Форум » Страницы истории » Волжские колонисты - пассионарии? » Ответить

Волжские колонисты - пассионарии?

Viktor : На этом форуме появлялись разные оценки мотивов переселения наших предков на Волгу: -и "наивные люди склонные авантюризму", причём ссылки делаются на первоисточники типа авантюриста Цюге; -и "ответ весьма банален: поехали, разумеется, не от хорошей жизни и в надежде на лучшее". В своей книге "ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЗЛЁТ" известный историк российских немцев и один из лидеров "Возрождения" Виктор Дизендорф(*), объясняет мотив переселения немцев на Волгу по Л. Гумилёву, пассионарностью: Цитаты Дизендорфа: "Как бы ни относиться к идеям Л. Гумилева, именно они, на мой взгляд, позволяют прояснить многие обстоятельства формирования и развития этноса российских немцев. По утверждению учёного, к XVIII веку большинство западноевропейских народов окончательно миновало фазу, когда развитие общества определялось пассионария-ми, то есть людьми с избыточной биохимической энергией, использу-ющими её для целенаправленного изменения окружающей среды, способными к сверхнапряжению и жертвенности. Становясь "лишни-ми", они уезжали из Европы в заморские колонии, а также в другие страны." "Л. Гумилёв категорически отрицал, что ведущим мотивом тогда-шних эмиграционных процессов являлись поиски лучшей жизни. На-против, основываясь на фактах, он убедительно показал, что пересе-ленцы, как правило, попадали в очень трудные условия, и их смерт-ность в результате болезней, недоедания, стычек с туземцами, произвола местных властей была чрезвычайно высокой. Тем не менее, ко-лонизация, порождённая переизбытком пассионариев, всё шла и шла. В результате от европейских народов отпочковывались группы, ко-торые со временем вырабатывали новые стереотипы поведения, те-ряли связи с метрополиями и превращались в самостоятельные этно-сы, - американцев англо-саксонского происхождения, креолов, буров, австралийцев и т.д. " Такой же путь прошли и российские немцы. Нашей отличи-тельной чертой является, по Гумилёву, "нейтральный этниче-ский контакт" с окружающими народами, без слияния и симби-оза, то есть чёткого разделения функций в процессе жизнедея-тельности. Подобное явление, по его справедливому замеча-нию, возможно лишь при условии, что соседние этносы не реа-гируют друг на друга резко отрицательно, а правительство соответствующей страны не проводит политику искусственного смешения её народов. Немалый интерес представляет, на мой взгляд, и подход Л. Гуми-лёва к вопросу о психологической совместимости различных этно-сов. По мнению учёного, каждый из них имеет особое "этническое поле", порождаемое биохимической энергией живого вещества и от-личное от других частотой своих колебаний, причём сочетание рит-мов подобных полей может быть более или менее гармоничным. Не претендуя на оценку данной концепции, хотел бы, однако, отметить, что отношения российских немцев с их соседями - русскими, украин-цами, кавказскими народами и т.д. - складывались далеко не одинако-во, и это отличие очень трудно объяснить лишь политическими или социально-экономическими причинами. "Взять, к примеру, само массовое переселение в Россию. Признаться, мне не до конца ясны конкретные причины этого неординарного явления. Беспросветная нужда в разорённых войной европейских странах, религиозные преследования, стре-мление обеспечить себе и близким лучшее будущее, предпри-имчивость на грани авантюризма, льготы царских манифестов, лживые посулы вербовщиков, выдача переселенцам на дорогу денег, одежды и еды - всё это, даже вместе взятое, не даёт, на мой взгляд, исчерпывающих объяснений поразительному реше-нию огромного множества людей навсегда уехать в чрезвычай-но далёкую и мало известную в то время в Европе страну. * http://wolgadeutsche.net/bibliothek/PrWsljot.php На мой взгляд отличие работ г. Дизендорфа от работ других авторов "Возрождения" в первую очередь то что он всегда затрагивает и фундаментальные вопросы российских немцев, не только интриги внутри "Возрождения" или химеры (**) "возрождения" немецкой автономии на просторах Евразии. В данном случае, что побудило некоторых немцев стать колонистами на Волге. ** химеры - значение термина также даётся в ниже приведённом интервью Л. Гумилёва. Пассионарии это люди с избыточной энергией: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8 Немецкий вариант: http://de.wikipedia.org/wiki/Passion_(Begriffskl%C3%A4rung) => http://de.wikipedia.org/wiki/Leidenschaft была у немцев переселившихся на Волгу особая Leidenschaft ? А почему нет! Эта пассионарность/Leidenschaft частично передалась их потомкам и помогла им даже сохранить себя как немцев. Leidenschaft только к чему? Как сам Л. Гумилёв объясняет этот термин: "Да, это было в Крестах. Меня отвезли на Беломорканал на лесоповал, а потом вернули, потому что приговор был отменен за мягкостью, то есть меня должны были расстрелять. Я с удовольствием поехал, потому что Кресты казались мне после лагеря Беломорканала вообще обетованной землей. Там можно было залезть под лавку и лежать. И у меня возникла мысль о мотивации человеческих поступков в истории. Почему Александр Македонский шел в Индию и в Среднюю Азию, хотя явно там удержаться не мог, и ограбить эти земли не мог, не мог доставить награбленное обратно к себе в Македонию — почта тогда работала очень плохо. И вдруг мне пришло в голову, что его что-то толкало, что-то такое, что было внутри его. Я назвал это "пассионарность". Я выскочил из-под лавки, пробежал по камере. Вижу: на меня смотрят как на сумасшедшего, и залез обратно. Так мне открылось, что у человека есть особый импульс, называемый пассионарностью, который я описал достаточно подробно в своей книге. Это не просто стремление к достатку и прямой выгоде, а стремление к иллюзорным ценностям: власти, славе, алчности, стремление к накоплению богатств, стремление к знанию, стремление к искусствам. Когда я был арестован во второй раз за маму после постановления о "Звезде" и "Ленинграде" и сидел в Лефортовской тюрьме в Москве, прочел там среди книг, которые нам давали, книжку Тимирязева о фотосинтезе. А потом увидел свет солнца на полу камеры и понял, что пассионарность — это та избыточная энергия, не солнечная, а неизвестно какая, которая адаптируется человеком, и затем он не может ее не выдать в виде работы. Так, если вы наливаете в стакан воду, то когда-нибудь вы его перельете, и она растечется. Если человек обладает возможностью и способом, который позволяет ему накопить эту пассионарность, она выходит в виде социальной или мыслительной деятельности. Но что это за энергия, я не знал и узнал только в 1965 году, когда прочел книжку Вернадского "Химическое строение биосферы земли и ее окружения". Оказывается, Вернадский обнаружил эту энергию саранчи, которая является кузнечиком, сошедшим с ума и почему-то летящим. Ее что-то толкает, так же, подумал я, как толкает Александра Македонского или Люция Корнелия Суллу на совершенно бессмысленные и очень трудные завоевания, которые не приносят пользы и не могут ее принести. Он делает это не из расчета, а из внутреннего желания. Это то же самое, что толкало Жанну д'Арк на освобождение Франции от англичан или Гуса на освобождение Церкви от католических извращений, введенных папизмом, а именно индульгенций и безграмотных священников, что имело место в том страшном XIV веке. И он, и она заплатили за это сожжением на костре, настолько сильная у них была внутренняя энергия. Все это я подробно изложил начиная с 1973 года, когда мне исполнилось 70 лет, в своей книжке "Этногенез и биосфера Земли"." http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article58.htm

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Gerhard: Guten Tag Viktor, ich glaube, Leidenschaft ist viel zu hoch gegriffen. Die Menschen hatten um 1760 keine Vorstellung, was sie in Russland erwartet. Auch die Weite des Landes war ihnen unbekannt. Hauptzugmittel war die kostenlose Reise bei voller Verpflegung. Damit war den Menschen das Stueck Sicherheit gegeben, was sie in dieser Zeit brauchten. Sie wollten auch arbeiten, um sich zu ernaeren, aber die Unterstuetzung beim Start brachte ihnen das Vertrauen auf die russische Zarin, dass sie auch spaeter fuer ihre Kolonisten da sei. Erst als sie an der Wolga waren, erkannten sie, dass sie nicht so einfach weglaufen koennen. Jetzt mussten sie sich dort das Leben einrichten. Herzlicher Gruss Gerhard

Viktor : Guten Tag Gerhard, „Die Menschen hatten um 1760 keine Vorstellung, was sie in Russland erwartet. „ - Ich bin nicht einverstanden mit dieser Aussage. Die Übersiedler, die den Вызыватели geglaubt hatten, die hatten eine genau Vorstellung – in Russland( an der Wolga) ist es wie in Italien. Und vom Reichtum in Russland konnte man sich eine Vorstellung nach der Höhe des Tagegelds, welches ihnen ausbezahlt wurden, machen. "Hauptzugmittel war die kostenlose Reise bei voller Verpflegung. " - Nicht mehr als nur ein Werkzeug. Но мало для мотивации для такого радикального решения поехать со своей семьёй в неизвестное. Я бы вообще не о пассионарности говорил, а только о мотивах. Пассионарность это что то другое, ради пассионарности жизнь готовы отдать, а тут только у каждого был момент и он хотел свою давнюю мечту воплотить. Кто то хотел наконец стать хозяином большого участока земли, а кто вообще заиметь свой участок земли. А какая то молодая женщина видела сильных целеустремлённых мужчин и присоединилась с целью стать женой одного из них...... Mit Ihrem letzten Satz bin ich einverstanden. Ganz andere Sache was an der Wolga sie erwartet hatte. Ein freundlichen Gruß Viktor

karl: http://www.rd-zeitung.de/nachrichten/peters.htm 7. Пассионарность как характеристика поведения - эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели. 8. Пассионарность как энергия - избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта самосохранения и определяющий способность к сверхнапряжению. Интересно почитать статью. Но меня заинтересовал вариант объяснения "мотивов" переселения - избыток биохимической энергии живого вещества. Автор повторяет Гумилёва. А кроме как у Гумилёва, у наших немецких авторов в современной науке, встречаются такие объяснения? У спортсменов есть получения избытка биохимической энергии через допинг, у наркоманов есть ... малые дозы алкоголя вроде тоже помогают, сам испытал....Но у наших переселенцев из 18 века? А в Германию в 20 лет назад тоже переселялись с избытком энергии?


Nic: karl пишет: Но у наших переселенцев из 18 века? А в Германию в 20 лет назад тоже переселялись с избытком энергии? Естественно.

karl: Nic , А какой энергии при переезде в Германию было в избытке? а статью Вы прочитали? Можно с автором согласиться?

Nic: karl Статью прочитал. Гумилёва тоже. Слишком много букв.

karl: Nic, про статью Б.Д. Петерса, сразу же настораживает "советский" подход по источникам: "3. В создании и развитии науки этнологии участвовали многие учёные. Внесли свой вклад В.И. Вернадский, С.М. Широкогоров, В. Анучин, В. Козлов, М.И. Артамонов, Ю.В. Бромлей, К.П. Иванов, Л.С. Берг, Ю.К. Ефремов." Все из одного дома и не немецкого. До такой однобокости я не опускался даже в студенческие годы когда читал (для экзамена) книги по таким предметам как "Истоический материализм", "Полит экономика", "Научный коммунизм"... Обязательно ещё читал в этих книгах в конце каждой главы ещё "критику соответствующих буржуазных теорий". А статья из 1994 года! А тут автор приводит для такой куцей статьи сколько авторов и все из одного дома. Очень однобоко. По всей видимости рефлексы эпохи ссср ещё действуют или его "персонлихе этногенез" уже перешёл к этапу завершения.... А на Гумилёва мода даже какая то у всех в России. Гумелёв певец азиатских кочевников, со склонностью , обычной для теоретиков "Евразии" к вульгаризации. Вводит термин, который больше подходит к медицине и этот термин определяет всю его теорию - "избыток био-химическая энергии", что то типа допинга. Осталось определить допинг и создавать пассионариев которые бы модифицировали по усмотрению их создателей окружающую действительность. (марксизм тоже был на просторах евразии вульгаризирован до бандитской теории и практики, ленинизм и сталинизм). Гемилёва, не изучал, только прочитал поверхностно, но осуждаю .....использовать к объяснению всяких вопросов "российских немцев". Мой инстинкт уже отвергает его, а если до анализа ..., то.... Гумилёв в своих этногенезе народов имеет два шверпункта: кочевников азиатских степей ("Ордынцев") и хазар. Актуальные моменты для СССР. А немцы имели особой статус. Типа инъекция рациональности в хаос этой степи, Вот этот особый статус российских немцев в Евразийских степях, в нескольких предложениях, только в категориях нашего европейского, немецкого философа Освальда Шпенглера, через пару дней (будет больше времени) попробую объяснить ход моих мыслей.(*) Интересное объяснение с "ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ" автора Б.Д. Петерса почему выселенные немцы покидали холодный север, "....Это же вызвало после снятия российских немцев со спецучёта, переезд многих из них из лесной северной местности в казахстанские и алтайские целинные степи и даже в пустынные степи юга Казахстана и Узбекистана." А у Петерса согласно евразийским теориям немцы стали степняками и потянулись кочевать в Казахстанские степи. Просто и по научному, по Гумилёву. Немцы степняки. Юг Казахстана и Киргизии это больше вообще то для горцев, ну да ладно....И ничего про то, что в Казахстане из за тамошних жителей обстановка была для немцев не совсем такой враждебной, да и вообще при советской власти "Ташкент город хлебный"... * Ник, если есть у тебя время и желание, то можешь оппонировать, рекомендую: http://www.zeno.org/Philosophie/M/Spengler,+Oswald/Der+Mensch+und+die+Technik.+Beitrag+zu+einer+Philosophie+des+Lebens

Генрих: karl , Признавайся, прокопался к Гумилёву или автору статьи или таким пассажам из статьи: "Кроме того, в российском немецком народе существуют такие консорции, как трудармейцы, спецпереселенцы - это большие группы людей, объединенных общей исторической судьбой, а также репатрианты, целинники, сегодня на наших глазах возникает в нашем народе новая консорция - переселенцы, жители компактных, зачастую контейнерных, посёлков Поволжья и Украины." Между прочим, кто его знает, может из контейнерной консорции и вышел бы новый народ, контейнерные немцы. Этногенез процесс сложный, но общие условия окружающей среди уже есть, контейнерные.

karl: Генрих, я там написал уже только советский подход к теме. А больше ничего. Осмысливать ситуацию надо, осмысливать во всех аспектах, но только не через теории предложенные автором статьи. К Гумилёву не прикапываюсь, он мне до лампочки, в моё поле зрение попал только потому что носятся с ним в России как раньше носились с ленинизмом, втыкая его куда попало, а главное пытаются объяснить судьбу немцев колонистов в России.

karl: Хороший пункт в статье Петерса. И без агроинститутов и прочих сельхозотделов при обкомах : 9. Никто еще не сделал полный анализ, не написал историю развития производительных сил российского немецкого народа. Нам известны пока только отдельные факты этой истории: превращение громадных степных пространств в плодородные нивы, развитие товарного зернового хозяйства, внедрение железного усовершенствованного плуга, многих сельскохозяйственных машин, строительство громадных для своего времени паровых мельниц, производство сарпинки, растительных масел, горчицы, та6ака, тонкорунное овцеводство, выведение высокопродуктивной красной степной породы коров, разработка уникальной системы выращивания зерновых в условиях сухой степи, вывезенная нашими предками с Волги в Канаду и, вернувшаяся, затем в СССР во время освоения целины под названием канадской системы.

Viktor : karl, Читайте мой первый пост, вот этот абзац: "Как бы ни относиться к идеям Л. Гумилева, именно они, на мой взгляд, позволяют прояснить многие обстоятельства формирования и развития этноса российских немцев. По утверждению учёного, к XVIII веку большинство западноевропейских народов окончательно миновало фазу, когда развитие общества определялось пассионария-ми, то есть людьми с избыточной биохимической энергией, использу-ющими её для целенаправленного изменения окружающей среды, способными к сверхнапряжению и жертвенности. Становясь "лишни-ми", они уезжали из Европы в заморские колонии, а также в другие страны." По Гумилёву пассионарий в Европе уже нет к этому времени, там только часть людей "лишние" вот эти лишние и переселялись в Америку или Восточную Европу. Может нет пассионариев и нельзя искать в теории Гумилёва аналогии для переселившихся немцев? И вообще, тут небольшая цузамменфасунг теории этногенеза Гумилёва, там вообще в этой теории северо-европейцев мало, ну только германны-готы упоминаются и германны-викинги, но только как переселенцы в какие то другие, не северо-европейские районы. И гипотезу "биохимическую энергию" я бы не очень критиковал - энергия человека определяется наличием тех или иных гормонов у него, а наличие гормонов генетикой конкретного человека, а дух, в смысле ментальной установки, может только усилить/ослабить данную генетикой энергию. Биохимия. Гумилёв просто выражался в терминах начала 20 века. У Шпенглера тоже есть такое понятие Lebensenergie (Vitalität) народов, может Гумилёв просто это понятие перенял и назвал по другому?

Viktor : Nic, "Гумилёва тоже. Слишком много букв." Вон Карл утверждает, что ещё со студенческих времён, изучает всякие теории только по критике на них. Времени меньше затрачивается, букв значительно меньше. Вот тут критика на теорию Гумилёва. Из этой статьи: "В XI веке европейское рыцарство и буржуазия под знаменем римской церкви начали первую колониальную экспансию — крестовые походы» (6, 16), И хотя рыцари завоевали на время Иерусалим и Константинополь, главным направлением «колониальной экспансии» оказалась, как думает Гумилев, Русь. Наступление шло из Прибалтики, «она являлась плацдармом для всего европейского рыцарства и богатого Ганзейского союза северонемецких городов. Силы агрессоров были неисчерпаемы» (там же,). «Защита самостоятельности государственной, идеологической, бытовой и даже творческой означала войну с агрессией Запада...» (6, 17). «Русь совершенно реально могла превратиться в колонию, зависимую территорию Западной Европы... наши предки в Великороссии могли оказаться в положении угнетенной этнической массы без духовных вождей, подобно украинцам и белорусам в Польше. Вполне могли, один шаг оставался» (7, 36). Но «тут в положении, казавшемся безнадежным, проявился страстный до жертвенности гений {князя} Александра Невского. За помощь, оказанную {хану} Батыю, он потребовал и получил {татаро-монгольскую} помощь против немцев и германофилов... Католическая агрессия захлебнулась» (6, 16, 17). Вот такая история. Татаро-монголы, огнем и мечом покорившие Русь, разорившие ее непомерной и унизительной данью, которую платила она на протяжении многих столетий, оставившие после себя пустыню и продавшие в рабство цвет русской молодежи, вдруг оказываются в пылу гумилевской полемики ангелами-хранителями русской государственности от злодейской Европы. Сведенная в краткую формулу российская история XIII—XIV веков выглядит, по Гумилеву, так: когда «Западная Европа набрала силу и стала рассматривать Русь как очередной объект колонизации.., рыцарям и негоциантам помешали монголы» (3, 205). Какой же здесь может быть разговор об «иге»"? Что за иго, когда «Великороссия... добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя» (3, 204)1 Какое иго, когда на основе этого добровольного объединения возник «этнический симбиоз» Руси с народами Великой степи — от Волги до Тихого океана и из этого «симбиоза» как раз и родился великорусский этнос: «смесь славян, yгро-финнов, аланов и тюрков слилась в великорусской национальности» (5, 66)? Как я понял из Вашего аватора, Вы живёте в Москве. Можете подтвердить что московский микрокосмос (мини-цивилизация) есть некий симбиоз русско-православного, ордынского и хазарского симбиоза, так вроде утверждает Гумилёв. Остались ещё следы от "немецкой слободы" ? Или наверное это был случайный эпизод в истории, а не плодотворный "русско-немецкий" симбиоз?

Nic: Viktor пишет: Можете подтвердить что московский микрокосмос (мини-цивилизация) есть некий симбиоз русско-православного, ордынского и хазарского симбиоза, так вроде утверждает Гумилёв Ни в коем ради. Никакого симбиоза не наблюдаю. Люди живут и общаются кланами, кварталами, китайцы с узбеками и кавказцами никак не смешиваются. Православные аналогично. Пересечение есть только в конфликтах. Лучше всего написано об этом вот здесь. От Немецкой слободы мало чего осталось: Лефортовское кладбище (переименнованное во Введенское) и несколько домов. Если не знать их историю - дома и дома. Никакого симбиоза в Немецкой слободе никогда не было, ни в Петровские времена, ни сейчас.

Viktor : Nic , а симбиоз это не смешивание. Употребляя термин «этнический симбиоз», думаю Гумилёв не подразумевал смешивание. Симбиоз это взаимозависимость и взаимопомощь биологических видов в достижении каких либо целей или даже возможности выжить. В википедии так определяется: симбиоз Результатом симбиоза есть Синергия, многократное повышение эффекта действий чем по отдельности. Гумилёв применил этот термин к человеческому обществу. В политике тоже этот приём часто встречается, но называется по другому. В политике вообще всё лицемерие, применяемые там термины не отражают суть процессов. И даже в личных отношениях встречается симбиоз.

Nic: Viktor пишет: «этнический симбиоз» Я не знаю, что имеет ввиду Гумилёв, поскольку симбиоз наций и народов был во все времена. Ну симбиоз, ну синергия, это ведь очевидно, как "масло масляное".

Viktor : Nic, частично симбиоз отражается и на разделении профессиональной деятельности разных народов. Вот разъяснение понятия по Гумилёву. http://gumilevica.kulichki.net/faqs/faqs06.htm#Q2 Приведённый Карлом пунк 9 из статьи Петерс тоже разделение по профессиональной деятельности между русскими и немцами колонистами. Мысль автор типа каким успешным был симбиоз (сотрудничество...).

Viktor : Nic , Ну симбиоз, ну синергия, это ведь очевидно, как "масло масляное". не правильно. Симбиоз это инструмент (технология), а синерги это результат (продукт) от применения этого инструмента.

karl: Viktor , Разные народы вступают не только в симбиоз, куда больше история формируется через конфликты народов и цивилизаций.

karl: Займусь небольшой вульгаризацией представлений Шпенглера о человеческих цивилизациях и для дальнейших мыслей по интересующему меня вопросу «причины появления немцев колонистов в России и их статус в России с позиции теории Цивилизаций Шпенглера» несколько базовых понятий этой теории. Историю человечества Шпенглер не рассматривает с точки зрения общей картины древний мир-средневековье-новая история. Он делит всё историю человечества на 9 цивилизаций(*). Каждая цивилизация имеет свои этапы развития и т.д. Некоторые цивилизации существуют во времени одновременно и взаимо-влияют друг на друга. Конкурируют. Для нас релевантны из этих 9 цевилизаций две цивилизации 1.Abendländische Kultur: seit 900 n.Chr. in Westeuropa, später auch Nordamerika. Известная ещё нам как Западная цивилизация. Свой отчёт ведёт с эпохи правления Каролингов. 2 русская цивилизация . Он её даже не называет цивилизацией, он дифинирует её как «Kultur-Organismus“ настолько она не однозначна, но предсказывает ей или таким типам цивилизации большое будущее в 3 тысячилетии. Тогда как Абендланду он предсказывает закат. Но для нашего вопроса закат не релевант и я не затрагиваю предсказания Шпенглера, которые вообще то очень аргументированы и настоящее время их подтверждает. * По рассмотрению другого западного филосова истории Арнольда Тойнби историю человечества можно разделить на 21 цивилизаций. Тойнби Есть и другие учёные рассматривающие историю человечества как цепь последовательно или параллельно существующих во времени отдельных цивилизаций. Имя одного из них на ветке и в работах по истории российских немцев авторов Дизендорфа и Петерса появлялось — Л. Гумилёв. Из актуальных историографов надо назвать последователя Шпенглера , недавно умершего Samuel P. Huntington и его « Kampf der Kulturen“

karl: (Это только не большая моя вульгаризация Шпенглера в стиле вульгаризации Гумилёва Петерсом. Только те понятия которые нужны для объявленного выше рассмотрения роли и статуса колонистов Поволжья в России) Каждая цивилизация имеет свою душу, цели, идеалы.....которые в ней рождаются и её определяют. Последние 1000 лет развитие человечества определялось Западной Культурой. Abendland. Для описания Abendländische Kultur, Шпенглер вводит такие понятия: Faustischen Mensch, ist gewaltig ins Unendliche strebend, historisch denkend, dynamisch - от доктора Фауста (*) Этот фаустише менш всегда стремиться не только создать то что надо, некий минимум для Dasein, он стремиться к Mehr-Werden, Überwältigen-Wollen, strebt nach Herrschaft. Die faustische Kultur. Особо это проявляется в Faustische Maschinenkultur. Создавая машины которые облегчают труд и тем самым дают ему время для отдыха и наслаждений, фаустише менш не успокаивается в своём стремлении господства над природой он не довольствует достигнутым и создаёт всё новые машины и новую технику. Под техникой Шпенглер понимает не только продукт типа машины, а техника у него всё то что помогает человеку над его стремлением господствовать над природой или другими людьми. Только через экономические понятия типа марксизма абендлендише культур не возможно понять. Через развитую технику абендлендише Культур стала господствовать над другими Культурами. Взаимоотношений цивилизаций. Все народы Шпенглер делит на фаустише народы и «цветные» народы», то что сегодня называется третий мир. Их отличие в том, что фаустише меншен могут создавать технику (технику не только в смысле машин, а всё что помогает стремиться человеку к господству над природой), а цветные не могут (в философском смысле), они могут только перенимать эту технику и использовать эту технику. Но они будут и используют её не только для стремления господства над природой, но и применять против Абендланда. Во главе "цветных народов" стоит русская цивилизация (Евразия) и японская цивилизация. (Китайскую Шпенглер не дооценил) Через контакты и обмен людьми между собой цивилизации могут преобразовываться (метаморфировать). Русской Kultur-Organismus Пётр-1, по Шпенглеру, предпринял преобразовать по западному образцу, но то что получилось это продолжающаяся до сих пор Pseudomorphose (20-е годы). * Goethes Faust



полная версия страницы