Форум » Поиск по населённым пунктам (кроме Поволжья) » Kol.Karras/Каррас (Иноземцево) Pjatigorsk/Пятигорск (продолжение) » Ответить

Kol.Karras/Каррас (Иноземцево) Pjatigorsk/Пятигорск (продолжение)

heiner: КАРРАС (Иноземцево)- примечательная колония Российских немцев на Северном Кавказе Каррас — первая по времени основания колония в этом регионе. 25 ноября 1802 г. Император Александр I утвердил доклад Министра внутренних дел о просьбе шотландских миссионеров Бронтона и Патерсона обосноваться в районе Бештовых гор у Султанского аула для распространения христианства среди местного горского населения. Каррас пополнялась немецкими колонистами, большинство которых прибыло из Поволжья и Северного Причерноморья (Новороссия). Немецкий контингент колонии в К. стал преобладающим уже в 1815 г., когда здесь появилась первая значительная группа жителей-немцев. Колония развивалась быстро, и если в 1813 г. в К. насчитывалось 166 жителей, в том числе 26 британцев, 17 обращенных в христианство горцев и 123 немца, то в 1856 г. жителей уже было 307. К началу XX в. число жителей достигло 1353 чел. «Терский календарь» на 1910 г. сообщал некоторые данные о Каррас на указанный год. В колонии был 221 двор. Коренных жителей — 1393, пришлых, иногородних — 296 чел., земельного довольствия — 3498 дес., в том числе 222 дес. леса. В К. размещалось почтовое отделение, колонистское правление Терской области, работали 3 кожевенных завода Рудольфа Педди, Карла и Юлиуса Энгельгардтов, кирпично-черепичный завод Е. Я. Альфтона. В колонии была лютеранская церковь, одноклассное училище, 8 бакалейных лавок. В 3 верстах от К. находился лечебной воды Батф» линский источник, привлекавший в летнее время гочисленных курортников и больных По свидетельству доктора Карла Штумппа, количество жителей К. увеличивалось за счет русских, армян, греков, кабардинцев, черкесов, поляков, что являлось редким случаем в колонистской практике сожительства с местным населением. По переписи 1926 г. в Каррас насчитывалось 1280 жителей. Уменьшение их числа по сравнению с началом века произошло в годы гражданской войны, когда часть колонистов, спасаясь от погромщиков, спустившихся с гор, от шаек дезертиров и анархистов, вынуждена была покинуть колонию и искать убежища в Причерноморье, где к этому времени сформировался мощный анклав немецкого колонистского присутствия и имелся шутцвер (вооруженные отряды самообороны). Колония потеряла и часть земельного довольствия. В 1941 г. немецкое население Северного Кавказа было депортировано в Казахстан и Сибирь. Этой участи не избежали и жители многонациональной колонии Каррас. История неординарного немецкого поселения фактически окончилась. Колония Каррас была переименована в село Иноземцево. Ист.; «Акты Кавказской Археографической комиссии». Том VIII, Тифлис, 1881. Апухтин И. «Колония Каррас». Пятигорск, 1903. «Списки населенных мест Терской области». Владикавказ, 1915. «Статистические таблицы населенных мест Терской области». Владикавказ, 1890. «Терский календарь» на 1910 год. Владикавказ, 1890. Штумпп К., «Немецкое поселение Каррас на Северном Кавказе» — в «Хейматбух» за 1961 год. Штуптарт. Издание землячества немцев из России. /На нем. яз./ КАРРАС КАРРАС/KARRAS (Иноземцево; также Шотландская), до 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр., Каррасская/Пятигорская вол.; в сов. период - Орджоникидзевский край, Минераловодский/Горячеводский/Пятигорский р-н. Еванг. село, осн. в 1804. В 10 км к сев. от Пятигорска. Основатели - шотландские миссионеры. В 1809 прибыли первые поселенцы из Поволжья (кол. Сарепта и Антон). 25.12.1806 Александр I издал грамоту жителям колонии. 29.9.1817 Комитет министров принял решение о переселении из К. нем. колонистов (не реализовано). Комитет министров принял решения о переустройстве колонии, утвержденные Николаем I (15.12.1828, 26.6.1835). Еванг. община (1806-66), лют. приход Пятигорск. Церковь (1854). Земли 7000 дес. (1807), 3498 дес. (1910). Садоводство, виноградарство и виноделие, цветоводство, пчеловодство. Кожевенные з-ды Р. Педди, К. и Ю. Энгельгардтов, кирп.-черепич. з-д Е.Я. Альфтона, известковый з-д, маслозавод, 8 лавок, аптека. Сельсовет, с.-х. коопер. тов-во, нач. школа, изба-читальня (1926). Место рожд. лют. пасторов И.Т. Кел?лера (1842-1918), Э.Е. Деггелера (1868-1956). Жит.: 166/123 нем. (1813), 307 (1856), 527 (1874), 622 (1883), 663 (1889), 932 (1897), 1353 (1911), 1740 (1914), 1393 (1918), 1995/1274 нем. (1926). Данные: «Немецкие населенные пункты в Российской империи: География и население. Справочник» (М., 2006).В.Ф. Дизендорф.Немецкие населенные пункты в СССР до 1941 г.: География и население. Энциклопедический словарь. М., 2006, Первая часть законченна и закрыта ,посмотреть её можно здесь Продолжение темы о Каррасе разбита теперь на две части- эта тема и новая о Николаевке click here

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All

graumann: Вход на старинное кладбище колонии Каррас. Еще две фотографии Карраса: Это вид с колокольни православной церкви на южную часть поселка Иноземцево(осень 2009) А это вид с колокольни православной церкви на северную часть поселка Иноземцево(осень 2009) Улица Гагарина (трасса из Мин-Вод до Пятигорска) п.г.т.Иноземцево.Позади видно гора Бештау.

heiner: graumann Как я и обещал при открытии этой темы, со временем я буду их чистить и править.Первая тема по Каррасу полностью "поправленна " .Теперь первая часть её (которая закончилась)выглядит совсем по новому и имеет упорядоченный вид. Тема о Николаевке открыта click hereи вам Сергей , карты в руки - по обеим темам.Ну мне остаётся удалится т.к. свою роль я выполнил,а вам эти темы близки .Удачи вам!

graumann: Немного об инженере-железнодорожнике И.Д. Иноземцеве, чье имя ныне носит бывшая колония Каррас: Иван Дмитриевич Иноземцев (27декабря 1843-12сентября 1913) родился в станице Григориполисской, Кавказской области. Он был сыном кубанского казака и имел иностранные корни, отчего его предки получили фамилию Иноземцевы. Его мать была внучкой шведского офицера. Его отец - храбрый хорунжий Дмитрий Иванович Иноземцев(1815-1851) скончался в полевом лазарете от пулевого ранения. После гибели отца, образованием Вани Иноземцева занялось руководство Кавказского линейного казачьего войска. Будучи пансионером этого войска он учился в Ставропольской губернской гимназии, а затем, как отличник учебы, был определен в Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1861г. Затем Иван Дмитриевич Иноземцев строил дороги на Северном Кавказе и на Украине. С 1880г. занял должность управляющего Ростово-Владикавказской железной дороги(ныне - СКЖД), где и служил с отличием до самого выхода в отставку летом 1908г. В 1903г. на земле, которая ранее принадлежала Владикавказской железной дороги, близ железнодорожной станции "Каррас", он имел небольшой дачный участок с двухэтажной виллой, где проводил последние годы жизни. Часто ездил лечиться в Дрезден. Скончался И.Д. Иноземцев в 1913г. и был первоначально похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, а в октябре 1914г. перевезен женой в часовню при железнодорожной станции "Каррас" близ Пятигорска Прах его покоится на старом кладбище поселка. Дом (дача) управляющего дороги передан семьей в 1936 году Наркомпросу и был затем занят под Минераловодское педучилище (с 1999 года - Железноводский педагогический колледж; ныне - Железноводский филиал Ставропольского государственного педагогического института). Эта станция в конце 1914г. по случаю русско-германской войны была переименована в станцию "Иноземцево". Колония, а затем селение Каррас были в 1959г. переименованы в поселок Иноземцево. Прах инженера с 1930г. покоится на местном кладбище. А в его доме ныне находится филиал Ставропольского педагогического института. А вот интересная мемориальная доска на стене бывшего дома инженера И.Д. Иноземцева: Да, видный немецкий политик и 67-летняя Клара Цеткин(урожд.Eissner) летом 1924г. с балкона бывшей виллы Иноземцева выступила с речью на немецком языке перед жителями колоний Каррас и Николаевки.

graumann: Старинное кладбище колонии Каррас и его немецкие надгробия Минувшей весной посетил небольшое старинное кладбище бывшей колонии Каррас, которое находится на небольшом холме и вокруг него. Оно было основано шотландскими миссионерами в 1804г., когда первым скончался миссионер Джон Гарди. Здесь же находится могила знаменитого пастора Генри Брунтона, основателя миссии, и большой фамильный участок семьи миссионера и ботаника Александра Патерсона, бессменного старшины Карраса в 1813-1835гг., который пытался создать при колонии Каррас огромный Кавказский ботанический сад. Несмотря на то, что с 1941г. здесь появились могилы новых жителей селения, не немцев, но немецких надгробий очень много. Как правило они в форме каменных саркофагов(разного размера - для детей маленькие, для подростков - средние, для взрослых - одинаково длинные) с крестами на лицевой поверхности и с готической надписью, которая традиционно начинается словами: "Hier ruht in Gott..." Естественно, что со временем надгробные камни обрастают мохом и надписи на них с трудом различимы. Многие немецкие надгробия сдвинуты со своих первоначальных мест, уступая место новым захоронениям на этом тесном кладбище, некоторые даже перевернуты "лицом" вниз. С помощью нескольких добровольцев из местных жителей, а также девушек из институтского краеведческого общества "Парус" удалось расчистить три десятка надгробий, чтобы прочитать фамилии и годы жизни погребенных немцев. Среди них были колонисты Карраса с наиболее распространенными фамилиями - Гольмгрейн, Конради, Либих, Райфшнайдер, Швагерус, Шнайдмиллер и Энгельгардт. Однако, на некоторых старинных надгробиях при всех наших усилиях не удалось прочитать полной фамилии, только несколько разрозненных букв. Загадочным является и то обстоятельство, что на лицевой поверхности некоторых немецких каменных надгробий вырезался православный крест с косой перекладиной, а надпись оставалась немецкой. Это информация для размышления. Следует также заметить, что здесь, на лютеранском кладбище Карраса похоронены не только немецкие колонисты, но и благородные немцы, которые умирали от болезней на ближайших курортах в Пятигорске и в Железноводске, так как это кладбище было тогда главным лютеранским на КМВ. Среди последних есть звучные фамилии - Унгерн-фон-Штернберг и Клюки-фон-Клугенау и др.(есть даже финны). Теперь понятно, почему на старинном Пятигорском кладбище(Некрополе) отсутствует участок с лютеранскими захоронениями, хотя немецкая кирха находилась всего в полуверсте от него. Пятигорских лютеран везли хоронить на немецких кладбищах в Каррасе или в Николаевской колонии.

graumann: Кирха в Каррасе Вскоре после открытия шотландской миссии Каррас, в ней был сооружен общий молитвенный дом для шотландских миссионеров и обращенных в христианство горцев. Здесь, видимо, первоначально происходили также и какие-то богослужения для немецких колонистов, хотя своего пастора они не имели до 1823 года. Весной 1823 года в Каррасе появился швейцарец Иоган-Якоб Ланге, 25-летний евангелический проповедник, присланный Базельским миссионерским обществом на Кавказ. Около пяти лет он жил в шотландской колонии Каррас, неофициально окормляя немецких колонистов с разрешения Шотландского миссионерского общества, которое тогда безуспешно пыталось передать миссию Каррас базельцам. Пастор Ланге в начале 1828г. решил жениться на дочери шотландского миссионера Галловея, которого Шотландское миссионерское общество считало своим главным представителем в Каррасе. Тогда же немецкие колонисты Карраса обратились к российскому правительству с просьбой утвердить Ланге постоянным пастором немецкой общины Карраса. Их просьба была, по видимому, удовлетворена, и Ланге женился на Маргарет Галловей. Церковными старостами тогда были Яков Швагерус-старший и Дитрих Брам. В 1835г. шотландская миссия была упразднена и Каррас стал полностью немецкой колонией. Весной 1836г. немецкая община Карраса подала прошение администрации Кавказа о своем желании построить новое церковное здание на добровольные пожертвования, собранные не только в России, но и зарубежом. На заседании Комитета Министров в начале 1837г. этот вопрос был решен положительно. Автором проекта нового церковного здания в Каррасе стал швейцарец Джузеппе-Марко Бернардацци, который с 1823г. работал архитектором на курортах Пятигорья, вместе со старшим братом. Они были католиками. К сожалению, Бернардацци не владел "готическим стилем", характерным для немецких кирх, и составил проект в своем любимом стиле "ампир", с квадратной колокольней и массивным колонным портиком. Храм в Каррасе, с учетом сбора пожертвований, был построен к 1840 году. В 1839г. тяжелобольной пастор Ланге, несмотря на просьбы каррасцев, оставил службу и вернулся на родину, в Лозанну, где вскоре и скончался. А следующими пасторами в Каррасе были - Иоганн Гуппенбауер, Карл Кениг, Бернгардт Дегеллер, Юзуа Эртли и многие другие. Евангелическо-лютеранская церковь в Каррасе относилась к Московскому консисторному округу. В начале XX века богослужения в Каррасе проводил пастор Рудольф Фракман, известный общественный деятель в Пятигорске. В 1907г. он построил свою красивую виллу рядом с усадьбой инженера Иноземцева, однако в 1910г. скончался и был похоронен на кладбище в Каррасе. Богослужения в кирхе полностью прекратились к 1937 году и здание было приспособлено под местный клуб с большим кинозалом. В 1948г. колокольня была снесена и перестроенное здание получило новое название - кинотеатр "Луч". В 1989г. старинное здание, прослужившее людям полтора века, было снесено и на его месте возведен типовой Дом Культуры с летним и зимним кинозалами. Однако ныне это здание находится в заброшенном, аварийном состоянии, кинозалы не работают. Иногда в большом фойе здания устраиваются танцевальные вечера для местной молодежи. Это фотография старинного здания бывшей кирхи сделана в 1958г.

graumann: Воспоминания уроженца Карраса Константин Брама(1893-1959) об установлении Советской власти в Пятигорье: "...После выписки из военного госпиталя, я к 10 февраля 1918г. прибыл к себе в колонию Каррас Терской области. В это время в селе Каррас был организован Волостной ревком, с охватом колонии Каррас, Николаевской и Константиновской. Председателем этого Волостного ревкома был мой отец Юлий Яковлевич Брам. В селе Каррас тогда было достаточно возвратившихся с войны солдат-фронтовиков, особенно с Турецкого фронта. Они, в большинстве своем, были под влиянием меньшевиков Колосова, сына пастора - Арнольда Евсеевича Эртли, сына владельца кожзавода - Виктора Карловича Энгельгардта и других. В условиях установления власти большевиков на местах, разгоралась Гражданская война, так как одни селения(казачьи) были за белых, а другие(Пятигорск) за красных. Ревком поставил задачу передо мной и Яковом Федоровичем Энгельгардтом, старым унтер-офицером кавалерии, организовать революционный отряд для самообороны. После небольшой борьбы с влиянием кулачества, отряд в 30 человек был создан. Я.Ф. Энгельгардт был выбран командиром, а меня местная парторганизация большевиков назначила комиссаром. Первой задачей была борьба с налетами на колонию казаков-беляков из станицы Лысогорской. После нескольких успешно отбитых налетов, наш отряд стал разрастаться за счет каррасцев. В это время николаевцы и константиновцы стали просить помочь организовать им также отряд, что наша партогранизация и сделала с подчинением их командованию Карраского отряда. К июлю 1918г. отряд в общем насчитывал уже 120-130 человек. В это время по требованию Пятигорского Ревкома и Укома партии наш отряд совместно с Пятигорским полком вел бои с белыми бандами полковника Шкуро и в бою за Кисловодск был убит командир отряда Я.Ф. Энгельгардт. Вместо него бойцы выбрали командиром меня. Таким образом, я стал и комиссаром и командиром отряда. В отряде в это время была уже своя партогранизация, которая имела большое влияние и авторитет среди бойцов. В августе 1918г. в с.Каррас пришел и встал на постой возвратившийся с фронта Казачий артиллерийский дивизион, который вел себя лояльно и не связывал наши действия и действия Пятигорского отряда. Наши коммунисты попытались связаться с рядовыми казаками. Но большевиков в дивизионе не любили, и партийной организации там не было. В дивизионном комитете состоял старший урядник Петр Атарщиков, любивший выпить. Он пообещал нам, что сумеет с помощью своих дружков оказать содействие в разоружении Казачьего артиллерийского дивизиона, тем более, что многие казаки хотели мирно разъехаться по домам. При переговорах с этой группой договорились, что пушки, пулеметы и винтовки будут сданы нам, а казакам оставлены шашки и кинжалы, а револьверы оставлены только тем казакам, которых они нам укажут, но так, чтобы никто не знал. После этого, Казачий артиллерийский дивизион должен быть демобилизован. Так как наш отряд был недостаточно силен, то договорились с Пятигорским коммунистическим отрядом, и совместно провели разоружение дивизиона. Мой отряд хорошо вооружился винтовками, получил три пулемета, несколько ящиков гранат и большое количество патронов. Отряд приобрел три тачанки, и все бойцы были посажены на коней. Артиллерийское снаряжение на две батареи получил Пятигорский полк и одну батарею Кисловодский полк, как более мощные в людском контингенте. Командиром одной из пятигорских батарей стал мой друг Константин Васильев, житель Константиногорской слободки в Пятигорске. Каждый отряд был самостоятельной единицей, общее руководство отрядами было минимальное. Каждый отряд снабжался боепитанием, так и другим довольствием, за счет военных трофеев и местных богачей. Так за счет богачей – Якова Яковлевича Энгельгардта, Юлиуса Яковлевича Энгельгардта, Виктора Стиля, Педди и других, было оборудовано и снабжено всем необходимым казарменное помещение на 120 человек. Но надо сказать, что если требовалась помощь друг другу, то отказа не было, но после боя отряды опять расходились по своим местам. В этом был большой недостаток, что давало возможность белым иметь людское преимущество в начале боя, где они его затевали, т.е. до подхода соседних отрядов. К декабрю 1918г. появилась болезнь «испанка» и разразился тиф. В это время XI-я армия стала отходить с Кавказа. Белые, желая захватить Пятигорск, бросили 7-ю Пластунскую бригаду на прорыв линии обороны Железноводск – Каррас –Николаевская – Пятигорск, зная, что Железноводск не защищен. Там был маленький отряд Григория Топалова в 40 человек. Я получил указание выступить в Железноводск. 6 января 1919г. мы совместно с Железноводским отрядом заняли оборону между горой Железной и Медовой, на окраине Железноводского хутора. Весь день 6 января 1919г. 150 бойцов Карраского и Железноводского отрядов выдерживали натиск двух пластунских батальонов, Кавалерийского полка и огонь батареи белых. Вечером отошли на станцию Бештау, оставив заставу на главном шоссе у железноводского кладбища. Ночью подошла часть Пятигорского полка около 200 человек под командованием тов. Н. Янышевского, проживающего в Пятигорске. Общий отряд составлял около 350 человек. Был разработан план ответного удара. Первая группа, под командованием военкома Николая Винюкова и Прилипко, в составе 50 человек и при 2 пулеметах, должна была через Парк выйти к старой Церкви, где на нагорной площади, по данным разведки, расположилась артиллерия, захватить ее и открыть огоньпо беым, создавая панику. Вторая группа, моя, в составе 60 человек и при 2 пулеметах, должна была, обойдя вокзал, занять дорогу Железноводск – хутор Железноводский, с задачей дождаться отступающих белых, расстреливать их по дороге и по рядом идущей балке. Третья группа, под командованием тов. Янышевского, в составе 230 человек при 3 пулеметах, должна была нанести удар от кладбища. Белоказаки, заняв Железноводск, праздновали победу и пьянствовали. Их охранения было слабое. Около 4 часов утра 7 января 1919г., группа Винюкова, ворвавшись на площадь и захватив батарею, открыла огонь из пушек. Группа Янышевского с пулеметной стрельбой и криками «ура» повела наступление от кладбища на соединение с Винюковым. Создалась паника и белые бросились убегать в сторону Железноводского хутора. Проскочив мимо станции они наткнулись на мой отряд. Отходя под нажимом Янышевского и Винюкова, и не имея возможности сбить мой отряд, они кинулись в балку и подставили себя под фланговый огонь. К 6 часам 7 января 1919г. 7-я пластунская бригада была полностью разгромлена. Потеряв батарею в 4 орудия и 11 пулеметов, при огромной потере людского состава, среди них командира и нескольких офицеров. Оставив в Железноводске отряд, Янышевский и я со своими бойцами и трофеями сосредоточились на ст.Бештау, где нам поступило приказание ожидать бронеплощадку и вагоны, погрузиться в них и двинуться к Св.Кресту, т.к. там создалось угрожающее положения для красных. Состав бронеплощадки(броневагона) не удержался и пролетел мимо, к ст.Минеральные воды. В это время мы получили указание, что Кисловодск и Ессентуки оставлены. Нам следовало двигаться к Пятигорску, где Пятигорскому полку Янышевского и моему Карраскому отряду предлагалось прикрывать отступление по направлению к ст. Прохладная. Поставив в известность Железноводский отряд, что мы отходим, мы предложили ему догнать нас в Пятигорске. Похоронив на Карраском кладбище двух убитых в Железноводске 6-7 января 1919г. бойцов - Генриха Брикмана и Гольмгрейна, и забрав с собой легкораненых бойцов, мы отошли в Пятигорск. Отход на Прохладную и далее до Моздока был хотя и с боями, но потери были не столько от боев, сколько несравненно больше от тифа. За Моздоком часть Карраского отряда, в том числе больной тифом я, отец, братья Валентин и Яков, были взяты в плен в феврале 1919г.. Нас доставили в с.Каррас. Отца, как председателя Ревкома оставили за контрразведкой, меня, брата Валентина и еще 30 бойцов – за Военно-следственной комиссией при Атамане Пятигорского отдела, и посадили в пятигорскую тюрьму (ныне – тюрьма «Белый лебедь») 25 февраля 1919г. От вызова на допрос мы освобождались тюремной врачебной администрацией, купленной нами. С этим не согласился боец Василий Яковлевич Гольмгрейн, и под горячую руку первого времени был расстрелян белыми. Контрразведка с заключением врачей мало считалась и вызвала моего отца Юлия Яковлевича Брама на допрос. С допроса он вернулся в камеру весь избитый. Он предупредил меня, чтобы я передал всем, чтобы они с явкой на допрос как можно дольше тянули, а на допросе твердили одно, что «все были мобилизованы и не сознавались, кто из них и между ними член партии. Мол, боялись моего отца, что он грозил расстрелять». Через день, отец умер у меня на руках. Это было 3 марта 1919г. Его труп после долгих хлопот выдали матери и отец был похоронен на кладбище в селе Каррас. Придерживаясь указанной тактики, мы избежали дальнейших расстрелов, октябрю 1919г. из тюрьмы были выпущены все бойцы. Остались только я, брат Валентин и комиссар колонии Каррас Самуил Энгельгардт и были судимы. К этому времени белые начали терпеть поражения на фронте, и поэтому свидетели обвинения смягчали свои показания насколько могли. Состав Военно-полевого суда, состоя из офицеров Ширванского полка, который был щедр на расстрел, но он должен был выходить на фронт. Пришлось матери дать взятку секретарю суда, чтобы дело оттянул, до их ухода. С их уходом состав суда был из офицеров запасной артиллерийской бригады, которые редко давали расстрел, а большие сроки. Опять пришлось дать взятку, чтобы поторопить суд. 16 октября 1919г. был суд. Брата Валентина, как руководителя большевиков села Каррас, приговорили к 20 годам каторги, меня и Самуила Энгельгардта – к 6 годам каторги, применили 2 или 3 амнистии и результат. Брату Валентину осталось 9 лет каторги, а мне и Самуилу Энгельгардту по два года. Но принимая во внимание, что я и Самуил Энгельгардт, оба унтер-офицера и военно-обязанные, было решено от наказания освободить, и нас направить на фронт для искупления вины. 19 октября 1919г. мы были освобождены. Самуил Энгельгардт вновь заболел тифом и остался дома, а я 22 октября 1919г. уже был в партизанском отряде Федора Пащенко, с базой в лесу гор Бештау. Отряд был небольшой, 20-25 человек, но белых тревожил сильно и создавал впечатление о его большом численном составе. Подготавливая восстание(против белых) в Пятигорске я и другие партизаны ходили в Пятигорск на разведку, и на связь с подпольщиками..."

Mariya: Добрый день всем участникам форума! Уажаемый,graumann! Скажите, для того чтоб ы обратится с запросом во Владикавказ мне нужно самой туда ехать или есть какой то способ связи по интернету или почте?

hilfe1: Mariya Найдите в сети почтовый адрес и напишите запрос. есть и сайт, но я не знаю, насколько правомочно посылать запросы по электронной почте. Попробуйте любой вариант - разницы нет.

maria: Mariya, посмотрите здесь: click here мой пост № 388 Мария

graumann: Мать известного российского рок-певца Игоря Талькова, трагически погибшего в 1991г., Ольга Юльевна Талькова(в дев.Швагерус)(1924-2007) вспоминала: «Родители мои родом из Ставропольского края: мама, Татьяна Ивановна Мокроусова, из крестьянской семьи, а отец, Юлий Рудольфович Швагерус, немец по происхождению, родился в семье кожевника в селе Иноземцево недалеко от Пятигорска. Предки мои по линии отца жили в тех краях со времён Екатерины II, которая переселила немцев из Европы на Северный Кавказ. Образовалась колония Каррас, а проще — Иноземцево, название которого говорит само за себя. Немцы всегда отличались трудолюбием, были деловым народом, знающим многие ремёсла. Вот и дед мой обучил детей своих кожевенному делу. Папа стал разъезжать по деревням, выделывать кожи. Родилась я в 1924 году, принесшем с собой страшный голод... О детстве у меня самые радостные, самые светлые воспоминания. В школьные годы я много читала, любила музыку, театр. С первого класса участвовала в самодеятельности: танцевала, пела, играла на разных инструментах. В 1939 году папе, наконец, дали квартиру в Пятигорске, которую мы очень долго ждали, но прожили в ней менее двух лет — началась война. Мне было тогда семнадцать лет. Помню, я не очень горевала: как и все вокруг, была уверена в нашей скорой победе. Прошло немного времени с начала войны, и мы были ошеломлены неожиданным сообщением: нас как немцев, а значит, врагов, выселяют в Сибирь. Не учитывалось даже то, что в городе папа был очень нужным человеком: работал на телеграфе сразу на четырёх аппаратах, сидел по ночам, сутками не выходил с дежурства... Я никак не могла в это поверить. Помню, спросила: — Почему с нами так поступают? — Мы ничего не знаем. Это приказ «сверху», из Москвы. Через четыре дня будьте готовы к выезду. С собой можно взять по пятьдесят килограммов на человека. — А остальное? — Остальное не наше дело. Продайте, выкиньте. Я в то время была комсомолкой, безоговорочно верила в коммунистические идеалы. Этот случай потряс меня, перевернул все мои мысли. Я прибежала домой, схватила комсомольский билет и разорвала его на мелкие кусочки. С тех пор я совершенно другими глазами стала смотреть на мир, научилась думать, анализировать, иметь свою точку зрения. Итак, что за четыре дня можно сделать? Всего по пятьдесят килограммов на человека! Что продали, что отдали, что выбросили. Мама к тому времени уже имела горький жизненный опыт (она перенесла два голода — в 1922 и 1933 годах) и, предвидя, что впереди нас ждал ещё один — военный, сказала: — С собой необходимо взять продукты. Купила, что смогла, сухарей насушила. Мы в то время только завели пчёл, пришлось и их продать; нарезали соты, сложили в бидон... Всё это нам потом очень пригодилось. Мама запаслась лекарствами, соляной кислотой на случай цинги. В Пятигорске мы были вынуждены бросить всю мебель. С собой взяли только одежду; два года в Сибири мы жили на то, что меняли её на молоко и картошку. Денег с нас никто не хотел брать — кому они тогда были нужны! Сейчас рубли называют деревянными, а тогда я не знаю, какими они были, глиняными, наверное, что рассыпаются сразу. Перед отъездом папа предлагал: — Татьяна, разведись со мной формально, и ты останешься дома, в Пятигорске! Кстати, многие так и делали. Жёны разводились с мужьями, дети отказывались от отцов, которых отправляли на выселение одних. Папа и мне предложил отказаться от него. Ведь когда я получала паспорт, Гитлер уже вовсю развернулся на Западе. Отец уговаривал: — Пишись «русская». Я допытывалась: — Зачем? Он не объяснял, а просто настаивал: — Пишись «русская»! Видимо, он интуитивно чувствовал или, вернее, оценив ситуацию, пришёл к выводу, что будет гонение на немцев. Так я и записалась — «русская», по национальности мамы. Но отказаться от отца, пусть он и сам предлагал мне это, поступиться своей совестью я не могла. Не могла! — Как же я могу от тебя отречься? Я так тебя люблю! Я вижу, как ты всю жизнь трудишься. Ты честный человек, не вор, не убийца. Как же я от тебя отрекусь?! — Дочка, да это формально. Хоть в квартире останетесь. Он всю жизнь ждал эту квартиру в Пятигорске. Только дали, двух лет не прожили — выселили. Но мы с мамой отказались от сделки с совестью. Мама сказала тогда: — Мучиться, страдать — вместе! Заболеешь ли ты, случится ли что с тобой, мы всегда будем рядом, и тебе будет легче с нами. Как нам без тебя? Мы будем скучать, переживать. Что нам — стеречь эту квартиру? Нет! Страдать — и к вместе, и куда ни повезут — вместе! Она рассуждала, как в своё время жёны декабристов, и я была с ней согласна. Отец хоть и продолжал нас уговаривать, но до чего же ему было приятно, что мы от него не отступились! Он был так благодарен нам за это, говорил: — С вами — хоть куда! Так и отправились все вместе. Целых два месяца во вшивых товарных вагонах ехали в Сибирь. Привезли нас в Томскую область, в деревню Усманка — тридцать домов, население в основном старики и дети, мужчины воевали на фронте. — Фашистов привезли! Врагов привезли! Подошли с насмешками, и пришлось нам прямо-таки завоёвывать должное к себе отношение. Папа ходил по домам, разговаривал с людьми, стараясь рассеять о нас плохое мнение. Какие же там люди забитые! Я посмотрела — Господи! Бедные люди, в таких уголках они ничего не видели, не знали. Там уже за пять лет до войны не было хлеба — давали по 60 граммов на трудодень. А уж как война началась, так и вовсе голодали и голодраными были. Правда, от старого времени оставалось несколько обеспеченных семей, но — единицы. В деревню вселили три немецкие семьи: беременную женщину с мужем (мама принимала у неё роды, и новорождённая в честь неё была названа Татьяной; если она сейчас жива, дай ей Бог здоровья!), папиного двоюродного брата, дядю Адольфа с семьей — женой и двумя девочками, и нашу семью. Дядя Адольф был совершенно больным человеком, и поэтому его не взяли на трудфронт, а папу и дядю Яшу, мужа беременной женщины, забрали. Папа прожил с нами всего шесть месяцев..."

heiner: graumann Сергей, спасибо за рассказ.Очень тронуло...Песни И.Талькова мне всегда нравились, за смысл заложенный в них.Часто, если я в дороге, слушаю его песню "Я вернусь..." -это моя любимая. Побольше бы таких рассказов - воспоминаний... А то народ всё нoровит узнать, даты рождений своих предков -для родословной, а вот никто ещё не выложил рассказ из жизни своих предков . Очень печально

roman: Вот некоторые выписки современников о колонии Каррас / Шотландка: Розен Андрей Евгеньевич Записки декабриста 1839 г. В семи верстах от Пятигорска находится Шотландская колония, так названная по первым туда переселившимся шотландцам, хотя главная часть жителей из Виртерга. Я виделся там с одним из первых переселенцев, с пастором Петерсоном, который, не имев более паствы, жил частным человеком в собственном доме, занимался садоводством и шелководством. Сад его был превосходно расположен недалеко от подножия Бештау, которого горные потоки денно и нощно орошали сад по всем направлениям по указанию хозяйского заступа; там видел я кусты и штамбы алых и белых роз-центифолий вышиною в две и три сажени. Жители большею частью занимаются земледелием и по соседству с городом хорошо сбывают свои произведения, плоды и овощи. Сначала боролись они с великими неудобствами, пока не привыкли к климату, не приспособились к почве и к соседям; сверх того, черкесы часто их тревожили, так что работник, следуя за плугом, отправляясь из дому за сеном или хлебом, всегда имел при себе ружье заряженное; в поле и на покосе отдыхал вооруженный. Часто уводили их коней, угоняли рогатый скот и овец, пока, наконец, меры правительства и собственная их опытность не доставили им больше безопасности. ... В Шотландской колонии познакомился я с пастором Ланге, членом Базельской миссии. Он восемнадцать лет с верою и любовью наставлял своих прихожан словом и примером. Случалось мне встречать добросовестных и хороших пасторов, но нигде не видел человека, который так бескорыстно и так исключительно занимался своею обязанностью. Он знал коротко всех прихожан своих, их погрешности и недостатки. Дети, при нем родившиеся, были им же обучаемы религии, он же приобщал их таинству святого причащения на семнадцатом году их жизни и следил за ними, как за родными детьми. Где не мог действовать прямо и переступить за порог сокровенной домашней жизни, там прибегал он к своей кафедре и говорил по воскресным дням в молитвенном доме; церкви не было в селении. Никогда не писал он своих проповедей, а после пламенной молитвы обращался устно к приходу и говорил с необыкновенною привлекательностью и с полным убеждением. Он был женат, имел четырех детей и в доме своем был образцом кротости и терпения; он не держал ни лошади, ни коровы, довольствовался жалованьем от миссии, а от прихожан получал самое умеренное вспомоществование сельскими произведениями. В семейной жизни его, в обращении с паствою я видел в нем знаменитого вальдбахского Оберлина, часто беседовал с ним об этом незабвенном пасторе, умевшем распространить благо духовное и вещественное и в тридцать лет преобразовать из общины нищих и развращенных людей общину нравственных и богатых граждан близ Мюльгаузена. Ланге жалел, что здоровье его и дарование не позволяли ему руководить также работами прихожан своих. Колония имела некоторые привилегии, в том числе право винокурения; но как несколько членов его прихода сами крепко пили, служили поводом к распространению гибельной страсти, а все его увещевания оставались много лет тщетными, то объявил им, что он должен их оставить, передать место достойнейшему, который может им больше сделать добра; а если желают, чтобы он оставался у них, то согласился с одним только условием: чтобы они отказались от привилегии курить вино. Вещественная выгода одержала верх; напрасны были мольбы и желания благочестивых семейств: Ланге возвратился на родину в Лозанну. ... Н. Ф. ТУРОВСКИЙ ИЗ "ДНЕВНИКА ПОЕЗДКИ ПО РОССИИ В 1841 ГОДУ" вторая половина июня - июль 1841 г. ... На половине пути лежит немецкая колония, называемая Шотландкой; она крестообразно пересечена двумя улицами {?нынешние Шоссейная и проспект Свободы?} ; на самой середине, под навесом, стоит пушка и боевой ящик, так что если бы вздумалось заглянуть сюда черкесам, как то и было, то одной пушкой по всем направлениям можно их засыпать картечью. В колонии вы найдете дешевый и вкусный обед. ...

graumann: roman Вижу, Вы интересуетесь историей Карраса, если привели здесь два отрывка из записок проезжих путешественников. Первое описание колонии Каррас сделанное А.Е. Розеном, который лечился на Водах с марта 1838г. до мая 1839г., содержит ряд ошибок, как например, "жителей из Виртерга"(несуществующее географическое название), "пастор Петерсон"(это бывший шотландский миссионер Александр Патерсон, но в пасторы он рукоположен никогда не был), "пастор Ланге 18 лет наставлял своих прихожан"(молодой Иоган Ланге стал пастором немецкой общины Карраса весной 1823г. и стало быть к весне 1839г., когда на КМВ еще был Розен имел стаж всего 16 лет!. Да и родился по документам он не в Лозанне, а в городе Шафгаузене). Поэтому будьте внимательны и бдительны, читая и цитируя чужие воспоминания, они часто содержат и чужие ошибки. А по Туровскому верно, заряженная пушка с постоянно зажженным факелом, стояла под навесом, чтобы не отсырел порох и не потух огонь, на пересечении нынешней Шоссейной улицы и проспекта Свободы. А можно догадаться, в какую часть света обычно была направлена пушка?

graumann: roman Предыдущим постом я хотел сказать, что для людей, связанных как-то с Каррасом-Николаевской-Иноземцево, лучше всего использовать воспоминания свои или своих родственников, это крайне ценно для сохранения исторического прошлого. Например, для поиска своих предков. Либо давать воспоминания далеких по времени авторов, но обязательно с какими-нибудь комментариями(хотя бы почему этот отрывок из чужих мемуар привлек Ваше внимание). Тогда есть тема для полезного обсуждения на форуме.

roman: Большое спасибо за критику. Учту на будущее.

graumann: roman Вашу любознательность можно только приветствовать. Может быть и напишете очерк по истории своей родины(Николаевской), как это Вам представляется. Где и что находилось раньше, и что об этом говорят старожилы. Какие воспоминания, были и легенды существуют среди жителей и пр. Поверьте, это будет крайне интересно многим, и близким и далеким.

roman: Возвращаюсь к посту graumann от 13.06.10 21:34 - "Кирха в Каррасе"... кинотеатр "Луч" - современное состояние: Снимок сделан на улице Шоссейной, почти на пересечении с проспектом Свободы. Это чуть выше по проспекту:

roman: Дом Рошке:

roman: К посту graumann от 03.06.10 14:51 Бывшая часовня при железнодорожной станции "Каррас" / "Иноземцево"

graumann: roman Многие здания в Иноземцево хранят свои тайны и задают немало загадок. Вот кинотеатр "Луч"(фото 1,2). Одни краеведы считают, что крепкие стены старого кинотеатра "Луч"(т.е. бывшей лютеранской кирхи) сохранились и включены в объем нового здания, а другие краеведы убеждают, что от старой кирхи ничего не сохранилось, кроме фундамента, да и тот хорошо закатали под новый бетонный фундамент. Так что вопрос остается пока открытым, сохранились ли в объеме нынешнего здания кинотеатра старинные стены бывшей кирхи. Другой вопрос. Почти все жители поселка Иноземцево, старше 30 лет хорошо помнят бюст Ленина, который находился напротив кинотеатра. Здесь проходили всяческие советские мероприятия, прием детей в октябрята и пионеры, и пр. Но попытки найти хотя бы одну фотографию, где хотя бы на заднем плане фигурировал этот бюст, оказались ныне безуспешны. Время черезчур тщательно стерло следы его пребывания. Может кто-нибудь где-нибудь встречал изображения этого бюста Ленина. Важен, конечно, не сам бюст "вождя", а то, что на его постаменте, по утверждению историков, ранее стоял бюст императору Александру II. Правда почему Второму, а не Первому тоже непонятно? Ведь именно государь-император Александр I разрешил основать Шотландскую колонию и пожаловал ей Грамоту. Следовательно, Александр I был "отцом-основателем" Карраса. А вот явных заслуг Александра II перед Каррасом нет никаких. Так что путаницы хватало не только в советское время, но и при батюшке-царе. А вот печальное фото "Домика повара Рошке"(единственное Лермонтовское место в Иноземцево), владельцем которого ныне является частное лицо Анатолий Иванович Перегороднев, директор фирмы "Росмедсервис" в Железноводске. Когда он приобретал сей домик, то обещал открыть там местную картинную галерею. Но время идет, а дом по-прежнему закрыт. Жалко, что убрали оттуда Детскую библиотеку.

roman: graumann По воспоминаниям моих родных, кинотеатр "Луч" на разрушали полностью. Разобрали крышу и перекрытия. Там, где сейчас фойе - была колонада. Стены облицевали пиленой каменной плиткой... Так что стены старой кирхи ещё стоят. (Поскольку кинотеатр "Луч" переделывали примерно в то же самое время, в какое строили "Кристалл" в Железноводске, легко увидеть между ними сходство. ) В начале 50-х годов за тогдашним клубом (бывшей кирхой) был небольшой рыночек с длинным навесом. Сейчас на этом месте находится кафе "Алёнка". Бюст Ленина я хорошо помню, но о памятнике Александру II ничего определенного сказать сейчас немогу. graumann (из поста №36 от 10.03.10 01:05. "Кое-что о связи Карраса и Швеции" в закрытой теме "Kol.Karras/Каррас (Иноземцево) und kol.Nikolaevka/ Николаевская(Nord Kaukasus,Pjatigorsk)") Вид главной продольной улицы колонии Каррас. Справа - местная лютеранская церковь(не сохр.). Фотография 1902 года Памятник Ленину стоял вровень со зданием школы. (слева на снимке) На Вашей фотографии никакого памятника невидно. Хотя, возможно, он оказался за кадром... Существует ли где нибудь план колонии (Каррас или Николаевка) с указанием старых (дореволюционных) названий улиц (не всегда же проспект Свободы или улица Советская так назывались)?

graumann: roman На этой фотографии памятника Александру и нет, т.к. он появился позднее, примерно через десять лет. Я видел плохую фотографию этого памятника только в книге Ю.А. Прокопенко "Железноводск: страницы истории"(Ст-ль.1998). Старинные планы колоний Каррас и Николаевка самого общего вида есть на старинных картах Пятигорья. Отдельных планов этих колоний и тем более с указанием улиц никогда не видел. У меня существует общее впечатление, что названия улиц появились в этих колониях только в советское время, в конце 1920-х, начале 1930-х годов. Вероятно, до этого времени почта поступала в Правление колонии(общины), а уже оттуда разносилась местным почтальоном, который знал всех своих колонистов по фамилиям и домам. Поэтому не было смысла вводить названия улиц и нумерацию домов. Адреса были фамилиями домовладельцев, которых в Каррасе в 1917г. было около трех сотен(Например, колония Каррас, дом Леонарда Кама). Это было весьма характерно для немецких колоний, которые представляли собой сельскохозяйственные общины. А главные улицы в этих колониях были единственными - те, на которых находились Кирхи.

roman: graumann Памятник Александру в колонии Каррас существовал, но какому из Александров? В 1913 году имело место ходатайство общества кол. Каррас об открытии памятника именно Александру I (что, как Вы и описали выше, является вполне логичным.) Документы об этом хранятся в Архивной службе РСО — Алания. Может был установлен памятник Александру Первому? Во всяком случае просуществовал он видимо недолго, т.к. каких-то существенных документальных свидетельств о нём не сохранилось... Очень жаль, что в настоящее время в нынешнем пос. Иноземцево не существует ни одного памятника, который бы отражал славное колониальное прошлое, или памятник колонистам - безжалостно высланным в Казахстан и Сибирь ... (К сожелению о нашем времени потомки будут судить по памятнику клизме... ) А на счёт плана... - да вот и мне тоже на глаза попадаются всё те же карты, что и Вам (в плохом состоянии и изобилующие неточностями). Но всётаки, я думаю, что какой-то план существовал, т.к. распределять корреспонденцию даже среди 300 фамилиями было довольно сложно. К тому-же, численность населяния колонии росла... Во всё той-же Архивной службе РСО — Алания в архивных описях указывается, что существует общая план-карта Пятигорского отдела с показанием немецких колоний 1910 г. Но что указано в ней - большой (?).

roman: Выкладываю ещё несколько современных фотографий Здание детской художественной школы на проспекте Свободы (напротив дома Рошке): Проспект Свободы рядом с железнодорожной станцией "Иноземцево":

graumann: roman Жизнь абсурдна. В честь 300-летия царствования Дома Романовых(21 февраля 1913г.) колонисты Карраса решили поставить памятник Александру Первому, о чем свидетельствует архивное дело с их ходатайством, а, в конечном итоге, пришлось им поставить бюст Александра Второго, о чем свидетельствуют фотографии с подписью. Может быть каррасцы не сумели найти бюста Первого, а бюстов Второго тогда было много. Вот и решили не париться долго и не заморачиваться особо. Памятник был открыт в юбилейном 1913 году. Замечательные фотографии проспекта Свободы. Это самая старинная часть бывшей колонии Каррас, которая была разбита на усадьбы для колонистов вскоре после ухода коренных жителей-ногайцев в 1804 году. Интересно, что размер этих домовладений был равен по одному английскому акру. Здесь в этой части колонии находились первые дома шотландских миссионеров (Патерсона и других), молитвенный дом, школа для детей и пр. Эта часть колонии изображена на знаменитом рисунке Лермонтова. Правда, определить позицию, с которой сделан этот рисунок, пока никто не смог, из-за разросшихся деревьев. Ни один фотограф не смог до сих пор сделать снимка совпадающего с рисунком Лермонтова по рельефу вершин горы Бештау, хотя очевидно, что поэт изобразил верхнюю и южную часть проспекта Свободы, до железной дороги (3-е нижнее фото предыдущего поста, только ракурс другой - снизу ). Поэтому, некоторые исследователи считают, что поэт-художник рисовал по памяти. Спор продолжается.

graumann: roman Местные краеведы предполагают, что на месте нынешнего здания детской художественной школы(см. верхнее фото в посте roman №25) на проспекте Свободы (д.59, напротив дома Рошке) помещалась старая Управа колонии Каррас до 1920 года, а затем местный сельсовет. Этот дом виден на старинной фотографии 1903г. главной улицы Карраса, см. выше - цитату в посте roman №18.

TinaL: Не нашла в списках высланных из Карраса в 1941 году своего отца - Либих Василий(Вильгельм) Адамович(1922 г.р).Хотя все родственники в списке есть.И бабушка-Либих(Райфшнайдер) Вильгельмина Васильевна,и тётя Либих Эмма Адамовна и даже племянница-Либих Елена Петровна,и многие другие. Кроме того не могу найти никаких данных о деде и прадеде Либих Адам Трауготтович (в копии свидетельства о смерти стоит Триуготович ).В брошюре у госпожи Краснокутской прочитала ,что дед был отправлен на первый съезд Советов Северного Кавказа,(в графе национальность почему-то стоит -"шотландец").Папа рассказывал,что он был сиротой.В той же брошюре и у Вас на форуме нашла первых Либихов,видимо приехавших из Сарепты,но кто из них мой предок-не могу пока разобраться.Ещё папа перед самой кончиной вдруг рассказал,что дед был председателем колхоза и в конце 30-х годов был репрессирован,сослан на Соловки,но тяжелобольным вернулся в 1940 году в Каррас и в декабре того же года умер.Правда ли это,очень хочется узнать.Подскажите как можно это сделать.

uppsala: TinaL Здравствуйте! Извините, но меня заинтерессовала "Брошюра госпожи Краснокутской", никогда не слышала о такой, где такую можно приобрести и прочесть? И какого рода там информация?

TinaL: uppsala К сожалению под рукой этой брошюры нет(она осталась в России, как и многие другие бумаги).Там практически летопись Карраса,очень много интересной информации:там и история в хронологии,и отдельные статьи.Я писала лично Лидие Ивановне Краснокутской(мы тогда ещё жили в России),рассказала о своём отце.И получила от неё ответ вместе с этой брошюрой.Где можно приобрести я не знаю,наверное в музее Пятигорска.

graumann: uppsala Это научно-информационное издание кандидата исторических наук Лидии Ивановны Краснокутской "Иноземцево.Страницы истории(1802-2002)"(Пятигорск.Рекламное агентство "Россика".2002. - 92с., тираж 1000 экземпляров). Эта книга выпускалась к 200-летию образования колонии Каррас и в дни празднования дарилась администрацией многим жителям поселка. В свободной продаже ее уже нет, иногда появляется в пятигорских букинистических магазинах. Вероятно, есть несколько экземпляров у автора. Книга состоит из летописи поселка Иноземцево(Каррас + Николаевка) за 1802-2002 годы(50 страниц текста), а также трех очерков - "Отчий уголок России"(С.3-17), посвященный общей истории селения и обзору библиографических источников; "Серебряные рельсы"(С.18-25) об инженере путей сообщения И.Д. Иноземцеве, чье имя сейчас носит поселок.; "Тайна старого дома"(С.26-30) об историческом Доме колониста Рошке и о поэте Лермонтове, который бывал там. У Л.И.Краснокутской есть другая книга - монография "Шотландская миссия на Северном Кавказе(1802-1835)"(Пятигорск-Москва.2005. -148с., тираж -300 экз.), которая является опубликованным вариантом ее кандидатской диссертации. Это очень редкая книга, в продаже ее не было.

uppsala: TinaL graumann Большое спасибо, за такой конкретный ответ!

TinaL: Как только мне вышлют брошюру Л.Краснокутской- материал здесь выложу.

uppsala: TinaL Здорово! Ждём

TinaL: Написала небольшую заметочку. По воспоминаниям моего отца - Либиха Василия Адамовича. Все мои предки по отцовской линии, начиная с начала 19 века, жили в колонии Каррас (Иноземцево). Среди первых немецких поселенцев были братья Либих, вот оттуда и идёт весь наш род. У отца была большая семья: мать, отец, четыре сестры и он. Старшая сестра Эмма была старше его на 18 лет. Все сёстры нянчились с ним ,в прямом и переносном смысле, в результате (по словам отца) он рос очень хулиганистым ребёнком. Дружил он с Джоном Галловеем. Вместе они и «хулиганили».В воскресенье мать брала его на службу в кирху, но там было скучно, они с приятелем начинали баловаться и …оказывались на улице. Однажды они решили сходить в другую - православную церковь - пришли, сели на лавку и начали…лузгать семечки… в результате с позором были изгнаны и оттуда. »Нет – сказал Джон - здесь тоже скучно, да ещё стоять всю службу надо. Больше в церковь не пойдём.» А вот как «разговаривали» церковные колокола папе очень нравилось:»Bä -- ren , Bä -- ren!Bä - ren --- ge - hen» Так звучал большой колокол, который ассоциировался у детей с большими медведями. Ассоциации вообще играли раньше большую роль в жизни сельских жителей и этого поселения в частности. У многих (почти у всех глав семейств были прозвища).В деревне было много однофамильцев, нумерация домов отсутствовала, поэтому легче было спросить» где живёт Швагерус- Кнопп?»,или сказать «это сделала Иоханн-таапор». Нашего деда, например, звали Адамсэпль…. Как ни странно из-за того, что он выращивал самые крупные, вкусные помидоры. Надо сказать, что почти все жители Карраса занимались огородничеством. Перекупщики приезжали в Каррас к сбору урожаю и скупали всё- выращенные колонистами овощи и фрукты пользовались большим спросом. Продолжение следует…

graumann: TinaL Очень интересно читать воспоминания Вашего отца о начале 1930-х годов. Православная церковь - это домовая церковь семьи инженера Иноземцева, под которой находился их фамильный склеп. Единственный колокол в Каррасе был на колокольне кирхи. Интересное замечание относительно отсутствия нумерации домов в селении, и о прозвищах. Действительно, о прозвищах колонистов-однофамильцев я уже слышал. Например, три семьи одного рода жители различали как "черные", "рыжие" и "татары".

TinaL: Православная церковь - это домовая церковь семьи инженера Иноземцева, под которой находился их фамильный склеп. Кстати,все жители Карраса хорошо знали историю поселения,инженер Иван Дмитриевич Иноземцев пользовался огромным уважением среди жителей.Работать на железной дороге считалось престижным.Одно время мой дед( а возможно и прадед) работали на железной дороге.И отец перед войной поступил в железнодорожное училище в Минводах.

graumann: roman Кое-что о хуторах, дачах и Капельнице. Родник «Капельница» представляет собой выходящий на поверхность мощный пласт водоносных пород, откуда в расположенное ниже озеро сбегают и капают многочисленные струйки воды, представляя довольно живописное зрелище. Близ «Капельницы» находится также «Баталинская пещера». Это горизонтальная полость высотой до метра в шестиметровом уступе террасы в долине правого притока реки Джемуха. Видели ли Вы родник и пещеру? В 1904 году, недалеко от Баталинского источника (видимо, близ пресного родника Капельницы), на арендованных землях колонии Каррас начали возводить свои постройки частные лица, не живущие в Каррасе, а также некоторые общественные организации, как, например Бакинская Мариинская женская гимназия. Так образовался безымянный дачный поселок колонии Каррас, позднее названный "Капельница". В 1915г. был сделан водопровод от родника "Капельница" до Баталинского источника, где находилась Разливная для минеральной воды этого источника. Пресная вода "Капельницы" служила для мытья стеклянной тары и прочих нужд. Ныне это поселок сельского типа «Капельница» города-курорта Железноводска, который существует отдельно от поселка Иноземцево, как и станция "Бештау" и поселок Р.Люксембург.

graumann: roman Интересно, что говорят старожилы Иноземцево о происхождении поселка Капельница. Немецкого названия он не имел, так как являлся дачным поселком для иногородних, как и дачный поселок колонии Николаевской(основанный также в 1904 году на 15 гектарах), который находился за железной дорогой, на нынешней Пушкинской улице. Кстати, там была дача Бакинской мужской гимназии(в советское время - Детдом)

roman: graumann Очень интересная и ценная информация. Признаюсь - я этого не знал... О Капельнице я слышал, что образование это возникло после Второй Мировой. Теперь видно как я ошибался. В детстве нас гоняли на прополку виноградников и сбор винограда и дорога часто была через Капельницу. Капельницкие озёра я помню. Вот одно современное фото одного из этих озёр (качество не очень...): Уточните пожалуйста информацию о даче Бакинской мужской гимназии на ул. Пушкина. О детских домах на улице Пушкина я, честно говоря не слышал... Детские дома есть выше - на Достоевского, Будёного и Советской. Расположены они действительно на территории старых дач. На Пушкина также были расположены здания 5-й средней школы (на пересечении Советской и Пушкина... Сейчас там цех, аптека и отделение скорой помощи...) и рядом располагался детский садик. Ну это так - лирическое отступление от темы ...

graumann: roman Я имел ввиду, что дача Бакинской гимназии находилась в дачном поселке колонии Николаевской, а не конкретно на Пушкинской улице( где, кстати, также имеется старинное здание Шелкстанции). А здания упомянутой бакинской дачи, а позднее Детского дома, располагались на современной ул.Достоевского, 4. Хорошо было бы представить фотографию этого старого здания в теме "Николаевская колония". Тогда смогу там поместить развернутые исторические комментарии к этой фотографии.

TinaL: TinaL пишет: По воспоминаниям моего отца - Либиха Василия Адамовича. Отец вспоминал как весело у них в Каррасе праздновали церковные праздники, свадьбы. Особенно ему запомнилась серебряная свадьба родителей. Сначала ждали «молодых» на тройке»,украшенной разноцветными лентами –« резвой тройкой» были молодые мужчины, видимо, кто-то из родственников бабушки(папиной мамы).Перед воротами «коней» надо было распрячь и напоить, старшие сёстры отца принесли особые ведёрочки - напёрстки с крепкими напитками. Шедшие с курами, привязанными на шесты, гости кричали громко:» Hochzeit! Hochzeit!».Все вошли во двор,сели за столы с угощением. Отец рассказывал как он смеялся,увидев перед родителями ложки с отверстиями. Ведь кушать с помощью таких ложек Nudelsuppe было невозможно. Позже оказалось, что это была такая традиция. Я уже писала, что папа был самым младшим ребёнком в семье, когда он родился матери было за 40,а отцу и того больше. Но даже эти небольшие воспоминания остались в его памяти навсегда. А он уже это передал нам.

graumann: TinaL Да, обряд весьма интересный, много говорящий о былых традициях немецкой колонии Каррас.

graumann: Обнаружил примечательный случай из жизни послевоенного Карраса(1946г.), где жили и трудились военнопленные немцы. Если интересует, то click here

graumann: roman Странная история с мемориалом "Вечный огонь" у старого кладбища Карраса. Летописец Иноземцева историк Л.И. Краснокутская утверждает, что он был сооружен в 1990 году, как "мемориал Славы воинам Гражданской и Великой Отечественной войны", но не указывает о наличии "Вечного огня", который там точно был. Потом в трудные 1990-е годы этот "Вечный огонь" был потушен(отключен от газовой магистрали), хотя официальные источники именовали этот мемориал по-прежнему "Вечным огнем". Горит ли он сейчас? Также интересно, указаны ли в списках павших на этих двух войнах солдат, укрепленных на стенах этого мемориала, немцы - жители Карраса. По воспоминаниям местного коммуниста Ю.Брама, во время Гражданской войны погибло немало немцев-каррасцев, а в начале войны 1941г. на фронт, кроме уже служащих в Красной Армии жителей Карраса, ушло много военнообязанных. И, очевидно, что некоторые из этих каррасцев погибли в первые, самые тяжелые, месяцы этой страшной войны. И каждый День Победы мы слышим перед скорбной Минутой молчания, что "Никто не забыт и ничто не забыто". Это фотография 2008г. из статьи о "Вечном огне" в Иноземцево:

VovkaKak: Огонь есть, но не более вечный, как у нас обычно - только по праздникам! К юбилею победы мемориал очень похорошел - местные жители мне с гордостью это донесли, что меня очень порадовало - и состояние мемориала, и гордость местных жителей! А вообще, все фото здесь , на которых видны все фамилии ныне запечатлённые.

graumann: VovkaKak Очень благодарен за Ваш огромный и красочный фотоальбом по Иноземцево. Очень подробно познакомился с мемориалом по Вашим фотографиям. Есть там странная и загадочная надпись "В этой братской могиле в 1918г. захоронены 12 неизвестных красноармейцев, зверски замученных и расстрелянных белогвардейцами". О какой братской могиле идет речь? Ведь существуют воспоминания комиссара и командира коммунистического отряда Карраса в 1918-1919 годов Ю.Брама, который указывает фамилии погибших немцев-каррасцев в боях под Кисловодском, в Железноводске и в пятигорской тюрьме "Белый лебедь", похороненных на старом кладбище Карраса, но ничего не пишет об этих 12-ти неизвестных красноармейцах, расстрелянных белогвардейцами, и похороненных в братской могиле в Каррасе. Хотелось бы узнать первоисточник этих сведений. Видимо, следует обратиться в Железноводский краеведческий музей. А вот в Константиновской колонии фамилии погибших константиновцев в 1918-1919гг. указаны на памятной стелле. Следует на стене иноземцевского мемориала указать известные фамилии немцев-каррасцев, погибших во время Гражданской войны. А то складывается впечатление, что местные историки стыдятся немецкого прошлого этого селения, и пытаются обойти молчанием печальные страницы истории. А в списке 76 солдат Великой Отечественной войны, представленного на стенах иноземцевского мемориала, нет ни одного немца, кроме известного комсорга Виктора Мистергазе (1925-1944), уроженца Москвы, который учился в Николаевской школе перед войной, так как его родители работали на Шелкстанции. После чтения всех фамилий складывается впечатление, что в списке этих воевавших солдат, указаны, в основном, родственники тех, кто поселился в колонии уже после депортации местных немцев. А ведь в воспоминаниях некоторых депортированных карраских немцев также упоминаются погибшие на фронтах в 1941 году и в Трудармиях, где они также ковали Великую Победу.

VovkaKak: graumann , по данному вопросу ничего, к сожалению, не могу пояснить. Действительно, может надо бы обратиться в музей.

graumann: TinaL , тема о семейных традициях и общинно-патриархальном укладе жизни немецких колонистов Пятигорья, затронутая Вами в постах №13 и №44, довольно интересная. Хотелось бы ее немного развить... Вот примечательный фрагмент воспоминаний одной жительницы Карраса из рода Швагерус: "...Надо сказать, что почти все немцы в Каррасе занимались сельским хозяйством и жили зажиточно, за исключением лодырей, но их было меньшинство. Вся многочисленная семья Швагерусов жила в большом доме родителей: сыновья с женами и уже первыми детьми и незамужними сестрами своих мужей. Временами жили вместе по 4-5 снох и несколькими золовками. Хозяйничали по очереди, был заведен порядок, дежурная готовила еду, занималась уборкой, командовала детьми. Остальные занимались своими делами: шили, вышивали, вязали, пряли, работали в саду при доме, ухаживали за цветами, мелочью на грядках. Вечерами собирались все вместе, кто-то один читал какую-нибудь книгу, остальные работали, слушая. Мама, конечно, всегда помогала, учила, советовала. Дети там с малых лет помогали по дому. Мужчины работали в поле, растили все необходимое для семьи, сеяли даже пшеницу. Ухаживали за скотом, всей живностью. Все было свое. Были прекрасные виноградники. На зиму давили по 500 ведер вина. Мама рассказывала, что на столе к обеду всегда стоял графин с вином, пили по 1-2 рюмки для аппетита, а пьяными никогда не были. По воскресеньям не работали, ходили в кирху, слушали проповеди пастора, пели молитвы. Постепенно сыновья отделялись, очередному выделялся участок земли, всей семьей строили ему дом, давали лошадь и помогали начать самостоятельную жизнь. Дочери выходили замуж, им готовили приданное, покупали мебель и домашнюю утварь и обязательно выделяли корову. Я помню с каким уважением сыновья даже в свои 50 лет вспоминали отца, как они начинали и вели хозяйство, под неизменным руководством отца..."

TinaL: graumann пишет: воспоминаний одной жительницы Карраса из рода Швагерус: Интересно...тоже самое рассказывали и мои папа,тётушки,а Швагерусы приходились нам роднёй.

roman: graumann Странная история с мемориалом "Вечный огонь" у старого кладбища Карраса. Летописец Иноземцева историк Л.И. Краснокутская утверждает, что он был сооружен в 1990 году, как "мемориал Славы воинам Гражданской и Великой Отечественной войны", но не указывает о наличии "Вечного огня", который там точно был. Мемориал "Вечный огонь" абсолютно точно существовал до 1990 года. Я помню как нас пионеров собирали на праздничную линейку 9 мая. Очевидно Л.И. Краснокутская имеет в виду дату открытия обновлённого мемориала.

graumann: roman , по возможности уточните то "пионерское" время, когда, на Ваш взгляд, иноземцевский мемориал уже существовал.

roman: Лучше не раскажу, а покажу... Памятник воинам Советской армии погибшим в Отечественную войну в январе 1943г. На фотографии: слева - Леонидова Валентина Федоровна, справа - Фоменко Надежда Георгиевна. Фотография сделана в 1960-х. Взята из фотоархива моего дяди. Хоть фотография и сделана в 60-х, но памятник к тому моменту стоял уже давно...

graumann: для roman Большое спасибо за фотографию памятника воина. Видно, что эта скульптура новая, все детали пропорциональны и, в целом, царствует красота и гармония. Даже виден характер персонажа. Чувствуется рука мастера. А современная фигура этого же воина, после множества покрасок и ремонтов, просто нелепа, если не сказать карикатурна, и этим сильно портит все впечатление от Воинского мемориала. Кстати, Вы оказались правы относительно бывшего памятника императора Александра I в Каррасе. Оказалось, что на обложке пятигорского иллюстрированного журнала за 1915г., где помещено его единственное до сих пор фотоизображение, была дана ошибочная подпись, указывающая, что это памятник Александру II. При наборе попалась лишняя "палка", на которую корректор и редактор не обратили внимания, а смысл исторического события для потомков существенно извратился. Во всех советских изданиях, посвященных истории Карраса, указано, со ссылкой на этот журнал, что там был сооружен памятник Александру Второму и сделаны попытки объяснить этот парадокс. Вчера я случайно увидел фотографию карраского памятника вблизи. На его пьедестале написано крупными буквами "Государь Император Александр I Благословенный...". Так что, истина всегда пробьет себе дорогу, рано или поздно...

roman: Спасибо большое за информацию. А то меня уже начали мучать смутные сомнения... Вообще забавная история с корректором. Это же как можно было двух непохожих императоров перепутать? Или скульптор был оригинал - совместил двух в одном? Император Александр I (Александр Павлович Романов) Император Александр II (Александр Николаевич Романов) Действительно - большое спасибо. Если у Вас есть эта фотография 1915 г. - выложите пожалуйста. Очень жаль, что до сих пор в бывших колониях нет памятника тем людям, колонистам, благодаря которым эти колонии возникли и развивались...

uppsala: roman пишет: Очень жаль, что до сих пор в бывших колониях нет памятника тем людям, колонистам, благодаря которым эти колонии возникли и развивались... Действительно, очень жаль...

graumann: Рождествеские молодецкие забавы в Каррасе сто лет тому назад: «Колония Каррас. На днях(конец декабря 1910г.) собравшаяся на улице колонии Каррас молодежь стала вызывать друг друга бороться. Адольф Бауэр(сын местного кузнеца) вызвал на поединок (крепыша)Александра Вагнера. Завязалась борьба, которая окончилась тем, что у Бауэра оказалась переломана нога. Бауэр собирается призвать Вагнера к ответственности»(газета «Пятигорское Эхо».1911. 1 января). Но все обошлось мировым соглашением. Местные девушки-красавицы по достоинству оценили мужество молодых рыцарей.

roman: Выкладываю ссылочку на американскую катру 1953 года собранную на основе советских карт генштаба 1941-42 годов. Ошибок вроде нет (во всяком случае я не нашёл)... Взята из библиотеки Техасского университета. ВНИМАНИЕ - Карта большая ~ 9 Mb. NL-38-10



полная версия страницы