношенiе графа Кочубея къ генералу Ермолову, отъ 22-го iюня 1823 года, № 250. Царское Село Общество поселившихся въ Кавказской области при г. Святого Креста Немецкихъ колонистов, перешедшихъ туда изъ колонiи Шотландскихъ миссiонеровъ, прислало ко мне просьбу, изъясняя въ оной: Что они, по сделанному ими въ 1819 году обьявленiю, оставивъ колонiю Шотландскихъ миссiонеровъ, перешли въ числе 21-го семейства на земли, при г. Св. Креста имъ указанныя, и присоединились къ 13-ти сем. ихъ собрий, перешедшихъ туда прежде ихъ въ разныя времена. Что сiи 13 сем. за землю и за право жительства платили обществу Армянъ, въ томъ городе живущихъ, все то, что отъ онаго положено было на нихъ; прочiя-же семейства по 1820 годъ платили безпрекословно Шотландской колонiи по ея обложенiю, и семейство пропорция земли, но общество Армянъ г. Св. Креста по упорству своему и по поданнымъ начальству неосновательнымъ Ilросьбамъ не допускать ихъ къ владенiю землями, отчего они, не имея оседлости, находятся въ бедственномъ положенiи. За симъ колонисты пишутъ, что кроме таковаго стесненнаго ихъ состоянiя областное начальство взыскиваетъ съ ннхъ почитающуюся якобы на нихъ недоимку съ 181б по 1823 годъ, составляющую 8,531 р. 12 к. Но какъ изъ нихъ 13 сем. платили деньги обществу Армянъ, а 21 ссм. Шотландской колонiи и при томъ остаются безъ земли, то они просят о сложениии съ нихъ означеннои недоимки, яко несправедливо на нихъ положенной и объ утверждении за ними назначенной имъ на каждое семейство по 60-ти дес. земли. В.выс-у изъ отношения бывшаго министра внутреннихъ делъ действительного тайного советника Козодавлева отъ 14-го iюня 1819 'года, N-o 348, известно последовавшее относительно немецкихъ колонистовъ, в Шотландской колонiи жившихъ, положенiе Комитета министровъ 29-го сентября 1817 года, коимъ повелено: Отвести имъ при г. Св. Креста землю на каждое семейство по 60-ти дес., Сравнить ихъ въ податяхъ и повинностяхъ съ казенными крестьянами Кавказской области, исключая рекрутской, отъ которой все иностранные колонисты освобождены, и Состоять имъ въ ведении начальника Области, имея отъ себя особаго смотрителя на своемъ иждивении. Объ исполненiи по сему положенiю Комитета министров отъ Министерства внутреннихъ делъ предписано было бывшему Кавказскому гражданскому губернатору первоначально отъ 20-го октября 1817 года, а потомъ ежегодно повторяемо было о семъ предмете гражданскому начальству; но отъ онаго доселе въ Министерство внутреннихъ делъ не доставлено никакого сведения, какъ на счетъ устройства вышеупомянутыхъ Немецкихъ колонистовъ, такъ и о техъ распоряженияхъ, кои приняты со стороны областнаго начальства для блага техъ колонистовъ и для пользы казны. Видя изъ нынешней просьбы колонистовъ, что они находятся въ бедственномъ положенiи по неполученiю земли и что съ нихъ взыскивается значительная недоимка, я долгомъ считаю препроводить оную у сего на благоусмотренiе в. выс-а, покорнейше прося васъ сообщить мне подробныя сведенiя о ходе переселенiя техъ колонистовъ изъ Шотландской колонiи въ г. Св. Креста и о причинахъ, по коимъ доселе не отведена имъ земля, безъ которой, конечно, колонисты не токмо не могутъ отбывать государственныхъ податей и повинностей, но къ поддержанию себя встречаютъ затрудненiе. Я буду ожидать мнeниe в. выс-а какъ насчетъ устройства техъ колонистовъ при г. Св. Креста, такъ и по предмету взысканiя съ нихъ податей, а равно и накопившейся на нихъ недоимки, будучи совершенно уверенъ, что вы изволите обратить вниманiе и на те случаи, по коимъ они платили деньги какъ обществу Армянъ, такъ и Шотландской колонiи, и действительно-ли платежъ таковой справедливъ и на законномъ ли основанiи былъ съ нихъ взимаемъ. Акты собранные Кавказской Археографической комиссиеlО, Архив главного управления Наместника Кавказского. Издан под редакциеlО nредседателя д. с. с. А.Д Берже.- Т VI, Раздел V, Колонисты, N 996.- Тифлис, 1875.- с.627-628 Ист.Т.Н.Плохотнюк .Немецкое население Северного Кавказа:социально - экономическая, политическая и религиозная жизнь(последняя четверть XVIII- середина XX века . Изд., СГУ 2002, Справка: 1833 год — В городе Святой Крест — живёт «армян и грузин 114 душ, немецких колонистов 78 душ» (по данным сборника «Наш край 1777—1917 г.г.»). И. Ф. Бларамберг, по поручению Главного штаба составляя описание Кавказа, обозначает поселение как «деревня Грузинская». Источник:Материал из Википедии — свободной энциклопедии

heiner: О появлении первых поселенцев в Константиновке имеется много неясностей и разногласий. Одно соответствует истине – от принятия решения и претворение оного в жизнь, в то время уходили порой годы, а порой десятилетия. Вот так было и с Константиновкой. Существует предположение , что уже в начале 1830 –х годов несколько семей самозахватом поселились в том месте ,где она сейчас находится. По официальным источникам-год образования , самое ранее 1835 год... БЕТАНИЯ/BETHANIEN (смотри Константиновская№4), до 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр.; в сов. период - Орджоникидзевский край, Минераловодский/Горячеводский р-н. Менн.-лют. село, осн. в 183..?. В 5 км к вост. от Пятигорска. Основатели из Поволжья. Менн. община и лют. приход в Пятигорске. Церковь (1892). Земли 3180 дес. Коопер. лавка, нач. школа, изба-читальня, сельсовет (1926). Жит.: 310 (1874), 472 (1883), 767 (1889), 885/628 нем. (1897), 990 (1905), 1442 (1914), 1000 (1918), 1339/1308 нем. (1926). «Немецкие населенные пункты в Российской империи: География и население. Справочник» (М., 2006).В.Ф. Дизендорф.Немецкие населенные пункты в СССР до 1941 г.: География и население. Энциклопедический словарь. М., 2006, Этот документ я уже приводил в теме о Маджарах.Так вот те немногие, что всё таки остались на Кавказе после развала той колонии и позже появились в Константиновке .Это были Гайнеман и возможно и некоторые другие. Сейчас трудно установить полностью всю историю тех дней . При открытии Кавказского наместничества,указом от 9 мая 1785 года предлагалось колонистам из Саратовской губернии переселятся в Кавказскую.И уже в 1789 году на територии Старых Маджар (сейчас Будённовск) проживало 347 человек из числа саратовских колонистов.Но в 1791 году они почти все возвратились назад и какая то часть разошлась по городам Кавказского наместничества.В основном новые переселенцы появлялись сначала в первом поселении в тех местах,кол.Каррас(ныне Иноземцево)Но оставаться там долго они не могли -из за отсутствия свободной земли.Так в 1817 по 1819 годах направлялись переселенцы В Святой Крест(тот же Будённовск) где они имели своего смотрителя и находились под общим наблюдениям начальника губернии.В 1823 году они были уравненны в несении податей и повинностей с государственными крестьянами,за исключением рекрутских повинностей,каждая семья получила по 60 десятин.(Переселение колонистов из Карраса в г.Святой Крест -опись 1,д.2139.Причисление иностранцев к кол.Каррас -опись 2,д.1339 Так вот, по одной версии - в начале 1830 годов ,некоторые семьи вернулись из Святого Креста и поселились(самовольно) на берегу Подкумка с юго-восточной стороны от горы Машук. Долго шла тяжба с властями которые пытались их водворить обратно в Святой крест( Маджары), но тщетно. Видимо близость города- курорта Пятигорска и двух крупных колоний Каррас и Николаевка ,подходила нашим предкам больше по душе ,чем соседи армяне с которыми у них не заладилось в Святом Кресте. По другой версии эти семьи жили уже там какое то время на законном основании, а какая то часть пришла из под Святого креста и подселились вопреки властям в соседстве с там уже живущими. Пролить свет на истину , может только скрупулёзная работа в архиве ,а пока что всё что мы имеем . В общем в конце концов власти плюнули и сдались, нарезав им положенный надел земли и узаконив их самовольное поселение. Колония была названна в честь наследника престола Константиновская, но среди жителей бытовало и второе название Bethanien , которое они переносили из уст в уста до нынешних дней. Вот такая история зарождения колонии Константиновская. Константиновка сегодня Вид с горы Машук.Посредине вдалеке Константиновка,позади слева от неё гора Лысая. Вид На Эльбрус Центр Константиновки

graumann: heiner Информация для размышления. По поводу переселения немецких колонистов из шотландской колонии Карраса на земли армянской общины "города Святого Креста", образованной там в 1799г., ныне известно, что в конце 1810-х годов, из-за разногласий с правлением шотландской колонии по основному "земельному вопросу", туда перебралась 31 семья, которые, однако не смогли прижиться и там, войдя в конфликт с армянской общиной по тому же вопросу, и в 1830-х годах вернулись в Пятигорье, основав две новые колонии - Николаевская и Константиновская. По спискам немецких переселенцев из Карраса в г.Святого Креста и поздних списков жителей этих колоний есть частичные совпадения. Вот одна интересная запись которую я нашёл в своих книгах. Как видите, история первой(1786-1796) и второй(1816-1838) немецкой колоний в Маджарах довольно большая. А что было дальше? Немецкие колонисты из Маджар уже с 1828г. просили у правительства разрешения переселиться к Пятигорску, рядом с колонией Каррас, но в 1834г. их опередили бедные саратовские колонисты, которые заняли это место между Машуком и Каррасом, основав Николаевскую(Ново-Николаевскую) колонию. Поселившись здесь, они отказались принять к себе немецких колонистов из Маджар и тем пришлось искать себе себе новое место близ Пятигорска. Только в 1838г. они обосновались с восточной стороны Машука, куда переселилась 41 семья из Маджар. Первоначально, их колонию назвали Подкумской, хотя сами переселенцы выбрали себе красивое библейское название "Бетания" или русифицированное Падаевская колония, а позже уже появилось официальное название - Константиновская колония. Выписка из донесения о немецких колонистах поселенных близ Пятигорска ( лето 1839г. ) : ...Падаевская колония находится в 6 в. от Пятигорска на берегу Подкумка. Она составлена только из 41 семьи колонистов, выселенных из упраздненного города Святого Креста на р.Куме. Падаевская колония только начала устраиваться ( с 1838г. ). Поселенцы колонии заняли довольно обширное место, достаточное для устройства жилищ, хозяйственных учреждений и огородов. Некоторые живут еще в плетенных ( турлучных ) сараях, другие уже начали строить дома из земляного кирпича, довольно поместительные, прочные и опрятные. Колония обнесена плетнем, утыканным терновником для защиты от нападения горцев. В колонии по распоряжению Пятигорского коменданта находится постоянный военный караул. По последней ревизии считается, что в Падаевской колонии живет 154 душ обоего пола( 72м.+82ж. ), в 41 хозяйствах (дворах). Они занимаются преимущественно земледелием – сеют рожь, пшеницу, овес, льняное семя и картофель. Также занимаются разведением табака, и даже Американского, который они достали от помещика Реброва (его знаменитое имение Владимировка находится недалеко от Маджар), и который по их словам родится хорошо. Скота считается в колонии 268 рогатого, 46 лошадей и 80 свиней. В колонии училища и учителей пока еще нет. Вообще колонисты утверждают, что очень нуждаются в учителях русского языка. Колонисты Падаевской колонии льгот не имеют, они платят по 15р. 48коп. с каждой души ежегодно. Колонисты, переселенные из г.Св.Креста, судя по их виду, и по самому началу их водворения, обещают стать рачительными хозяевами – они ничего не желают, кроме утверждения за ними настоящего места их водворения и отведения им земли для земледелия…». Известно, что в 1840-х годах постоянным поверенным от общества Константиновской колонии был Карл Иванович Цильмер(как видно из документа приведённого ниже), наиболее образованный и толковый, хорошо владеющий русским языком. Первоначально Цильмеры жили в колонии Каррас, затем в г.Св.Крест, а затем в колонии Константиновской. Обнаружил в своих старых книгах любопытную цитату, которая подтверждает то сообщение о немецкой колонии в Маджарах(...уже в 1789 году на територии Старых Маджар (сейчас Будённовск) проживало 347 человек из числа саратовских колонистов). Ставропольский историк Г.Н. Прозрителев в своем докладе «Первые русские(?) поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии», прочитанном 18 ноября 1910г. в Ставропольском Статистическом кабинете, в частности говорил, что «…в деле Саратовского и Кавказского генерал - губернатора за 1787 год за № 607 имеется крайне интересная ведомость о переселенцах. Ведомость, составленная генерал - поручиком Павлом Сергеевичем Потемкиным, правящим должность Саратовского и Кавказского генерал-губернатора, действительного камергера, шефа Кавказского мушкатерского полка. О первоначальном поселении крестьян при открытии Кавказского Наместничества ( в 1785г. ):... Георгиевского округа:…№19 Село Покойное… №20. Колония Саратовских колонистов. Эта колония была поселена в Мажарах в 1778 (!?)г. по распоряжению Вяземского(о чём мы упоминали выше). Ныне число душ – 183 муж. и 164 жен.пола. Всего: 347 душ…»(Сборник сведений о Северном Кавказе. Под ред. Г.Н. Прозрителева. Том VII-й.Ставрополь.1912г. С.6. Приложение 1-е. С.IV.) Других немецких колоний в Кавказском Наместничестве того времени не указано – видимо, это первая! Относительно названия колонии... В немецких названиях саратовских колоний подчас скрыт евангелиевский смысл. Собственное название: Бетания - Дом бедняков ( знаменитое место под Иерусалимом, где жил праведный Лазарь и где отдыхал Иисус Христос во вторник и среду Страстной недели, перед своим Распятием ). «Накануне Господь Иисус Христос совершил Чудо воскрешения праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшагося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествовавший Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой)». Бетания в Палестине, библ. Вифания(дом бедности) Вифания близ Иерусалима (ее на звание еще переводится как Дом бедняка). Как видите, история первой ( 1786-1796? ) и второй ( 1816-1838 ) немецкой колоний в Маджарах довольно большая,но и в тоже время не такая простая. А что же было дальше? Немецкие колонисты из Маджар уже с 1828г. просили у правительства разрешения переселиться к Пятигорску, рядом с колонией Каррас, но в 1834г. их опередили бедные саратовские колонисты, которые заняли это место между Машуком и Каррасом, основав Николаевскую (Ново-Николаевскую) колонию. Поселившись здесь, они отказались принять к себе немецких колонистов из Маджар и тем пришлось искать себе себе новое место близ Пятигорска. Только в 1838г. они обосновались с восточной стороны Машука, куда переселилась 41 семья из Маджар. Первоначально, их колонию назвали Подкумской, хотя сами переселенцы выбрали себе красивое библейское название "Бетания" или русифицированное Падаевская колония, а позже уже появилось официальное название - Константиновская колония .

heiner: Постепенно жизнь во вновь образованных колониях начинала входить в русло и появилась надежда, что бедные скитальцы наконец обрели свой дом и покой. Колонисты довольно быстро обустроились на новом месте и у жителей и гостей Пятигорска появился ещё один поставщик качественных мясных и растительных продуктов Из признанных и уважаемых людей были выбранны органы руководства колоний., (в документах встречаются часто ошибки в написании фамилий). Я уже приводил эти документы в теме о Николаевке,но здесь они тоже к месту. Подлинник 1839 года Августа 27 дня Мы ниже подписавшиеся колонисты Новониколаевской и Константиновской колоний по распоряжению Пятигорского Окружного начальника Государственных имуществ, основанному на 530-й статье Устава об иностранных колониях ХН тома Свода законов, на полном сходе общих Колоний избрали из среды общин своих в бейзитцеры колонии Константиновки колониста Криштофа Пренина к нему кандидатов Франца Губача, Новониколаевской Колонии Якова Керша к нему кандидатами Иоганеса Эберлинга, в шульцы колониста Франца Губача в Константиновской Колонии и в Новониколаевской Колонии колониста Иоганеса Эберлинга к ним кандидатами к первому Егор Руш и Христиан (Крестьян) Эфель, ко второму Генрих Гиль и Иоганес Бетцольт. Обер Шульцом колониста колонии Константиновки Карла Целтмера. К нему кандидатами Криштоф Пренин и Яков Керш и что мы избрали сих всех означенных людей согласно 531 статье 12 тома Свода Законов как известных своею честностью и поведением. В том своеручно подписуемся колонисты колонии Константиновки. (34 подписи на немецком языке) ГАСК. - Ф. 55.- Оп. 1.-Д 93.-Лл. 3, 30б. Подлинник В Кавказскую Палату Государственных имуществ Пятигорское Окружное Управление государственных имуществ Кавказской области 6 сентября 1839 г. № 1654 Представленный старостою Константиновской и Николаевской колонии о сельской власти приговор за оставлением к делу копии присем в Палату Государственных имуществ Окружное управление на утверждение представляя, честь имеет доложить, что общество Шотландской колонии Карраса от выборов в настоящее время отказывается и предполагает управу свою иметь по прежнему их положению, состоящую из трех членов, донося о сем в Окружное Управление, честь имеет испрашивать разрешение на каком положении должна остаться Шотландская колония. За болезней Окружного Начальника Помощник (подпись неразборчива.) ГАСК. - Ф. 55.- Оn.1.-д. 93.-Лл. 1, 10б. и в дополнение: ещё в 1839 году предполагалось- открытии сельского управления в местечке Св. Креста.Думаю что это было уже запоздалое распоряжение и что там уже никто из немцев не остался(все перебрались к Пятигорску) Подлинник Кавказская Палата Государственных Имуществ Отделение хозяйственное Стол 1 25 октября 1839 года О доставлении дополнительного сведения, какое предполагается производить содержание властям Немецких Колоний Константиновекой и Николаевской. Выполено 28-го Октября Пятигорским Окружным Начальком № 4077 Отправил (подпись неразборчива) Виза: Исполнить немед. 26 Окт. (подпись неразборчива) Г. Пятигорскому Окружному Начальнику ведомства Государственных имуществ . В дополнение донесения вашего высокоблагородия от 6 сентября за N~ 1654 об утверждении общественных выборов в немецких колониях Новониколаевской и Константиновской, Палата Государственных имуществ предписывает вам сколь возможно представить сведения: предполагают ли общества сих колоний произвести денежный сбор, на жалованье властям избранным ими в ... (не разборчиво) должности и могут ли они иметь у себя русского Писаря для производства дел в сельском управлении с определенным ему содержанием по примеру прочих писарей.И если это распоряжение было уже в виду может общество в таком случае внесть этот сбор в смету на будущий 1840 год и составить для оного общественныe приговоры, представить вместе со сметой в палату Государственных имуществ в назначенный срок, распорядясь вместе с тем предоставить Палате и об открытии сельского управления в местечке Св. Креста. Советник (подпись неразборчива) В должности делопроизводителя (подпись неразборчива) ГАСК. - Ф. 55.- Оп. 1 Д. 93. -Лл. 4, 406. Подлинник Кавказская Палата Государственных Имущестр Отделение хозяйственное Стол 1 29 Января 1840 года № 249 Об оставлении немецкой колонии на прежнем основании Первый департамент Государственных Имуществ в дополнение к разрешенному Господином Министром Государственных Имуществ новому образованию волостей и сельских обществ по Кавказской области от 27 минувшего декабря за N~ 6035, дает знать Палате Государственных Имуществ, что колонии не должны входить в состав волостей и сельских обществ следует оставить их на теперешнем положениии, подчинив только надзору окружных начальников. За столоначальника (подпись неразборчива) Как в области Кавказской немецких колоний кроме Пятигорского округа в поселении нигде нет, и поэтому о содержании настоящего предписания Первого Департамента Государственных Имуществ дать знать тамашнему окружному начальнику предписать, чтобы отныне немецкие колонисты в состав волостных и сельских обществ не входили, а оставались на теперешнем их положении с подчинением их надзору окружного начальства. Советник В. Постник. ГАСК. - Ф. 55. - Оп. 1. Д. 93. –Лб Ист.Т.Н.Плохотнюк .Немецкое население Северного Кавказа:социально - экономическая, политическая и религиозная жизнь(последняя четверть XVIII- середина XX века . Изд., СГУ 2002,

graumann: В марте 1850г. из представленных Пятигорским Окружным начальством семейному списку колонистов Пятигорского округа в колонии Константиновской значится(список рукописный, есть ошибки в написании фамилий) : -Причисленные к колонии Константиновской: 1)Леопольд Аменд (1муж.+1жен.); 2)Георг Бренинг (1муж.+0жен.); 3)Христофор Бренинг (2муж.+3жен.); 4)Генрих Бренинг (4муж.+4жен.); 5)Иоган Бренинг (3муж.+2жен.); 6)Готфрид Патцель (2муж.+3жен.); 7)Якоб Эдель (2муж.+3жен.); 8)Вильгельм Эндерс (5муж.+6жен.); 9)Филипп Эндерс (3муж.+5жен.); 10)Вильгельм Айнхорн(?) (3муж.+2жен.); 11)Леонгард Горт (1муж.+2жен.); 12)Петр Гейнеман (2муж.+1жен.); 13)Конрад Гофенберг(?) (3муж.+4жен.); 14)Франц Кобач (4муж.+0жен.); 15)Генрих Кобач (1муж.+1жен.); 16)Егор Лутц (2муж.+0жен.); 17)Конрад Лейндер(Лейтнер?) (3муж.+3жен.); 18)Вильгельм Лейндер(лейтнер?) (2муж.+3жен.); 19)Генрих Лидер (3муж.+3жен.); 20)Даниель Нейберг (1муж.+0жен.); 21)Егор Руш (2муж.+2жен.); 22)иоганн-Даниель Руш (2муж.+4жен.); 23)Богдан Руш (3муж.+2жен.); 24)Филипп Шуман (3муж.+1жен.); 25)Иоганнес Шнайдер (3муж.+3жен.); 26)Генрих Шнайдер (1муж.+2жен.); 27)Якоб Шнайдер (4муж.+4жен.); 28)Людвиг Вебер (5муж.+1жен.); 29)Филипп Вебер (4муж.+1жен.); 30)Кристиан Цильмер (3муж.+2жен.); 31)Конрад Цильмер (3муж.+4жен.); 32)Генрих Цильмер (1муж.+1жен.); 33)Иоганн Цильмер (2муж.+1жен.); 34)Самуэль Шефер (1муж.+0жен.); 35)Карл Цингер (1муж.+1жен.); Отделившиеся в 1840-х годах(возможно, речь идет о хуторах): 1)Петр Аменд (2муж.+5жен.); 2)Конрад Аменд(?) (2муж.+4жен.); 3)Готлиб Бауде (2муж.+2жен.); 4)Михаил Бауде (1муж.+1жен.); 5)Егор Бренинг (1муж.+2жен.); 6)Андрей Бренинг (4муж.+2жен.); 7)Вильгельм Бренинг (1муж.+3жен.); 8)Людвиг Бренинг (1муж.+1жен.); 9)Иоганнес Эндерс (1муж.+1жен.); 10)Кристиан Эдель (2муж.+4жен.); 11)Адам Эдель (2муж.+1жен.);

heiner: graumann Большое спасибо ,постепенно наши темы наполняются материалом.Хотелось бы или можно сказать, было бы неплохо .если бы сами потомки вносили бы свой вклад в виде старых фотографий,воспоминаний.Тот план, что я нарисовал должен со временем ожить фамилиями(конечно же не все ,а часть) людей которые проживали там до высылки.В этом мне пообещал помочь Борис Амент.Он пытается с помощью ещё живых сторожилов восстановить эту картину.На одноклассниках я пытался "зажечь" этой темой некоторых потомков,но что то не получилось.Народ очень вяло реагирует на это.Но думаю если мы что то соберём в этой и других темах,это будет уже что то. Уважаемый этим списком вы меня лично и обрадовали и поставили опять в размышление.Дело в том что опираясь на списки 1875 года я уже поставил "крест" на фамилии Эдель и решил что в Константиновке были только Эттель(что явно просматривается в документе ,в посту №818 (сверху,личная подпись участников собрания).Но опять же подозрительное совпадение имён Эдель и Эттель. (список рукописный, есть ошибки в написании фамилий) это имеется ввиду что сам оригинал рукописный или переписанно с оригинала рукописного.Нет ли копии этого оригинала?Очень хотелось бы как в посту №818 ,увидеть и сравнить написание фамилии Эдель.По правильности написания фамилий я бы сказал ,что почти все написанны в русском написании правильно. Расхождение в основном у этих:Цингер,Цильмер,Лейндер(скорее: Зингер,Цельмер и Лайтнер).

heiner: Недавно удалось "откопать" пару интересных документов о Константиновке и я бы хотел их выставить здесь. По ним мне удалось убедиться в подлинности проживавших там фамилий и кстати подтвердивших вопросы форумчан о таких фамилиях как :Шнайдер и Ляйтнер. Это протокол общего собрания,где решался вопрос о постройке церкви.Так как читать со снимка плохо я выписал сам протокол и предоставляю его на суд читателям. Примерно так выглядела церковь в Константиновской открытая в 1895 году (рисунок автора) Копия документа о сходе колонистов Константиновской колонии и вынесении решения о постройке церкви в колонии: 1875 года Сентября 18 дня мы ниже подписавшиеся колонисты колонии Костантиновской Пятигорского округа, Терской области были собранны сего числа на сходъ,по призыву нашего Старшины Фёдора Пацель, где имели суждение о предполагаемой постройки Церкви в нашей Константиновской колонии, а какъ нами для вышесказанного предложенно приготовить уже план, который должен формально осмотренъ и коимъ следует Засвидетельствовать,то для этаго предмета должны быть избраны из среды нашего общества добросовестные лица для ходатайства по онному делу.мы поговорили между собой относительно предмета и все единогласно Определили: избрать среди нас более опытных и добросовестных Стариковъ Петра Амендъ и Самуила Шаудеръ (плохо читается -Шнайдеръ или Шауферъ?), так как они поведения хорошего и заслуживают общественного доверия, которых послать в гор. Владикавказв присутственные места до сего дела относящиеся, для вышесказанного предмета которыхот общества по сему предмету уполномачеваемыхъ. Въ чемъ учинивъ наш настоящий сей приговор в томъ и подписываемся на немецком диалекте,собственоручно колонисты. ( ниже приводиться список на русском языке - написание имён и фамилий я привёл, как стоит в оригинале, лишь в некоторых изменив их на правильное написание) [Авт.] 1) Иван Веберъ 2) Иосиф Эндерсъ 3) Фридрих Пренинъ (Бреннинг) 4) Людвиг Пренинъ (Бреннинг) 5) Георг Пренинъ (Бреннинг) 6) Фридрих Айхорнъ 7) Якоб Цельмеръ 8) Фердинанд Лидеръ 9) Якоб Эндерсъ 10) Самуил Эндерсъ 11) Георг Циммеръ 12) Георг Рушъ(1) 13) Якоб Циммеръ 14) Георг Рушъ(2) 15) Христиан Шуманъ 16) Фридрих Айхорнъ 17) Фридрих Моръ 18) Иван Шуманъ 19) Генрих Ковачъ 20) Фридрихъ Ковачъ 21) Людвиг Ковачъ 22) Якоб Ковачъ 23) Людвиг Амендъ 24) Леонгард Эндерсъ 25) Пётр Пауде 26) Георг Этель 27) Якоб Шнайдеръ 28) Мануэль Этель 29) Иоганис Шнайдеръ 30) Антон Веберъ 31) Криштов Этель 32) Якоб Веберъ 33) Кондрат Амендъ 34) Фердинанд Веберъ 35) Самуил Цельмеръ 36) Пётр Эндерсъ 37) Людвиг Пренинъ (Бреннинг) 38) Якоб Шнайдеръ 39) Георг Веберъ 40) Адам Этель 41) Якоб Ляйтнеръ 42) Конрад Гофербергъ 43) Якоб Пренинъ (Бреннинг) 44) Якоб Цельмеръ 45) Самуил Пренинъ (Бреннинг) 46) Георг Пренинъ (Бреннинг) 47) Пётр Пренинъ (Бреннинг) 48) Георг Эндерсъ 49) Христиан Веберъ 50) Криштов Пренинъ (Бреннинг) 51) Филип Рушъ 52) Пётр Ляйтнеръ 53) Иосиф Рушъ Сентября 19 дня 1875 года Старшина: Фёдор Пацель Староста:(написанно неразборчиво) Ц Г А Р С О ф. 11.- Оп. 62 -Д 261.-Лл. 2, 2об,

heiner: Ну а из этих документов датированных 1898 годом (двадцать три года позже ,размещённых мною раннее) можно наблюдать как перевоплощаются со временем некоторые фамилии. К примеру "Пренин" превращается в "Бренинг". Вообще по некоторым фамилии как я уже раннее говорил ,можно с уверенностью сказать из какой колонии они прибыли. К примеру :Гонштайн из Норки(а может и из БАЙДЕКА). Виндекер из Байдека.Амендт из Вальтер ...? Ну это может быть выясню я ,либо их потомки.По крайней мере фронт работы есть... Ну а теперь документы... Речь идёт о выдаче зерна на посев(указанны имена и фамилии домохозяев и количество душ в хозяйстве).Это только половинна этих списков(хотелось бы и вторую увидеть,но это надо по новой заказывать) [url=http://s44.radikal.ru/i105/0911/54/3326921a4d94.jpg]http://s44.radikal.ru/i105/0911/54/3326921a4d94.jpg[/a] [url=http://s51.radikal.ru/i134/0911/ce/99136e259de4.jpg]http://s51.radikal.ru/i134/0911/ce/99136e259de4.jpg[/a] [url=http://s45.radikal.ru/i110/0911/12/13c1efca7ba6.jpg]http://s45.radikal.ru/i110/0911/12/13c1efca7ba6.jpg[/a] [url=http://i049.radikal.ru/0911/25/9d7a448c90cf.jpg]http://i049.radikal.ru/0911/25/9d7a448c90cf.jpg[/a] Станица Константиновская на карте карта В школьном музее ст.Константиновской(заведует им большой интузиаст истории села Г.В.Панченко) находится карта посёлка послевоенных лет,с названием тогдашних улиц.Если Б.Амент (потомок тех Амендт) сдержит своё слово,то будет карта с примерным расположением домов до войны и кто где жил.Очень хотелось бы,чтобы потомки Константиновцев что нибудь внесли в этом плане(с помощью ещё оставшихся в живых своих предков). Очень буду надеяться.Хотя не очень много надежды...Ну а пока я помещу свой вариант плана ,нарисованный мною cо снимка.Г.В.Панченко скоректировала кое что в плане и теперь я его помещаю по новой. А здесь вы можете посмотреть Константиновку и на карте , на спутниковом снимке(для этого возможно вам будет нужно в левом углу вверху нажать на падпись Aerial и тогда можете спуститься на спутнике и посмотреть как она выглядит в наши дни воотчию)

graumann: heiner По поводу составления плана поселка с указанием домовладельцев - идея прекрасная. А Вы пытались найти документы районного отдела НКВД осени 1941г., где обязательно(!) должны были существовать списки выселения немецких семей из их наследственных домовладений колонии Константиновка с указанием точных адресов и состава семейств. Каков может быть срок их "секретной" давности - 50, 75 или 100 лет. Если 75 лет, то осталось ждать, в принципе, не так уж долго, всего два года после Сочинской олимпиады-2014. По поводу списка 1850г. - список рукописный(возможно даже, что это рукописная копия, так как в то время не было множительной техники и писцы переписывали документы по нескольку раз, иногда даже с копий, внося еще свои описки). Относительно написания "Эдель"(или Эттель) я постараюсь уточнить, хотя сам разделяю эти фамилии. Очень интересная складывается у нас история. heiner А вам, наверное, хорошо известны работы ставропольского историка С.А. Чекменева об иностранных поселениях на Ставрополье в конце XVIII и в первой половине XIX века.

uppsala: Здравствуйте heiner! Знаете, я как и "прохожий Шнайдер" ищю Шнайдеров из Константиновки( нашла в другой теме по этому поводу вопрос). Моего папу звали Волдемар Теодорович Шнайдер(1933 г.р). А вот моего дедушку звали Теодор Августович Шнайдер. Не родственники ли Теодор Августович и Лукьян Августович? Как вы думаете?Was wissen Sie uber die Scheider aus Konstantinovka? И что интересно ,оказывается Шнайдер Лукьян Августович и Шнайдер Петер Августович-оба братья моего дедушки! Начинаю верить в чудеса! Прохожему Шнайдеру послала сообщение. Вам большое,большое спасибо! За время моих поисков,мне пришлось пережить кое-какие личные потрясения. Оказывается мои предки по фамилии Гис, проживающие до войны в Константиновке - выходцы из Вальтер, Поволжье.Вот как!

heiner: graumann Уважаемый ,вы знаете, к сожалению в бытность свою я даже и не подозревал о каком то интересе со стороны исторических мужей к предмету истории моих предков, а когда мой интерес к этой теме проснулся , было уже поздно (я уже вернулся на историческую родину моих предков). Ну а здесь уже в силу специфических возможностей ,мне так и не удалось увидеть и приобщиться к трудам С.А. Чекменева. Жаль,но я думаю ещё не поздно...А в сущности я ещё пока, что большой диллетант в области истории, просто мною движет большой интерес к истории моих предков. И снова возвращаясь к теме первых колоний под Пятигорском,хотелось бы задать вопрос форумчанам. Может быть у кого нибудь есть или попадалась информация( та которая не попалась мне на глаза) о переселении волжских колонистов на Кавказ в 1785-1860 годах? Из той информации на сайте ,в частности в сведениях о колониях я так понял, что в те годы на Кавказ переселялись как из луговой так и из нагорной стороны Волги. Я так думаю, что это было связанно как раз с тем, что в плане выделения новых наделов под дочернии колонии, нагорная сторона отстала лет на десять от луговой стороны. Да и неурожаи первых лет дали наверное этому толчок . Может потому, что на Bergseite земли меньше было? Да и по качеству она,говорят, хуже была той,что на Wiesenseite. Да и ситуация на Кавказе (после того как России отошли земли ,принадлежавшие Турции) подталкивала к этому, вот и была веская причина ,искать удачи в чужом краю. Об этом периоде очень хорошо было отраженно в этой теме click here в том коротком промежутке, как раз и выпала возможность поселится на казённых землях на Кавказе. Позже когда желающих перебраться на Кавказ оказалось больше чем задумывалось,окошко это прикрыли и это можно было сделать только за свой счёт. Меня очень интересует именно тот период(1811-40 годы)и из каких колоний были переселения? Несколько снимков теперешней ст.Константиновской. Ценральная улица в Константиновке.Здесь когда то жили немецкие колонисты с Волги. Здание бывшей колонийской школы в Константиновке. Бывший дом постора(учителя церковной школы) колонии Вот тут у подножья горы Машук и поселились колонисты немцы с Волги,в 30-е годы девятнацатого столетия Заброшенное кладбище в лесу(по сведениям очевидцев, открытое в 1950-е годы).А прошло то всего сорок лет!? Говорят ,что первое кладбище было там,где сейчас расположенно здание новой школы!?Ну а это кладбища как я узнал от Г.В.Панченко ,было выбранно неудачно и страдало от паводков и подпочвенных вод ,поэтому и было открыто другое через дорогу на Пятигоpск,повыше. Ещё сохранившиеся могилы с немецкими фамилиями,похороненными в послевоенный период. Могила на заброшенном кладбище И уж коли я начал в начале темы знакомить читателей с первыми немецкими колониями в районе Пятигорска,мы так и продолжим дальше в этом плане.Недавно рассматривал фото ,которые наснимал этим летом,в поездке по Ставрополью.На глаза попалось фото, на заброшенном немецком кладбище в станице Константиновской(почему станица,если была немецкой колонией?)Наверное по принципу -"одних уж нет"(козаков,которых погубили)другие уж далече" (это мы,российские немцы)-ну тогда пусть будет станицей,наверное так решили.Начал вспоминать ,где я видел эту фамилию Бонвеч? Потом вспомнил- у нас на сайте-пастор Бонвеч в Пятигорске. click here

graumann: heiner Уважаемый, в Вашем посте №1021 выставлена фотография надгробия с надписью "Тиц Герберт Гельмутович", правда, без указаний дат жизни. Тиц- довольно известная фамилия для Пятигорска. Указывается, что они были местными немецкими колонистами и большими богачами. Тиц Ионатан(Джонатан) Павлович был владельцем крупной мельницы под Пятигорском, а его родной брат Леонард - директором Пятигорского общественного банка. Возможно, они были меннонитами, т.к. в начале 1908г. Леонард Тиц совершил поездку в Палестину. Братья Тиц владели домом на Царской улице - главной улице Пятигорска, а также имели шикарную дачу в стиле "модерн" на склоне Машука, в районе Пятигорского Провала. Кроме этих Тиц, на КМВ был известен инженер-электрик Федор Федорович Тиц, сын купца, который построил ряд небольших дизельных электростанций для частных домовладельцев. Известно ли Вам что-нибудь о роде Тиц и их связи с колонией Константиновской.

heiner: graumann Да это действительно так.Какая то часть Тицев были довольно богататой на Пятигорье.Но были видимо и простые.Жена моего дяди из рода Тицев ,её деда растреляли в 1937 году в Ольгино.Как вы наверное знаете после тридцатилетней аренды у Гиреев жители Темпельгофа(а Тицы именно оттуда) и Орбельяновки переселились в конце 19 века в местечко Сухая падина и образовали новые колонии Ольгино и Карлсфельд. Касательно снимка . Я был введён в заблуждение и считал его кладбищем колонии. Ан нет...Это кладбище основанно в 1950 тых годах( но без ума-пардон)в лесу недалеко от р.Подкумок. После нескольких паводковых наводнений было вынесенно решение -кладбище закрыть. Вот и остались эти "неприкаянные" могилы в лесу , брошенными. Моя знакомая Г.А.Панченко рассказала, что знала этого Тица лично (училась с ним) и он умер в шестидесятых годах (несчастый случай на охоте). Так, что это не старинная могила ,т.к. само кладбище просуществовало пару десятков лет. Самое первое кладбище колонии было там, где сейчас школа.А попозже оно было пересенно через дорогу( оттуда и есть останки которые были перезахороненны на центральной площади).Вот такая история.

heiner: graumann За ссылку спасибо( по поводу путешествия П.С.Палласа) ,попробую через библиотеку. Кстати где это вы её листали? Заглянул в интернет в букинстику,а там две книги Симона Палласа "Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794." Leipzig. 1799 .И всего то за каких 13 тысяч евро!!!Кстати картинки посмотрел ,занимательные.Но подробно не возможно было рассмотреть слишком мелко выставленно.Скачал книгу из интернета ,но там только его путешествие по Крыму.click here Сергей ну если у вас есть источник, так не стеснятесь,выкладывайте .Кстати моя версия в какой то мере соответствует истине ,что часть колононистов всё же остались там до второй "волны".И ещё одно :когда я занимался Эделями ,один из них рассказал мне следующее...Якобы его дед утверждал, что когда их в 1941 году выселяли из Довсунского, этому селу уже было 150 лет. Хотя по официальной версии дата основания 1880 год. Довсунское находилось от Святого Креста(Будённовска) примерно в десяти километрах. Вот я и думаю ,а не было ли оно тем первым поселение при местечке Святой крест. Тогда по дате на 1941 год совпадает.Но это только предположение .Нужны конечно факты. Раз уж я поднял вопрос о участии в теме потомков константиновцев ,то и подам пример того как бы я хотел видеть тему (не просто как сбор списков и исторических документов- хотя это тоже не помешает). Заголовок темы : Kol.Коnstantinovka N4(Bethanien)Nord Kaukasus -Geschichte und Leute т.е. история и люди говорит сам за себя. Мы должны описывать в теме и судьбы людей которые там жили. О моей фамилии в Константиновке: Прадед был не коренным,но предполагаю, что попал не зря туда . Это я сужу по таким фамилиям которые скорее всего были земляками прадеда с Волги:Lieder, Miller, Schumann,Phillipi, Rusch, Batzel Своей земли у них никогда не было(насколько я предполагаю ,что надел на Волге числился за прадедом судя по тогдашним общинным законам поволжских колоний). Прабабушка Мария Катарина Эдель (Эттель?)насколько я знаю была "обделенна" отцом в плане наследства. Кажется это было связанно с тем ,что она против воли отца вышла замуж за "голоштанного" Райхерт. Единственное , что я понял- семья моего прадеда никогда не была богатой и в течение всей их жизни в Костантиновке и в Марьяновке позже, они так и не разбогатели. Тётка рассказала мне такой случай (который поведал ей её отец Альберт)... -Сахар покупался редко и когда он покупался ,то его подвешивали высоко к потолку ,в мешочке(дабы детвора не добралась) и выдавался в редкие дни. Когда родители уходили из дому, то детвора "приспособились" делать следующее ... Старшие ставили младших себе на плечи и те "смоктали" этот мешочек. Это продолжалось ,пока мать не догадалась в чём дело и предупредила старшего Фридриха , если она отцу расскажет ,то всем будем "места мало"... Прадед был очень спокойным человеком ,но если его выводили из терпения ,то всем было действительно"места мало". Прабабушка была по характеру тихая и добрая женщина. Сыновья её очень любили и уважали. Были ли родственники у прадеда в Константиновке этого никто не может сказать. Были ещё Райхерт (которые появились там позже прадеда), но были ли они в родстве никто не знает. С их потомком Милиной Эдель (как я понял к константиновским Эдель это отношение не имеет) у которой бабушка была Райхерт(в девичестве) у меня сейчас тесный контакт, но она так и не может найти откуда корни её прадеда Фридриха Рейхерт Фридрих Эммануилович Родился в 1871 г., г. Ставрополя; немец; образование низшее; б/п; Хлебороб. Проживал: Ст. Константиновской. Арестован 27 октября 1930 г. Приговор: Выслан на 3 года на Урал Мы уже с ней перевернули целую кучу материала в поисках её прапрадеда Эммануила ,чтоб установить хотя бы из какого региона они прибыли.На Волге в периодах с 1830 по 1850 (предположительное его рождение) мы ничего подходящего не нашли. Или нам не хватило нужной информации. Только в районе Одессы (Петерсталь)проходят Эммануилы.Посмотрим куда это приведёт. А пока я бы хотел представить фото ,любезно предоставленные мне Милиной. Семья Руппель .Константиновка 1913 год На фото Эммануил Райхерт ,его жена (ур.Руппель) и его сестра Кристина(Милинина бабушка) .Фото конец двадцатых,начало тридцатых годов. Рейхерт Эмануил Федорович Родился в 1900 г., Ставропольская губ., Б.$К.Мартыновки; немец; б/п; рабочий. Проживал: Ставропольский кр., Минераловодский р-н, с. Константиновки. Арестован 8 августа 1937 г. Приговор: расстрелян Расстрелян в сентябре 1937 г Улица Орджоникидзевская (в тридцатые годы,как она потом называлась неизвестно).Фото сделанно в шестидесятые годы. По посторойкам видно, что это типично немецкие дореволюционные постройки,сохранившиеся ещё в те годы.

graumann: heiner Смотрел эту книгу в отделе "Россика"(РНБ). Среди иллюстраций к 1-му тому этой книги есть довольно подробный план Маджар на северном(левом) берегу реки Кумы(на французском языке), с указанием развалин древнего Маджара и селения немецких колонистов, которое находится на расстоянии в несколько километров выше(западнее) по течению р.Кумы, сколько я припоминаю. По поводу версии о существовании этой колонии до 1816г., когда в окрестности Маджар(г.Святого Креста) начали переселяться саратовские колонисты из Карраса, это маловероятно, т.к. документы говорят только о том, что в тех краях живут армяне и грузины, у которых и арендовали земли новые саратовские колонисты. А о прежних не было никаких упоминаний, даже в справке о г.Св.Креста, составленной для императора Александра Первого в 1819г. Кстати об указанной книге Палласа "Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794." Leipzig. 1799 . Известно, что 2-й ее том("Крымский") был переведен на русский язык и издан в 1999г. в Москве. А 1-й том("Кавказский") до прошлого года был переведен лишь частями, напр. раздел, посвященный осетинами, изданный во Владикавказе. Недавно мне сказали, что на последней Всероссийской книжной ярмарке в Москве(10-15 марта 2010г., ВДНХ, пав.56) была представлена новая книга, изданная в Астрахани а прошлом году. Это был 1-й том Палласа("Кавказский"), где он, кроме Кавказа, также рассказывает о своем посещении в марте 1794г. нескольких немецких колоний в саратовской губернии. Вроде бы этот том переведен полностью и имеет картинки. Надо поискать его в Интернете, может быть даже приобрести по почте. Хотя через несколько месяцев эта книга должна появиться в крупнейших библиотеках России. heiner Дополнение к предыдущему: Нашел эту книгу в электронном каталоге РНБ: Паллас П. С., Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 годах. (избранное). перевод с немецкого - 2008 (Серия "Астраханская губернская библиотека"). Судя по описанию, это перевод не всего 1-го тома, а только той части(235страниц), которая касается Астрахани и ее губернии. Обязательно посмотрю ее на днях и расскажу, есть ли в ней информация о Маджарах.

spack: Петр Симон Паллас: Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам русского государства в 1793-1794 Следующие страницы см. в перечне здесь

graumann: heiner В продолжение темы о первой немецкой колонии в Маджарах. Весной 1798г. Маджары посетил известный путешественник граф Ян Непомусен Потоцкий(1761-1815) - "основатель науки о Кавказе". В своей книге "Voyage dans les steppes d’Astrakhan et du Caucase", переизданной несколько раз, граф пишет, что 8 марта 1798г. "прибыл к новому поселению. Его основали арияне, прибывшие из Ширвана, но не по своей воле. Армяне и грузины из Кизляра, недовольные своим муниципалитетом, решили воспользоваться предложением Правительства. Число семей было 30, жили они в землянках, ожидая домов, строительство которых затягивалось...Эти люди были довольны своими соседями - кочевниками, но жаловались на русских крестьян из деревни на другом берегу Кумы. Они обещали Правительству, что не будут трогать развалины старинных Маджар, которые находятся в паре верст от их селения...". О немцах близ Маджар граф Потоцкий даже не упоминает. Вероятно, ко времени его посещения Маджар немецкой колонии здесь уже не было. Получается, что в период между визитом в Маджары П.С.Палласа в 1794г. и графа Я.Потоцкого в 1798г., немецкая колония близ Маджар была упразднена или переселена в другое место. И произошло это событие около 1796г.

heiner: graumann Да,батенька вы мой!Не перестаёте вы меня удивлять!1778!?...Ошибка или правда?Поначалу я склонялся к 1788 году так как по тому списку ,что я выставил основное количество прибыло на Кавказскую линию с 1785 до 1788 годов.Честно говоря от этих разногласий в переписях и документах, по датам- у меня уже голова кругом идёт. А как насчёт названия Bethanien ,откуда оно пришло и почему они еим пользовались до последнего(те кто выезжал в Америку перед революцией называли её как место выхода)?И ещё я как то обращал внимание что в колонии Таловка,был дом престарелых Бетания.А как я понял некоторые фамилии из основателей Константиновки были из Таловки.

graumann: heiner В немецких названиях саратовских колоний подчас скрыт евангелиевский смысл. Собственное название: Бетания=Дом бедняков (знаменитое место под Иерусалимом, где жил праведный Лазарь и где отдыхал Иисус Христос во вторник и среду Страстной недели, перед своим Распятием). «Накануне Господь Иисус Христос совершил Чудо воскрешения праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшагося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествовавший Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой)». Бетания в Палестине, библ. Вифания(дом бедности) Вифания близ Иерусалима (ее название еще переводится как Дом бедняка). Вот что говорят верующие: Итак, евангелиевская Вифания... Это небольшое селение, в получасе ходьбы от Иерусалима, и во Вторник и Среду Страстной недели оставалось благословенным приютом для Того, Кто в земной жизни Своей не имел, где главы преклонити... Когда-то, во времена Спасителя, местечко это было настоящим садом: тут прекрасно росли маслины, фиги, виноград, миндаль, гранаты, пальмы и хлеб. Нигде, кажется, Господь наш Иисус не проводил более спокойных часов, нигде столько не отдыхал Он Своею святою душой после великих Своих трудов, как в этой Вифании, в доме праведного Лазаря. Этот тихий благословенный дом всегда был открыт для Него. Зато и любил Господь друга Своего Лазаря и двух праведных сестер его - трудолюбивую, гостеприимную Марфу и тихую, глубоко Ему преданную Марию. У них Он обычно останавливался, когда приходил в Иерусалим на праздники; в их доме проводил Он и последние перед Своими страданиями ночи, удалясь сюда из шумного Иерусалима... Здесь за несколько дней до Своих Страданий приготовлена ему была вечеря, на которой Мария, взяв самого лучшего нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Божественного Учителя и отерла своими волосами, желая тем излить сердечную благодарность Воскресителю брата ее, мертвеца четверодневного... Здесь Он провел ночь на Вторник, отсюда во Вторник утром опять пришел в храм Иерусалимский и много учил в нем и вне его (Мф. 24; 25) ... Но вот другой дом в Вифании - Симона прокаженного. И в этом доме Господь был однажды гостем: ночь со Вторника на Среду провел он в последний раз перед Своей смертью в Вифании, в доме Симона прокаженного. И сюда пришла к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного, но это не была праведная сестра Лазаря, это была жена-грешница, грехами оскверненная и всеми презираемая. Она пришла сюда, чтобы излить свою душу в слезах покаяния и, разбив дорогой сосуд, возлила благоуханное миро на главу Вземлющего грехи всего мира... Ропщет расчетливый Иуда на бесполезную, по его мнению, трату ароматов, слышится слово порицания и от других учеников. Но Сердцеведец лучше их знает цену усердия грешной жены: Что смущаете женщину, - говорит Он им, - она доброе дело сделала для Меня; она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала! И вот, скажем словами святителя Златоуста: молчит история о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; не известны даже имена многих из тех, которые построили города, покорили народы, издали законы; но то, что в Вифании, в доме некоего Симона прокаженного, жена-блудница излила миро на главу Христову, об этом знает весь христианский мир...В тот же день и Иуда Искариот, зараженный корыстолюбием, решается предать своего Учителя. В то время как грешница, по словам Иоанна Златоуста, принесла к ногам Христовым главу свою, "Иуда простер руки к беззаконным; та искала оставления грехов своих, а сей взять сребренники. Она радовалась, тратя миро многоценное, сей заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а сей от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а сей делался пленником его". Вот что говорит Евангелие о Вифании, т.е. Бетании. И так решили назвать свою новую колонию переселенцы из Святого Креста. Почему? М.б. начало переселения совпало со Страстной неделей, или было какое другое знамение. Но следует помнить, что Евангелие было самой главной, настольной книгой многих немецких колонистов. К ней обращались они, ища ответы на различные вопросы, которые ставила Жизнь...

heiner: graumann А мне кажется они назвали её так потому, что намыкались бедолаги ,прежде чем осесть на новом месте.Бетен -означает "молится,просить снисхождения".Вот и получается ,что их молитвы достигли бога и они наконец обрели своё место...



полная версия страницы