Форум » Страницы истории » Статья о развитии общественного движения российских немцах в контексте проводимой Россией политики » Ответить

Статья о развитии общественного движения российских немцах в контексте проводимой Россией политики

Генрих: статья привлекла меня по нескольким причинам: 1. Русские историки тоже начали подводить итоги "истории немцев в России" 2. Автор статьи является соавтором профессора И. Плеве в дисскутировшейся тут на форуме книги "Истории немцев России". 3. Является наглядным примером анти-убогости (немного объективней) представлений по истории российских немцев в сравнении с проХессор Валентина Георгиевна Чеботарева (мы дискутировали её убогость знаний тут на форуме: "ДОНОС, как при добром старом советском режиме"). РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Ответов - 28, стр: 1 2 All

seroga: stat'ja pohoza na otgoworku, po kakoj pre4ine ne byla (i ne budet) wostonowlenna gosudarstwenost' ross. nemcew. Jakoby sami winowaty i ne znali tolkom 4ego hoteli, k tomu-ze schantozcyrowali CCCP, mol dengi dowaj mozet i byli takije djaden'ki kotoryje hoteli pod schumok srubid' "kapustu".??? A kul'turnaja awtonomija kone4no horoscho esli oni delajut to o 4om goworit awtor, no eto tol'ko zamedlit WYMERANIJE (assemeljacyju) nemcew na Russi. Swoim skudnym umischkom s4itaju: enta razbrosanaja po wsej strane Awtonomija ne predstawljajet soboj wozmoznost', ili prosto perspektiwy wkladywat' kakije-to den'gi w kakije-to projekty. Etot opyt u Germanii uze jest' gde po mnogim regionam raskidali den'gi kotoryje propali neizwestno gde a sprosit' ob etom i ne u kogo!? Poetomu moje mnenije, nemcew w strane ostalos' ne mnogo poetomu bylo-by ne ploho skoncetrirowat' ih prozewanije w odnom meste (jesli eto wobsche komuto escho nuzno ) nado wostonawliwat' Awtonomiju i kak skazenno wysche ina4e eto polnaja Assimiljacyja i wymeranije odnoj iz nacyj na Russi! I sudja po wyskazywanijam na forume eto uze tak. Tak-ze dumaju 4to zdes' w Germanii toze najdutsja ludi iz Aussidlerow kotoryje zainteresowalis' by tokoj Respublikoj i mozet daze wernutsja (otsuda ujezajut daze w koloniju w Paragwaj, negowroja pro Kanadu...)w nejo ili hotjaby wlozyt' den'gi w kakojenibud' sowmestnoje delo, pomogut perebratsja rodstwenikam prozywajuschim gdenibud' w kazahstane. wot takoje mnenije

Студент: В архивных номерах журнала "Национальные интересы" за 2004 размещена статья "Упразднение АССР немцев Поволжья". Если попытаться корректно оценить её главный смысл, то можно сказать, что это очередная попытка искажения истории российских немцев и оправдания геноцида. Если же выразиться короче - тогда иначе как, грязный пасквиль, не скажешь. Автор статьи (доцент госуниверситета) излагает своё мнение не как частное лицо, а как госслужащий, иначе зачем было нужно ставить рядом с фамилией занимаемую им должность. Абсолютно не стесняясь в выражениях он пишет: Согласно выводам А.А. Арутюнова (хотя это утверждение, на наш взгляд, нуждается в дополнительном исследовании), даже создание Трудовой коммуны немцев Поволжья состоялось по договоренности с В.И. Лениным германских спецслужб Даллее автор с уверенностью утверждает: Активно помогала гитлеровцам и та значительная часть советских немцев, которую в спешке не успели депортировать. После попытки подвести правовое обоснование ликвидации АССР НП, не скрывая злорадства в оценке постановление “О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав”» автор радостно сообщает, что и оно не содержало конкретного решения «немецкого вопроса» в том виде, как хотелось бы активистам движения за восстановление Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья. Вот такие итоги подводит издание, за которым стоят известные российские учённые и политики. Ознакомиться с указанной "работой" можно по адресу: http://ni-journal.ru/archive/52ab0058/fc43fdae/1b19b4b0/a1de33fd/

Генрих: а по прусской линии в происхождении М.А. Ульяновой (Бланк). Среди более поздних представителей этой ветви, например, — гитлеровские генерал-фельдмаршал Вальтер Модель, генерал Хассо фон Мантойфель и даже бывший президент ФРГ барон Рихард фон Вайцзеккер10. Не смотря на убогость аргументации и всей предвзятости статьи доцента, многим посетителям данного сайта можно обратиться к товарищу (автору статьи) в передаче опыта поиска родственников и генеалогии вообще, Владимир Александрович СИМОНОВ обладает по всей видимости колоссальным опытом.


Студент: Генрих, Надо обратиться к товарищу (авторы статьи) в передаче опыта поиска родственников и генеалогии вообще, Владимир Александрович СИМОНОВ обладает по всей видимости колоссальным опытом. Очевидно не только опытом, но феноменальными способностями экстрасенса. Отмеченный пассаж (и подобных в тексте много) меня тоже поразил, причём источник держиться в тайне. Странно, как автор не вспомнил родство Николая и Вильгельма. Из данного факта можно было бы много чего нафаназировать.

Генрих: Студент _ мне особенно понравилось у доцента: что из проживающих за границей немцев гитлеровским командованием был сформирован полк «Бранденбург». К его задачам относились захват военных, стратегических, транспортных, промышленных и иных, имеющих военное значение, объектов и удержание их в своих руках до подхода передовых частей вермахта. При этом для маскировки использовались экипировка и оружие противника. При нападении Германии на СССР полком использовались предметы амуниции Красной Армии и были сформированы отдельные подразделения из лиц, владеющих русским языком12. доцент наверное забыл что был не только полк, а была целая армия владеющая и разговаривающая на русском языке и даже её начальник был советский генерал по имени Власов.

Генрих: Однако если гитлеровцы преследовали вплоть до уничтожения тех, кто имел хотя бы одну восьмую еврейской крови, то американцы пошли еще дальше: до одной шестнадцатой японской крови. Все они, независимо от возраста и состояния здоровья, были согнаны в концлагеря, куда только первым этапом отправили свыше ста тридцати тысяч человек. В.Д. Успенский называет подобные действия руководства США «звериным человеконенавистничеством», «чрезмерной, неоправданной жестокостью», не вызванной «необходимостью военного времени», Как положено советскому шовинисту мимоходом и поклёп на американцев и отмазка своим, типа они тоже делали, только не раскрывая и не сравнивая "изоляцию" японцев в США с геноцидом против российских немцев, с поражением в правах до 90-х. Интересно, а поверит доцент если ему рассказать что всю войну русская община вокруг Берлина в 350 000 (по численности Немповолжье) осталась нетронутой ни "изоляцией" ни геноцидом.

Bernhardt: Генрих пишет: с поражением в правах до 90-х. Что значит, "до 90-х"?!

михель: Bernhardt , я считаю тоже что Генрих не правильно написал, надо было ему писать до сегодняшнего дня.

Vkrieger: Генрих пишет: Интересно, а поверит доцент если ему рассказать что всю войну русская община вокруг Берлина в 350 000 (по численности Немповолжье) осталась нетронутой ни "изоляцией" ни геноцидом. Ну 350 тыс. скорее всего нет, уваж. Генрих, но где-то 50.000 натурализовавшихся и лиц без гражданства действительно в Берлине всю войну проживали. Если не были евреями или не противились национал-соц. режиму, то их никто особо не трогал, русских храмов не разрушали, культурная деятельность даже была какая-то, газетки на русском издавались. Конечно, было стеснение, но сравнение с судьбой коренных москвичей немецкого происхождения, конечно разительно. Взять вот известнейшего русско-немецкого художника Николая Загрекова (1897- 1992), который с о своей женой из поволжских немцев с 1922 года проживал до самой смерти в Берлине: В 1933 году после прихода нацистского режима к власти был уволен из Профессионального училища искусства и ремесла. С 1934 по 1944 гг. – директор художественной Школы живописи на пленэре Фрейлихт в Берлине. http://www.zagrekov.ru/rus/biography/ Понятно, что с немецкими художниками, эмигрировавшими в 1920-е гг. в Москву и принявшими, как и Загреков, гражданство новой страны проживания. Кто выжил в 1930-е гг. был депортирован осенью 1941 из Москвы на Урал или в Караганду, где или с голоду умерли, или в лагерь принудительного труда, или опять под следствие. Независимо от политической лояльности, только по национальному признаку. Как Генриха Фогелера. С 1924 г. член Коммунистической партии Германии. В 1923 г. женился на дочери Юлиана Мархлевского, жившей в Москве. В 1929 г. приглашен в Советский Союз как специалист по проектированию сельских поселений (в связи с коллективизацией). В 1931 г. окончательно переехал в Москву. С 1934 г. член Московского союза художников. Участник выставок. Первые месяцы Отечественной войны делал антифашистские листовки для фронта. В начале сентября 1941 г. как все немцы, живущие в Москве, выслан. В Казахстане (село Корнеевка) ввиду плохого здоровья зарабатывать на сельхозработах не мог. Не получая через Союз художников пенсию, лишенный средств к существованию, умер от недоедания в сельской больнице им. С.М.Буденного. http://www.memo.ru/museum/rus/graphics/fogeler.htm

Студент: На форуме обращалось внимание на слабые стороны ряда работ по истории российских немцев. Не возвращаться к этому, не получается. У профессиональных историков по-прежнему встречаются пассажи сомнительного содержания. В работе «Проблемы этнических немцев в ходе Брест-Литовских переговоров.» http://www.sgu.ru/faculties/historical/departments/oinp/avn2/docs/26.pdf (ссылка уже давалась на другой ветке) приводится название - «Оберост». Автор, описывая события вокруг реэмиграции летом 1918 года, сообщает следующее Ситуация серьёзно осложнилась самовольным прибытием на линию «Оберост»* репатриантов, число которых становилось угрожающим. * «Оберост» – западная пограничная линия России, установленная Брест-Литовским мирным договором. В последующих абзацах автор продолжает: Для регулирования потока желавших покинуть пределы СССР в «Оберост» была послана, комиссия из Москвы, состовшая из офицеров соответствующих служб и представителей населения «Оберост». Пока Германия выясняла ряд важных вопросов, для продолжения работы своей комиссии по реэмиграции, в России развернулась гражданская война. По-моему, «желавших покинуть пределы СССР» летом 1918 года, не существовало в природе. Иначе как можно покинуть страну, которой нет на карте, и которая будет создана только спустя несколько лет? Также, не следует рассматривать «Оберост», как пограничную линию, установленную Брест-Литовским мирным договором. И вот почему: Название, есть аббревиатура от «Land des Oberbefehlshabers Ost», т.е. территория, земля, захваченная в 1915 году кайзеровскими войсками у России. Обер Ост фактически явился немецкой колонией на территории зап. Белоруссии, Курляндии и Литвы, и находился под непосредственным германским военным управлением. Почти все должности в ведомствах и учреждениях данной земли были замещены чинами кайзеровской армии. Уже через пару месяцев после оккупации, повсеместно господствовали порядки в духе прусской казармы. Военная бюрократия регламентировала все стороны жизни гражданского населения до мелочей. Установленные запреты превратили жизнь людей в кошмар. Воспрещались: воскресный и праздничный отдых, потребление или продажа мясопродуктов, производство и потребление кондитерских изделий, пива. Запрещалась охота, кормление лошадей овсом, посещение рынка более одного раза в неделю, отправка писем и посылок иначе как через почту и многое другое. При встрече с германским офицером, гражданскому лицу надлежало сойти с тротуара, развернуться к нему лицом, чуть наклонившись снять головной убор. К такому приветствию принуждались не только обычные люди, но и католические священники, хотя бы и возглавлявшие сакральную церемонию. Обер Ост интересен ещё и тем, что имелись планы расселения на его территории части российских немцев.

Генрих: Студент , По-моему, «желавших покинуть пределы СССР» летом 1918 года, не существовало в природе. Иначе как можно покинуть страну, которой нет на карте, и которая будет создана только спустя несколько лет? Автор подразумевает виртуальную ссср (на тот момент) - Российскую Империю. Она и сейчас ещё у многих россиян в голове. Виртуально. На форуме обращалось внимание на слабые стороны ряда работ по истории российских немцев. Эти все работы имеют не "слабые стороны" , а они все предвзяты. Они написаны историками по своему мировоззрению/опыту/социализации являющимися советскими и работы написаны для публики воспитанной на советской пропаганде. А "советское мировоззрение" по своей анатомии это есть (на всех этапах "советского и нового времени, после 90-х, тоже) смесь великорусского шовинизма и еврейского национализма. А эти две группы по своей природе не могут быть объективными в вопросах истории российских немцев. Особенно с 1917г. http://wolgadeutschen.borda.ru/?1-3-0-00000029-000-0-0-1215249738 ------------------ из истории моей семьи из колонии Кольб: В 1918 г. удалось одному брату моего деда через Прибалтику уехать в Америку (как я теперь понимаю благодаря Брестлитовску). Два брата ещё десять лет назад уехали в Америку. (Желающих уехать было много в колонии, но это требовало особого напряжения и риска - всё оставить и податься с малыми детьми в дорогу полную риска. Это был не 1990г. ) По словам бабушки, в 1924г Брат деда возвращается чтобы уговорить оставшегося брата (моего деда) тоже ехать. Дед осторожничает и посылает для начала старшего сына 17 лет. Но сыну не удаётся перебраться в Америку, в Риге объявлен почему то карантин и никого из России не пускают на корабли. Через пол года этот сын (мой дядька) возвращается в колонию.... В 28 всю семью деда выселяют в Казахстан...... Дед потом всегда раскаивался перед бабушкой, что он не проявил решительность ни в 1918г, ни позже, упустил момент и не увёз семью. Деда своего я не застал (как и большинство российских немцев моего поколения не видело своих дедов), но раскаивание деда моего о его нерешительности несколько раз слышал из уст бабушки ещё совсем маленьким мальчиком. Этого было достаточно чтобы студентом начать поиски несуществующих родственников в ФРГ, чтобы они дали мне "вызов". Нашёл, получил вызов (как это было трудно в конце 70-х), ставил антраги на выезд и в 1988г удалось уехать и вывезти моих детей.

Генрих: Студент, Военная бюрократия регламентировала все стороны жизни гражданского населения до мелочей. Установленные запреты превратили жизнь людей в кошмар. Перечисленное Вами я бы предпочёл в сравнении с другими кошмарами - что может быть страшней голодомора, репрессий и "регламентаций" родной советской власти.

Генрих: Студент, Обер Ост интересен ещё и тем, что имелись планы расселения на его территории части российских немцев. А что, идея вроде повторялась даже в 90-х, в Калининградской области. Но почему то не получила ни у каких сильных мира сего поддержку - понятно, если не нашли место даже в Сибири, то кто даст побережье Балтийского моря, в Европе.

Студент: Генрих, Перечисленное Вами я бы предпочёл в сравнении с другими кошмарами - что может быть страшней голодомора, репрессий и "регламентаций" родной советской власти. Стоит ли отдавать предпочтение тоталитаризму вообще, не важно германскому или большевистскому? В период с 1915г. по 1918г. в земле Обер Ост происходило практически тоже самое, что и в Поволжье в 1918-1919 годах. Реквизиции продовольствия (при этом 9/10 изъятого отправлялось а Германию), контрибуции, денежные штрафы, вооружённое подавление населения, принудительные работы, тюрьмы и смертные приговоры.

Генрих: Студент , и массовый голодомор, когда 1/4 населения погибла ?

Студент: Генрих, до поголовного истребления людей в земле Обер Ост не дошло. Но этого не стоить ставить в заслугу оккупационным властям. При соотвествующем стечении обстоятельств, точно также и большевики, могли забрать последнее и обречь людей на вымирание. От того, что на совести режима не сто тысяч жертв, а к примеру пять или десять тысяч, это не показатель его гуманности.

михель: уважаемый Студент , вернёмся ка ближе к теме. Итоги подводятся, вон даже цитируемая статья Татьяны Иларионовой говорит, были немцы в России, а теперь почти нет. Почему это произошло: - 20 век был анти-немецким веком, судьба российских немцев не более чем отображение общей анти-немецкой тенденции 20 века ? - В России к концу 19 века появились сильные анти-немецкие тенденции и зная эмоциональность русской натуры можно было тогда уже предположить, что закончиться для немцев в России всё катастрофой ? - Произошла смена "первой нации" России и новой элите, в большинстве состоящей из евреев и кавказцев, просто не нужны были конкуренты, поэтому и была уничтожена русско-немецкая элита сразу после захвата большевиками власти. А колонисты , так пошли прицепов по делу ? - Другие варианты. Первая ссылка не показывает статью. Тут её повторение: http://www.rundschau.mv.ru/ilarionova.htm

Студент: уважаемый михель , статья, по-моему, к истории имеет не самое близкое отношение. К тому же автор не историк, а философ. Следует признать некоторое портретное сходство с профессором-историком В.Г. Чеботарёвой, не удивлюсь если обе дамы состоят в родстве. К сожалению не готов пользоваться такими категориями, как А колонисты , так пошли прицепов по делу ? поскольку для обсуждения истории российских немцев такие выражения не годятся. Могу предложить вариант литературно-ироничного суждения об исторических трудах, например: Нам глубь веков уже видна неразличимою деталью, и лишь историку дана возможность врать документально

михель: Студент поскольку для обсуждения истории российских немцев такие выражения не годятся. ну подберите более салонфеиге выражения. Наподобии тех что историки в своих трудах пользуются. Только за хорошо звучащими словами суть процесса или трагедии российских немцев не запрячте. Ну как эти две названные дамы, похожии друг на друга в своей предвзятости.

Студент: михель, как уже замечено, автор статьи не историк. В статье речь про общественное движение. Если имеется предвзятое отношение, то имеет смысл указать в чём именно. Иначе остаются обобщённые суждения, за которыми теряется предмет обсуждения. Предвзятость в работах по истории, по меньшей мере, неприятна. Ещё более неприятно, слабое знание описываемых событий. Пример приводился выше. Сначала было бы не плохо разобраться с датами, событиями, документами, названиями. А затем уже переходить к их интерпритации. И что немаловажно, без употребления жаргонных слов и выражений, заимствованных, в том числе, из субкультуры Главного Управления Лагерей (ГУЛАГ). Дело здесь не только в этике. Не припомню никого из старшего поколения, прошедших лагеря трудармии, кто бы употреблял этот жарогон. Это несовместимые вещи.

михель: Студент, абсолютно не согласен по двумя Вашими возражениями: 1. К тому же автор не историк, а философ. - так мы тут как раз не историю РД пишем, а об истории РД только философствуем. Автор как раз подходит по своей декларированной специальности. Автор тоже философствует. Только в отличии от нас (мы философствуем чтобы найти первопричины происшедшего). Автор статьи философствует чтобы за квази научном стиле перечисления событий вообще не затрагивать мотивы этих событий. Понимаете ли, объявлена тема : Развитие общественного движения российских немцев в контексте российской государственой политики , а даты/события перечисленные из советской эпохи 1987, 1988, 1989, 1990, 1991гг. Тут какая то не понятная философия скрыта или автор того ... или после перечисления фактов 1987-1991гг начинает раздел Почему так получилось? . Но события в этом разделе начинаются почему то уже в российский "работавшей в 1993 – 1995 годах" Предвзятость толкования перечисленных автором событий/фактов даже не затрону. 2. без употребления жаргонных слов и выражений, заимствованных, в том числе, из субкультуры Главного Управления Лагерей (ГУЛАГ). - тут вообще не понимаю Вас, вот как раз слова в этой субкультуре и родились/возникли как раз чтобы адекватно отражать или передавать реальные процессы и состояния дел в ГУЛАГе (всём СССР), так как имевшийся литературный запас вокабуляров не позволял это делать. Знаете у меня не хватает даже литературного вокабуляра на возмущения философствования автора не говоря уже про философствование по истории российских немцев. Теперь про "Не припомню никого из старшего поколения, прошедших лагеря трудармии," - так эти многострадальное люди, выжившие случайно в геноциде 30 и 40 годов, тогда ещё не отошли от ужасов и обобщать (философствовать) не имели возможности..., они просто рассказывали о своей судьбе. А в рассказах о своей судьбе можно и без жаргонов субкультуры обойтись. Жаргон субкультуры становится необходим когда начинаешь философствовать над мотивами политики большевиков по отношению к российским немцам.

михель: Студент, тут автор философствует: Почему так получилось? Наверное, есть в развитии институтов гражданского общества свои закономерности. Посмотрите на состав первой и второй Государственной Думы, работавшей в 1993 – 1995 годах: где большинство тех партий, которые занимали там места и формировали свои фракции? Их больше нет на политической арене России. Посмотрите на состав первого и второго Бундестага, который работал с 1949 по 1957 годы. Где партии, чей голос был слышен во всем германском обществе и за пределами страны? Их больше нет! я не смог понять философствования - Почему так получилось? Потому что в Бундестаге какие то партии не те были в 1949 по 1957 годы ? Или ? Почему так получилось? ....... Я вообще многие беды движения российских немцев отношу на счет того, что у его лидеров были явные человеческие недостатки, Конечно - эти люди со своими недостатками во всём виноваты. Они всегда были в СССР/России во всём виноваты. ....... и другие фолософствования автора. Вплоть до намёков кого надо проверять налоговой инспекции, потому что там...... Или советник президента философствует, что восстановление государственности (российских немцев) есть/была цель не конкретная: Ставят ли организации перед собой конкретные цели? ФНКА - нет, потому что до недавнего времени главным лозунгом был на ее знамени, большая глобальная цель - восстановление государственности. МСКН - да, потому что давно исповедует «теорию малых дел». По всей видимости советник под «теорию малых дел» понимает вот это: http://wolgadeutschen.borda.ru/?1-1-0-00000004-000-0-0-1189708614

Студент: михель, спасибо за обстоятельное разъяснение. Нельзя не согласиться, что в статье ряд моментов не лишены излишне субъктивной оценки. Это, конечно же, прерогатива автора. Но с другой стороны к чему такие ктегоричные рассуждения об отсутствии конкретных целей у ФНКА или о явных недостатков лидеров? Очевидно доктор философских наук решила заняться политологией, а как известно "первый блин комом".

михель: Студент, Это, конечно же, прерогатива автора. Но с другой стороны к чему такие ктегоричные рассуждения об отсутствии конкретных целей у ФНКА или о явных недостатков лидеров? А так могут писать только предвзятые философы по российским немцам и особенно если они в России президентские советники Ну а с автором ветки можно ли согласиться - российские историки (философы тоже) подводят итог под историей российских немцев в России ?

spack: михель пишет: Ну а с автором ветки можно ли согласиться - российские историки (философы тоже) подводят итог под историей российских немцев в России ? Выражайтесь точнее. Автор ветки не писал "подводят итоги под историей российских немцев в России". Не передергивайте выражения.

михель: spack, поправляюсь: И русские историки тоже подводят итоги

Генрих: История общественных организаций российских немцев теснейшим образом связана и с тем, что происходило в последнее время в Федеративной Республике. Чем больше я знакомлюсь с архивными материалами, чем больше читаю воспоминаний и научных трудов о причинах и последствиях возведения Берлинской стены и объединения Германии, тем более укрепляюсь в мысли о зависимости положения немцев в СССР и России от событий в центре Европы. Нет прямых доказательств этой зависимости, но вспомним: кратковременный выезд немцев из Советского Союза в конце 50-х годов, в том числе и по линии воссоединения семей, достиг-нутый благодаря дипломатическим усилиям правительства Конрада Аденауэра, полностью в одностороннем порядке был прекращен СССР в 1960 году; выезд станет свободным и все увеличивающимся только после падения Берлинской стены. но вот с этой мыслью автора из статьи можно только частично согласиться. Только с той частью где написано " Нет прямых доказательств этой зависимости, но вспомним:" . В конце 50-х выпускали, но наверное лавочку закрыли не сколько из за берлинской стены, а потому что видно уже было - движение(выезд) примет массовый характер. Мой отец вспоминал: в 1959 вернулся назад в село его друг, бессарабский немец. Он только что был в немецком посольстве, получил визу и приехал забирать семью. В посольстве этого бессарабского немца одели во всё новое и новые туфли. Бессарабский немец пригласил некоторых своих друзей на прощальный вечер, в прихожей на высокой тумбочке стояли его туфли, внутри их были наклеена яркая этикетка. Не то Лого фирмы изготовителя, не то что то другое. Все приглашённые друзья подходили, рассматривали эти туфли и читали этикетку, на которой было крупно написано "VORWÄRTS!" Потом ещё долго друзья этого бессарабского немца вспоминали о его прекрасных туфлях. А отец мой ещё в 80-х иногда вспоминал, у Эммануила тогда были такие хорошие туфли, а внутри было написано "Вперёд!".

Vkrieger: С коллегой Иларионовой у меня уважительные отношения, мы знаем друг друга много лет, что не мешает критически относиться к тем или иным тезисам. Татьяна Иларионова пишет: История общественных организаций российских немцев теснейшим образом связана и с тем, что происходило в последнее время в Федеративной Республике. Чем больше я знакомлюсь с архивными материалами, чем больше читаю воспоминаний и научных трудов о причинах и последствиях возведения Берлинской стены и объединения Германии, тем более укрепляюсь в мысли о зависимости положения немцев в СССР и России от событий в центре Европы. Зависимость эту искусственно создало советское государство, не заинтересованное - тут уже высказывалось, почему - в полной реабилитации и фактическом равноправии российских немцев с остальными советскими народами. Прямая зависимость положения росс. немцев наблюдается однозначно от политики и идеологии СССР и только потом от ФРГ. Нет прямых доказательств этой зависимости, но вспомним: кратковременный выезд немцев из Советского Союза в конце 50-х годов, в том числе и по линии воссоединения семей, достиг-нутый благодаря дипломатическим усилиям правительства Конрада Аденауэра, полностью в одностороннем порядке был прекращен СССР в 1960 году. Аденауэр только следствие, он озвучил чаяния значительной части российских немцев, а глубинные причины их "тяги" на "историческую родину" были, естественно, результатом перманентных преследований и неравноправного положения данной национальной группы в СССР. Выезд станет свободным и все увеличивающимся только после падения Берлинской стены. Выезд стал свободным и все увеличивающимся в первую очередь в результате кардинальных изменений, наступивших в СССР в годы правления Горбачева. Вступившее в силу с 1 января 1987 новое положение о въезде и выезде за границу и стал зримым элементом новой политики. В 1987 г. выезд только по немецкой линии составил 14.000 человек (цитирую по памяти), в 1988 уже 48.000 и возрос еще в два раза в 1989 г., до падения Берлинской стены. И увеличивался бы естественно еще, даже если стена продолжала бы стоять хоть до сегодняшнего дня. Vkrieger



полная версия страницы