Форум » Поиск по населённым пунктам (кроме Поволжья) » Kol.Nikolaewka /Николаевская – доч. колония поволжских немцев ( Пятигорск ) » Ответить

Kol.Nikolaewka /Николаевская – доч. колония поволжских немцев ( Пятигорск )

heiner: Кол.Николаевская – доч. колония поволжских немцев ( Пятигорск ) Мы уже что то узнали о первых этапах переселения немцев с Волги и их отношениях с жителями шотландской колонии Каррас click here- перейдём постепенно к тому времени когда они же отделись в отдельное поселение и назвали его Ново-Николаевской ( кол.Николаевка ). Существуют разногласия по поводу года образования этой колонии. Одни называют 1819 год, другие 1835 - годом образования колонии. Во всяком случае в 1819 году уже поднимался этот вопрос и это описывается в документе который я помещал в той теме [Рапорть генерал-майора Сталя генералу Ермолову, оть 30- го мая 1819 года, № 706.- Гeopгieвcкъ ]. Но что интересно по этому же документу видно ,что это земли будующей Константиновки(о чём можно судить по этому – «место между горами Лысою и Горячею, при самомъ Подкумке») Район Пятигорья, расположение первых трёх немецких колоний в тех местах на карте послевоенных лет выделенны места, где изначально располагались первые три немецкие колонии в районе Пятигорска. Находились они недалеко друг от друга и со временем слились в один населённый пункт Иноземцево. Карта того района (можно было посмотреть по ссылке) [url=http://sunsite.berkeley.edu:8085/x-ussr/100k/L-38-135.jpg]http://sunsite.berkeley.edu:8085/x-ussr/100k/L-38-135.jpg[/a] [Авт.] НИКОЛАЕВСКАЯ (также Ново-Николаевская), до 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр., Пятигорская вол.; в сов. период - Орджоникидзевский край, Минераловодский/Горячеводский р-н. Лют.-менн. село, осн. в 1835. В 5 км к сев. от Пятигорска. Основатели из Поволжья. Лют. приход Пятигорск. Молельн. дом. Земли 3143 дес. Размещение гостей с близлеж. курортов. Коопер. лавка, нач. школа, сельсовет (1926). Жит.: 373 (1874), 546 (1883), 641 (1889), 955/930 нем. (1897), 1046 (1904), 1685 (1914), 1997/1516 нем. (1926). «Немецкие населенные пункты в Российской империи: География и население. Справочник» (М., 2006).В.Ф. Дизендорф.Немецкие населенные пункты в СССР до 1941 г.: География и население. Энциклопедический словарь. М., 2006, В колонии Николаевская до выселения в 1941 году проживали следующие фамилии (написания некоторых возможно неправильное, список составлен по материалам списков репрессированных и не отражает полностью количество фамилий проживавших там): Abrams, Bauer, Bechtold, Bechter, Wagner, Hill, Horst, Heinemann, Heck, Kalwer, Kechter, Miller, Neufeld, Engelhard, Leonhardt, Held, Digel, Preiss, Ruppel, Richter, Reichel, Seifert, Sitzmann, Тrupp, Schermacher, Schlegelberger, Steinzel, Scheck, Schäfer, Stoppel, Speit, Scheinmann, Schimor, Schietz, Schlegel, Schleise, Schwagerus, Ulrich, Fail, Fetzer, Firus, Friesen, Zimmerman, Engelhard, Enders Здесь вы можете совершить экскурсию по нынешнему Иноземцево(Каррас). фотоальбомы В.Кокорина Подготовил это фотоподборку наш форумчанин Владимир Кокорин.Огромное ему за это спасибо.

Ответов - 98, стр: 1 2 3 4 5 All

Артурович: roman пишет: Может быть хутор Гартенфельд - это нынешний хуторок "Роза Люксембург"? Мой дядя вспоминает, что до ВОВ хутор Гартенфельд находился примерно в 2-3 км. от города Минеральные Воды и председателем колхоза там был наш родственник. Хутор Роза Люксембург находится в другой стороне, ближе к горе Бештау ( см. graumann, Пост №120 ), это было отделение колхоза колонии Николаевской.

graumann: roman Вынужден вас разочаровать. Хутор, затем немецкая колония Гартенфельд находилась довольно далеко от Николаевской колонии, между Мин-Водами и Георгиевском. Ныне на месте этой колонии земли станицы Лысогорской. Это показано на Карте немецких поселений на Кавказе Карла Штумппа, которая есть на этом сайте. В справочнике "Немцы России: населенные пункты и места поселения:энциклопедический словарь" В.Ф. Дизендорфа(М.,“ЭРН“, 2006), который также есть на этом сайте, указано: "ГАРТЕНФЕЛЬД/GARTENFELD (Садовый; также Гартен), до 1917 – Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр.; в сов. период – Орджоникидзевский край, Минераловодский р-н. Лют. село, осн. В 1903. В 10 км к юго-вост. от Мин. Вод. Лют. приход Пятигорск. Нач. школа (1926). Жит.: 171 (1918),229/229 нем. (1926)". В 1930-х годах был колхозом имени Эрнста Тельмана. А вот хозяйство Р.Люксембург весьма интересное. Скорее всего, до советского времени это был дочерний хутор колонии Николаевской, который возник ("отпочковался") в результате нехватки места для разросшейся Николаевки. История этого хутора и его название в настоящее время неизвестны. Для получения первичной информации следует начать с расспросов старожилов этого селения.

roman: graumann Похоже, что план Николаевской колонии по крайней мере существовал в 1913 году !... Это следует из того же файла Архивной Службы Республики Северная Осетия (строка 151). Во всяком случае этот факт вселяет надежду (хоть и призрачную надежду) его увидеть... Согласен, но почему возникло такое примечание - что при колонии Николаевской имелся хутор Гартенфельд? Или это просто ошибка архивной службы и этой информации верить нельзя? Дело в том, что хутор с названием "Садовый" есть и на территории Пятигорска. Но он тоже не подходит - слишком далеко. Или может быть был ещё один хутор? Ведь колонии (как и Николаевская, так и Каррас) утопали во фруктовых садах. Да... Слишком много "или".... План колонии многое бы прояснил...

graumann: roman Ошибки, возникающие при описании архивных документов - обычное дело. Можно себе представить молодого работника архива, который должен по заданию начальства за рабочий день описать множество дел, о содержании которых может составить лишь поверхностное мнение за короткий промежуток времени. Особенно, если там указаны некие географические названия, которые ныне не существует. Особенно, когда это его мало волнует. Человеку свойственно ошибаться. А план колонии можно заказать скопировать, правда за деньги и возможно немалые. Либо самому съездить и поработать в архиве, что тоже не всегда просто. Рано или поздно, кто-нибудь из исследователей в ближайшие десять лет может быть доберется до этого плана. А вот будет ли он его сразу выставлять в Интернете, это вопрос? Альтруистов не очень много.

roman: graumann Да. К сожалению Вы правы. Альтруистов всё меньше и меньше... Ну а пока, за неименеем лучшего, выкладываю фрагмент старой 5-и километровой карты региона Пятигорска 1942 года... (в карте есть неточности) 2538 x 1734 , 1386 Кб Pjatigorsk. Generalstab der Luftwaffe, 7 Abt. 1942

heiner: roman "ГАРТЕНФЕЛЬД/GARTENFELD (Садовый; также Гартен), до 1917 – Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр.; в сов. период – Орджоникидзевский край, Минераловодский р-н. Лют. село, осн. В 1903. В 10 км к юго-вост. от Мин. Вод. Лют. приход Пятигорск. Нач. школа (1926). Жит.: 171 (1918),229/229 нем. (1926)". В 1930-х годах был колхозом имени Эрнста Тельмана. на вашей карте он и показан с северо-восточней Мин-вод ,под названием Ssadowyi (10 км от Минвод ,согласно вашей карте).Но я думаэто не соответствует истинне .Скорее всего прав Артурович т.к. 10 км там не будет - между Мин-Водами и Садовым.Километра 3-4 от силы.Если посмотреть "саттелитку" в GOOGLE то можно увидеть ,что это не так далеко.Поселение это существует и здравствует и поныне ( в бытность свою много раз проезжал мимо по дороге из Зеленокумска в Ставрополь).

graumann: roman Немецкая карта для летчиков интересная, но составлена на основе карты советского Генштаба.

roman: heiner Я, по наивности, думал, что так бы мог называться ещё какой-нибудь хуторок непосредственно рядом с колонией (например - нынешний х. Люксимбург). Согласен с graumann, что это всётаки ошибка архивной службы. В общем - запись из архивной службы ввела меня в заблуждение... graumann Существует ещё 3-х километровка этого же региона и того-же 1942 года. Между ними существуют незначительные расхождения. graumann Пост N: 125 от 14.07.10 22:02. Вчера был рядом с бывшей Николаевской кирхой. Нашел памятную каменную плиту моста. Любознательному туристу из Вашего поста надо, как минимум, выразить благодарность за рвение, т.к. добираться до этой плиты надо по зарослям кустов и крапивы. В добавок к Вашему посту выкладываю 3 фото этой каменной плиты: На плите получается вот такая надпись: А это вид под мост:

graumann: roman Отличная полевая работа. Теперь видно, что это капитальный арочный мост из машукского травертина. Плита с загадочной надписью получилась очень хорошо и четко. Ее явно написал страстный любитель головоломок, ребусов и шарад. Теперь получается приблизительно следующее: 1935г. КОЛХОЗ ОКТОБЕР ФУНКЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕЦЕ. Х.Х. (?) СТРОИТЕЛЬ БАУ Р.Е. (или БАУР Е.) БРИГАДИР ВАГНЕР Н.И.(или И.И.) Самая загадочная 4-я строчка сверху. Расшифровать ее пока сложно. Возможно, это сокращенное немецкое слово, написанное по русски. Название организации или фамилия главного инженера? Может быть, кто-нибудь из читателей догадается. Кстати, как местные жители называют эту речку? Откуда она течет и куда впадает? В озеро?

Артурович: graumann пишет: Самая загадочная 4-я строчка сверху. Расшифровать ее пока сложно. По всей вероятности на плите надпись фамилии председателя колхоза, т.к. председателем колхоза "ОКТОБЕР ФУНКЕ" был Феце.

graumann: Артурович Замечательно, две головы лучше одной. Однако, по моим сведениям в Николаевской колонии в начале 20-го века проживала немецкая семья с фамилией Фецерт. Видимо, каменотесу не хватило места для полной фамилии, и он сократил ее. Вообще, 1930-е годы в советской России - это время удивительных и загадочных аббревиатур. Таким образом, 3-я и 4-я строчки надписи на плите могут означать "ОРГА * НИЗ.(организатор строительства) ФЕЦЕ.(Фецерт) * Х.Х." Сколько интересной информации на небольшой каменной плите.

roman: graumann Кстати, как местные жители называют эту речку? Откуда она течет и куда впадает? В озеро? Речка берёт начало на склоне Бештау. Если я не ошибаюсь - вытекает из трубы рядом с Бештаугорской круговой дорогой. Течет по лесу и рядом с хутором Р. Люксимбург. Пересекает мостик на улице Пушкина (старую шоссейную дорогу) (кстати, этот мост есть у В.К. Лукницкой в "EGO - ЭХО"...) и железнодорожнй мост. Далее протекает по балке пересекая этот старый мост в районе бывшей кирхи. Далее течет по посёлку по границам межей участков. Последовательно впадает в небольшие озера ниже "Старого" озера, а затем и в озеро "Женева" (оно же "Новое" и "Каррас"). Более подробно можно посмотреть на спутниковой карте... С названием сложно... Мне она известна под названием Гремучка (как и на старых картах). Есть ещё одна Гремучка - на старых картах - Большая Гремучка. Её обычно тоже называют Гремучкой. Но течет она немного севернее и в сторону Карраса...

roman: P.S. Некоторые называют её "вонючкой" (что более соответствует действительности, т.к. что туда только не попадает, когда она течёт по посёлку) Весной и в период дождей течение речки довольно бурное. Но и сейчас хоть на улице и жарко (под 40) она пересыхает не полностью...

graumann: roman Благодарю за подробное описание русла речки, которую будем считать Гремучкой. Мне казалось, что она стекает с северного склона Машука. Кстати, наш каменный мост построен, вроде, из обычных каменных блоков, а старинных надгробий, похоже, там не наблюдается.

graumann: roman Особенный интерес к этой речке(малая Гремучка) вызван тем, что эта водная артерия стала исторически первой осью жилого селения колонии Николаевской. На берегах этой речки, снабжающей водой первопоселенцев и их скот, летом 1834г. были возведены первые жилые постройки (землянки и мазанки), которые образовали два квартала (на правом берегу и на левом), соединенные деревянным мостиком. Летом 1837г. по линии этого моста была размежевана основная ось селения на два десятка домовладений(усадьб) - главная улица(ныне - Колхозная). Позднее, по мере роста селения на север, образовалась новая параллельная улица (ныне - Советская ул.). Эти две длинные и широкие улицы(перспективы) с мостиками определяли историческую полосу основной жилой застройки Николаевки до начала 20-го века.

graumann: roman По поводу хуторов колонии Николаевской. Согласно списку населенных мест Северо-Кавказского края за 1925г. к Николаевскому сельсовету Горячеводского района были приписаны следующие хутора этого обширного района: 1)Блюменфельд, бывшее Луговое; (рядом с Гартенфельдом) 2)Бизенгрунт; (Wiesengrund) 3)Ландштрасорт; (Landstrassenort) 4)Люксембург. (имени Р.Люксембург) В скобках указаны мои уточнения. Три первых хутора указаны на карте К.Штумпа и отстоят довольно далеко от колонии Николаевской. Из каких соображений это сделано, не очевидно.

roman: graumann Большое спасибо за подробный и обстоятельный ответ. О мосте. Основная часть моста видимо построена из того же камня, что и кирха (машукский камень). Как видно, он неплохо обработан и до сих пор в неплохом состоянии. Но из тесанного камня выполнена только его центральная часть - далее, по обеим сторонам речки, использовался камень попроще. Вообще мост, на самом деле, довольно протяженный и начинается почти с пересечения Колхозной и Свердлова. Строителям пришлось выравнивать рельеф балки речки в районе строительства. Чтобы удешивить строительство видимо и использовали весь подходящий камень. Действительно, очевидного использования надгробных плит не имеется (да и кто бы в трезвом уме на такое бы пошел), но они могли быть распилены, заложены в основание моста так, чтобы их не было видно, или использованы как-нибудь иначе. Так что факт использования могильных плит для строительства моста по Колхозной более чем вероятен. По Гремучке стоит добавить, что описанный выше источник на г. Бештау скорее всего основной но не единственный. Речка подпитывается родниками, один из которых находился в балке рядом с Николаевской кирхой. (При устаноавившейся сейчас температуре в верхнем течении Гремучки сухо - воды нет совсем, хотя в балке рядом с бывшей кирхой немного воды имеется.) (Вообще район был богат родниками. Так, например, Старое озеро в основном питается родниковыми водами.) Хутора на карте К.Штумпа нашёл. Разбросаны они довольно на значительные расстояния. Действительно не понятно по какому принципу приписывались вышеперичисленные хутора. (Вообще, за время существования колоний и пос. Иноземцево эти населённые пункты к какому только району не относились...)

roman: Уважаемый graumann Нет ли у Вас информации о судьбе фамилии Тиде?

roman: А вот сравните. Выкладываю современое фото бывшего здания старших классов школы №3 на улице Советской (см. пост graumann № 86 от 03.06.10 13:59). 1936-37г.: graumann: и лето 2010 г.:

roman: Вот ещё: (см. пост graumann № 41 от 12.03.10 00:22.) graumann ... и современный вид: (к сожалению мешает зелень - для более менее точного сопоставления надо снимать осенью...)



полная версия страницы