Форум » Поиск по населённым пунктам (кроме Поволжья) » Kol.Karras/Каррас (Иноземцево) Pjatigorsk/Пятигорск (продолжение) » Ответить

Kol.Karras/Каррас (Иноземцево) Pjatigorsk/Пятигорск (продолжение)

heiner: КАРРАС (Иноземцево)- примечательная колония Российских немцев на Северном Кавказе Каррас — первая по времени основания колония в этом регионе. 25 ноября 1802 г. Император Александр I утвердил доклад Министра внутренних дел о просьбе шотландских миссионеров Бронтона и Патерсона обосноваться в районе Бештовых гор у Султанского аула для распространения христианства среди местного горского населения. Каррас пополнялась немецкими колонистами, большинство которых прибыло из Поволжья и Северного Причерноморья (Новороссия). Немецкий контингент колонии в К. стал преобладающим уже в 1815 г., когда здесь появилась первая значительная группа жителей-немцев. Колония развивалась быстро, и если в 1813 г. в К. насчитывалось 166 жителей, в том числе 26 британцев, 17 обращенных в христианство горцев и 123 немца, то в 1856 г. жителей уже было 307. К началу XX в. число жителей достигло 1353 чел. «Терский календарь» на 1910 г. сообщал некоторые данные о Каррас на указанный год. В колонии был 221 двор. Коренных жителей — 1393, пришлых, иногородних — 296 чел., земельного довольствия — 3498 дес., в том числе 222 дес. леса. В К. размещалось почтовое отделение, колонистское правление Терской области, работали 3 кожевенных завода Рудольфа Педди, Карла и Юлиуса Энгельгардтов, кирпично-черепичный завод Е. Я. Альфтона. В колонии была лютеранская церковь, одноклассное училище, 8 бакалейных лавок. В 3 верстах от К. находился лечебной воды Батф» линский источник, привлекавший в летнее время гочисленных курортников и больных По свидетельству доктора Карла Штумппа, количество жителей К. увеличивалось за счет русских, армян, греков, кабардинцев, черкесов, поляков, что являлось редким случаем в колонистской практике сожительства с местным населением. По переписи 1926 г. в Каррас насчитывалось 1280 жителей. Уменьшение их числа по сравнению с началом века произошло в годы гражданской войны, когда часть колонистов, спасаясь от погромщиков, спустившихся с гор, от шаек дезертиров и анархистов, вынуждена была покинуть колонию и искать убежища в Причерноморье, где к этому времени сформировался мощный анклав немецкого колонистского присутствия и имелся шутцвер (вооруженные отряды самообороны). Колония потеряла и часть земельного довольствия. В 1941 г. немецкое население Северного Кавказа было депортировано в Казахстан и Сибирь. Этой участи не избежали и жители многонациональной колонии Каррас. История неординарного немецкого поселения фактически окончилась. Колония Каррас была переименована в село Иноземцево. Ист.; «Акты Кавказской Археографической комиссии». Том VIII, Тифлис, 1881. Апухтин И. «Колония Каррас». Пятигорск, 1903. «Списки населенных мест Терской области». Владикавказ, 1915. «Статистические таблицы населенных мест Терской области». Владикавказ, 1890. «Терский календарь» на 1910 год. Владикавказ, 1890. Штумпп К., «Немецкое поселение Каррас на Северном Кавказе» — в «Хейматбух» за 1961 год. Штуптарт. Издание землячества немцев из России. /На нем. яз./ КАРРАС КАРРАС/KARRAS (Иноземцево; также Шотландская), до 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр., Каррасская/Пятигорская вол.; в сов. период - Орджоникидзевский край, Минераловодский/Горячеводский/Пятигорский р-н. Еванг. село, осн. в 1804. В 10 км к сев. от Пятигорска. Основатели - шотландские миссионеры. В 1809 прибыли первые поселенцы из Поволжья (кол. Сарепта и Антон). 25.12.1806 Александр I издал грамоту жителям колонии. 29.9.1817 Комитет министров принял решение о переселении из К. нем. колонистов (не реализовано). Комитет министров принял решения о переустройстве колонии, утвержденные Николаем I (15.12.1828, 26.6.1835). Еванг. община (1806-66), лют. приход Пятигорск. Церковь (1854). Земли 7000 дес. (1807), 3498 дес. (1910). Садоводство, виноградарство и виноделие, цветоводство, пчеловодство. Кожевенные з-ды Р. Педди, К. и Ю. Энгельгардтов, кирп.-черепич. з-д Е.Я. Альфтона, известковый з-д, маслозавод, 8 лавок, аптека. Сельсовет, с.-х. коопер. тов-во, нач. школа, изба-читальня (1926). Место рожд. лют. пасторов И.Т. Кел?лера (1842-1918), Э.Е. Деггелера (1868-1956). Жит.: 166/123 нем. (1813), 307 (1856), 527 (1874), 622 (1883), 663 (1889), 932 (1897), 1353 (1911), 1740 (1914), 1393 (1918), 1995/1274 нем. (1926). Данные: «Немецкие населенные пункты в Российской империи: География и население. Справочник» (М., 2006).В.Ф. Дизендорф.Немецкие населенные пункты в СССР до 1941 г.: География и население. Энциклопедический словарь. М., 2006, Первая часть законченна и закрыта ,посмотреть её можно здесь Продолжение темы о Каррасе разбита теперь на две части- эта тема и новая о Николаевке click here

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All

TinaL: TinaL пишет: По воспоминаниям моего отца - Либиха Василия Адамовича. Отец вспоминал как весело у них в Каррасе праздновали церковные праздники, свадьбы. Особенно ему запомнилась серебряная свадьба родителей. Сначала ждали «молодых» на тройке»,украшенной разноцветными лентами –« резвой тройкой» были молодые мужчины, видимо, кто-то из родственников бабушки(папиной мамы).Перед воротами «коней» надо было распрячь и напоить, старшие сёстры отца принесли особые ведёрочки - напёрстки с крепкими напитками. Шедшие с курами, привязанными на шесты, гости кричали громко:» Hochzeit! Hochzeit!».Все вошли во двор,сели за столы с угощением. Отец рассказывал как он смеялся,увидев перед родителями ложки с отверстиями. Ведь кушать с помощью таких ложек Nudelsuppe было невозможно. Позже оказалось, что это была такая традиция. Я уже писала, что папа был самым младшим ребёнком в семье, когда он родился матери было за 40,а отцу и того больше. Но даже эти небольшие воспоминания остались в его памяти навсегда. А он уже это передал нам.

graumann: TinaL Да, обряд весьма интересный, много говорящий о былых традициях немецкой колонии Каррас.

graumann: Обнаружил примечательный случай из жизни послевоенного Карраса(1946г.), где жили и трудились военнопленные немцы. Если интересует, то click here

graumann: roman Странная история с мемориалом "Вечный огонь" у старого кладбища Карраса. Летописец Иноземцева историк Л.И. Краснокутская утверждает, что он был сооружен в 1990 году, как "мемориал Славы воинам Гражданской и Великой Отечественной войны", но не указывает о наличии "Вечного огня", который там точно был. Потом в трудные 1990-е годы этот "Вечный огонь" был потушен(отключен от газовой магистрали), хотя официальные источники именовали этот мемориал по-прежнему "Вечным огнем". Горит ли он сейчас? Также интересно, указаны ли в списках павших на этих двух войнах солдат, укрепленных на стенах этого мемориала, немцы - жители Карраса. По воспоминаниям местного коммуниста Ю.Брама, во время Гражданской войны погибло немало немцев-каррасцев, а в начале войны 1941г. на фронт, кроме уже служащих в Красной Армии жителей Карраса, ушло много военнообязанных. И, очевидно, что некоторые из этих каррасцев погибли в первые, самые тяжелые, месяцы этой страшной войны. И каждый День Победы мы слышим перед скорбной Минутой молчания, что "Никто не забыт и ничто не забыто". Это фотография 2008г. из статьи о "Вечном огне" в Иноземцево:

VovkaKak: Огонь есть, но не более вечный, как у нас обычно - только по праздникам! К юбилею победы мемориал очень похорошел - местные жители мне с гордостью это донесли, что меня очень порадовало - и состояние мемориала, и гордость местных жителей! А вообще, все фото здесь , на которых видны все фамилии ныне запечатлённые.

graumann: VovkaKak Очень благодарен за Ваш огромный и красочный фотоальбом по Иноземцево. Очень подробно познакомился с мемориалом по Вашим фотографиям. Есть там странная и загадочная надпись "В этой братской могиле в 1918г. захоронены 12 неизвестных красноармейцев, зверски замученных и расстрелянных белогвардейцами". О какой братской могиле идет речь? Ведь существуют воспоминания комиссара и командира коммунистического отряда Карраса в 1918-1919 годов Ю.Брама, который указывает фамилии погибших немцев-каррасцев в боях под Кисловодском, в Железноводске и в пятигорской тюрьме "Белый лебедь", похороненных на старом кладбище Карраса, но ничего не пишет об этих 12-ти неизвестных красноармейцах, расстрелянных белогвардейцами, и похороненных в братской могиле в Каррасе. Хотелось бы узнать первоисточник этих сведений. Видимо, следует обратиться в Железноводский краеведческий музей. А вот в Константиновской колонии фамилии погибших константиновцев в 1918-1919гг. указаны на памятной стелле. Следует на стене иноземцевского мемориала указать известные фамилии немцев-каррасцев, погибших во время Гражданской войны. А то складывается впечатление, что местные историки стыдятся немецкого прошлого этого селения, и пытаются обойти молчанием печальные страницы истории. А в списке 76 солдат Великой Отечественной войны, представленного на стенах иноземцевского мемориала, нет ни одного немца, кроме известного комсорга Виктора Мистергазе (1925-1944), уроженца Москвы, который учился в Николаевской школе перед войной, так как его родители работали на Шелкстанции. После чтения всех фамилий складывается впечатление, что в списке этих воевавших солдат, указаны, в основном, родственники тех, кто поселился в колонии уже после депортации местных немцев. А ведь в воспоминаниях некоторых депортированных карраских немцев также упоминаются погибшие на фронтах в 1941 году и в Трудармиях, где они также ковали Великую Победу.

VovkaKak: graumann , по данному вопросу ничего, к сожалению, не могу пояснить. Действительно, может надо бы обратиться в музей.

graumann: TinaL , тема о семейных традициях и общинно-патриархальном укладе жизни немецких колонистов Пятигорья, затронутая Вами в постах №13 и №44, довольно интересная. Хотелось бы ее немного развить... Вот примечательный фрагмент воспоминаний одной жительницы Карраса из рода Швагерус: "...Надо сказать, что почти все немцы в Каррасе занимались сельским хозяйством и жили зажиточно, за исключением лодырей, но их было меньшинство. Вся многочисленная семья Швагерусов жила в большом доме родителей: сыновья с женами и уже первыми детьми и незамужними сестрами своих мужей. Временами жили вместе по 4-5 снох и несколькими золовками. Хозяйничали по очереди, был заведен порядок, дежурная готовила еду, занималась уборкой, командовала детьми. Остальные занимались своими делами: шили, вышивали, вязали, пряли, работали в саду при доме, ухаживали за цветами, мелочью на грядках. Вечерами собирались все вместе, кто-то один читал какую-нибудь книгу, остальные работали, слушая. Мама, конечно, всегда помогала, учила, советовала. Дети там с малых лет помогали по дому. Мужчины работали в поле, растили все необходимое для семьи, сеяли даже пшеницу. Ухаживали за скотом, всей живностью. Все было свое. Были прекрасные виноградники. На зиму давили по 500 ведер вина. Мама рассказывала, что на столе к обеду всегда стоял графин с вином, пили по 1-2 рюмки для аппетита, а пьяными никогда не были. По воскресеньям не работали, ходили в кирху, слушали проповеди пастора, пели молитвы. Постепенно сыновья отделялись, очередному выделялся участок земли, всей семьей строили ему дом, давали лошадь и помогали начать самостоятельную жизнь. Дочери выходили замуж, им готовили приданное, покупали мебель и домашнюю утварь и обязательно выделяли корову. Я помню с каким уважением сыновья даже в свои 50 лет вспоминали отца, как они начинали и вели хозяйство, под неизменным руководством отца..."

TinaL: graumann пишет: воспоминаний одной жительницы Карраса из рода Швагерус: Интересно...тоже самое рассказывали и мои папа,тётушки,а Швагерусы приходились нам роднёй.

roman: graumann Странная история с мемориалом "Вечный огонь" у старого кладбища Карраса. Летописец Иноземцева историк Л.И. Краснокутская утверждает, что он был сооружен в 1990 году, как "мемориал Славы воинам Гражданской и Великой Отечественной войны", но не указывает о наличии "Вечного огня", который там точно был. Мемориал "Вечный огонь" абсолютно точно существовал до 1990 года. Я помню как нас пионеров собирали на праздничную линейку 9 мая. Очевидно Л.И. Краснокутская имеет в виду дату открытия обновлённого мемориала.

graumann: roman , по возможности уточните то "пионерское" время, когда, на Ваш взгляд, иноземцевский мемориал уже существовал.

roman: Лучше не раскажу, а покажу... Памятник воинам Советской армии погибшим в Отечественную войну в январе 1943г. На фотографии: слева - Леонидова Валентина Федоровна, справа - Фоменко Надежда Георгиевна. Фотография сделана в 1960-х. Взята из фотоархива моего дяди. Хоть фотография и сделана в 60-х, но памятник к тому моменту стоял уже давно...

graumann: для roman Большое спасибо за фотографию памятника воина. Видно, что эта скульптура новая, все детали пропорциональны и, в целом, царствует красота и гармония. Даже виден характер персонажа. Чувствуется рука мастера. А современная фигура этого же воина, после множества покрасок и ремонтов, просто нелепа, если не сказать карикатурна, и этим сильно портит все впечатление от Воинского мемориала. Кстати, Вы оказались правы относительно бывшего памятника императора Александра I в Каррасе. Оказалось, что на обложке пятигорского иллюстрированного журнала за 1915г., где помещено его единственное до сих пор фотоизображение, была дана ошибочная подпись, указывающая, что это памятник Александру II. При наборе попалась лишняя "палка", на которую корректор и редактор не обратили внимания, а смысл исторического события для потомков существенно извратился. Во всех советских изданиях, посвященных истории Карраса, указано, со ссылкой на этот журнал, что там был сооружен памятник Александру Второму и сделаны попытки объяснить этот парадокс. Вчера я случайно увидел фотографию карраского памятника вблизи. На его пьедестале написано крупными буквами "Государь Император Александр I Благословенный...". Так что, истина всегда пробьет себе дорогу, рано или поздно...

roman: Спасибо большое за информацию. А то меня уже начали мучать смутные сомнения... Вообще забавная история с корректором. Это же как можно было двух непохожих императоров перепутать? Или скульптор был оригинал - совместил двух в одном? Император Александр I (Александр Павлович Романов) Император Александр II (Александр Николаевич Романов) Действительно - большое спасибо. Если у Вас есть эта фотография 1915 г. - выложите пожалуйста. Очень жаль, что до сих пор в бывших колониях нет памятника тем людям, колонистам, благодаря которым эти колонии возникли и развивались...

uppsala: roman пишет: Очень жаль, что до сих пор в бывших колониях нет памятника тем людям, колонистам, благодаря которым эти колонии возникли и развивались... Действительно, очень жаль...

graumann: Рождествеские молодецкие забавы в Каррасе сто лет тому назад: «Колония Каррас. На днях(конец декабря 1910г.) собравшаяся на улице колонии Каррас молодежь стала вызывать друг друга бороться. Адольф Бауэр(сын местного кузнеца) вызвал на поединок (крепыша)Александра Вагнера. Завязалась борьба, которая окончилась тем, что у Бауэра оказалась переломана нога. Бауэр собирается призвать Вагнера к ответственности»(газета «Пятигорское Эхо».1911. 1 января). Но все обошлось мировым соглашением. Местные девушки-красавицы по достоинству оценили мужество молодых рыцарей.

roman: Выкладываю ссылочку на американскую катру 1953 года собранную на основе советских карт генштаба 1941-42 годов. Ошибок вроде нет (во всяком случае я не нашёл)... Взята из библиотеки Техасского университета. ВНИМАНИЕ - Карта большая ~ 9 Mb. NL-38-10



полная версия страницы