Форум » Страницы истории » Дифференциация российских немцев » Ответить

Дифференциация российских немцев

Генрих: действие вызывает противодействие. Не только в физике, в человеческом обществе тоже. Под действием нагрузки в зависимости от внутренних свойств субъекта/объекта или случайных внешних факторов что то ломается, что то сохраняется, а что то даже упрочняется. Репрессии российских немцев советского строя, постоянное стремление ассимилировать российских немцев вызывало противодействие у них. Помещаю несколько страниц из книги известного эксперта по истории российских немцев, доктора Кригера. Детали о книги можно взять здесь: [url=http://wolgadeutschen.borda.ru/?1-9-0-00000007-000-0-0]http://wolgadeutschen.borda.ru/?1-9-0-00000007-000-0-0[/a] Я предлагаю только одну тему из многих тем по истории российских немцев затронутых в книги - дифференциацию российских немцев по степени их ассимиляции, данную в одной из статьей этой книги. --------------------------- В книге можно найти и другие интересные темы исторического характера или очерки некоторых характерных судьб российских немцев. А моя жена нашла совсем сентиментальное. Прочитала биографию Эдмунд Давидовича Кригера, её доцента в Джамбульском Технологическом Институте, которого она до сих пор помнит. Ещё бы не помнить: в конце 70-х она их далёкой деревни без связей и блата приехала поступать в этот институт. Иногда немочкам удавалось поступить в институт. Первый экзамен по физике, хоть она и была медалистка, но пошла с дрожью на приёмный экзамен, после первого экзамена половина отсеивалось. Взяла билет, полчаса готовилась потом пошла сдавать физику к какому то солидному, строгому на вид экзаменатору. Экзаменатор взял её Зачётный лист, прочитал её имя, посмотрел пристально на неё, потом мельком посмотрел листки с ответами на билет, задал какой то вопрос, но даже не стал слушать ответ. Поставил в Зачётный лист размашисто отлично, протянул рядом сидящему второму экзаменатору тоже для подписи. Тот не спрашивая сразу тоже подписал. Физика была позади! Но как оказалось потом этот экзаменатор стал преподавать ей физику. Потом на сессии чтобы получить пятёрку надо было очень очень стараться и ей всегда казалось что он был более требовательным к ней чем к другим. Но это наверное только казалось. Экзаменатора звали Эдмунд Давидович Кригер. Потом в 82-м она ещё прослушала у его сына Виктора курс лекций по экономике предприятия.

Ответов - 13 новых

Генрих:

Генрих:

Генрих:


Генрих:

Генрих:

Генрих: Можно ли согласиться с дифференциацией российских немцев в позднем советском периоде сделанное автором этой книги ? оппозиционеры, традиционалисты, интегратисты, ассимилянты ?

karl: Генрих, Условно можно согласиться для периода 60-70 годов. В 80-90 годах трудно было уже установить у части " традиционалистов" традиционалисты они или уже "ассимилянты" . Группа "интегрированные" что то искусственное, выдумка автора. По приведённым автором примерам: библиотекарша, обычно без высшего образования, в какой то районной русской библиотеке это "интегратистка"(?), а директор совхоза , каждый день находящийся и напрямую работающий с райкомом, проводник райкомовской политики ассимиляции "традиционалист". Всё очень условно и швимиг. И так далее. Между прочим в районе в котором я жил один директор школы и главврач районной больницы выехали ещё в 88году. Как тогда полагалось с шумом и с рассмотрением своих дел в бюро райкома, кто они "интегристы", которые боялись своей плохой "конкурентоспособности и языковой некомпетентности" в ФРГ ? Вообще это авторское утверждение: "эти советские интеллигенты оценивали достаточно реалистически свою конкурентоспособность и языковую компетенцию на рынке труда ФРГ, поэтому призывы к восстановлению АССР НП нашли среди них наибольший отклик." не выдерживает никакой критики. В 88 году уже каждый немец знал, что там в ФРГ полагающиеся пособия больше зарплаты любого советского "интегриста" и жильё дают сразу. А вот в предполагаемой АССР НП и место работы "интегриста" и жильё будут непреодолимой проблемой. У "интегристов" были другие проблемы, а вот как будут в ФРГ относиться к ним партийным или одну знакомую интегристку всё мучила проблема, ну хорошо там лучше жить, но там же реваншисты у власти, как они будут к нам, бывшим партийцам, относиться. Вот подобная советская промывка мозгов мешала "интегристам". Или "интегристы" были уже как и "ассимилянты" родственно связаны не с немцами, житьё вдали от немцев требовал свой трибут. На то они и были "интегристы" что впитали в себя уже основы советской пропаганды и её атрибуты.

karl: http://www.sgu.ru/files/nodes/9738/14.pdf В истории и судьбе немцев России в ХХ веке национальная политика госу- дарства сыграла разрушительную роль. В советский период национальная идентичность российских немцев, предполагающая наличие исторических, хо- зяйственных, этногеографических, религиозных, культурных, лингвистических и других традиций, оказалась прерванной. Последствиями этого стало измене- ние структуры их включенности в экономическую, политическую, культурную сферу государства, миграционные процессы, смена этнического окружения.

михель: http://demoscope.ru/weekly/2006/0243/analit03.php попробовал сопоставить способность к интеграции в германское общество с типами из статьи Кригера, но ничего не получается. Пример из статьи Савоскула: Третья группа - поздние переселенцы, испытывающие кризис этнической идентификации, они не считают себя русскими в полной мере, но и не могут ощущать себя немцами. Большая их часть не интегрировалась в принимающее общество, не прошла адаптацию, создавая замкнутые структуры, как это показано в концепции фрагментарного, разделенного общества (рис. 1). В подавляющем большинстве значительная часть представителей этой группы - выходцы из сельской местности, Но это как раз и есть традиционалисты из немецких деревень, но автор находит что они наименее интегрируемые! Или интегратисты и ассимилянты и тут быстро устраиваются: Вторая группа - поздние переселенцы, считающие себя российскими немцами, людьми, принадлежащими к двум культурам одновременно. Среди этой группы много людей с высшим образованием. Обычно это - молодые и среднего возраста жители больших городов, которые в бывшем СССР не жили в моноэтничной среде российских немцев.

Vkrieger: Собственно данныое разделение довольно условное, уваж. Karl. И можно любую группу населения по другим социальным и пр. признакам классифицировать. Главное, даст ли нам эта классификация что-то новое в понимании тех или иных процессов, будет ли реальность лучше описана. Границы групп довольно текучи, и четкого водораздела между ними конечно нет. Все зависит от критериев. У меня основным было - каким образом, какие стратегии адаптации к советской действительности и почему выбирают мои земляки. karl пишет: Группа "интегрированные" что то искусственное, выдумка автора. По приведённым автором примерам: библиотекарша, обычно без высшего образования, в какой то районной русской библиотеке это "интегратистка"(?), а директор совхоза , каждый день находящийся и напрямую работающий с райкомом, проводник райкомовской политики ассимиляции "традиционалист". Ну, выдумка- не выдумка, но отражает в какой-то мере реальность. Библиотекарь библиотекарю рознь, можно хотеть эмигрировать и в то же время работать библиотекаршей в селе. А если человек учился на библиотекаря или смежно в институте и работает в республиканской библиотеке, живя в Алма-Ате или в Новосибирске (ГПНТБ - хорошее было место, сколько времения я там провел!!!), то это несколько другой коленкор. И директо-директору или председатель-председателю рознь. Взять Якова Геринга, одного из самых известных председателей колхоза в стране - разумеется, он не был диссидентом. Но вот назвать его ассимилированным или безнациональным или дубовым коммунягой язык не поворачивается. karl пишет: Вообще это авторское утверждение: "эти советские интеллигенты оценивали достаточно реалистически свою конкурентоспособность и языковую компетенцию на рынке труда ФРГ, поэтому призывы к восстановлению АССР НП нашли среди них наибольший отклик." не выдерживает никакой критики. В 88 году уже каждый немец знал, что там в ФРГ полагающиеся пособия больше зарплаты любого советского "интегриста" и жильё дают сразу. А вот в предполагаемой АССР НП и место работы "интегриста" и жильё будут непреодолимой проблемой. Вы опять упрощаете. Что аспиранту жить в общежитии в Алма-Ате, что в общежитии в г. Марксштадт с точки зрения жилья - бара-бер. Главное для него - это перспектива. С другой стороны знаю много людей, особенно из гуманитарной сферы, которые остались бы лучше работать в стесненных материальных условиях в новом Немецком государственном университете, чем сидеть на социале в Регенсбурге или Лейпциге, или переучиваться на "Krankenpfleger" или "Industriekaufmann".

karl: Vkrieger, И можно любую группу населения по другим социальным и пр. признакам классифицировать Конечно много условного, но реальности Ваша классификация соответствует. Не скромничайте, Ваше профессиональное чувство историка уж подсказало Вам, как надо классифицировать этих немцев в СССР, по фундаментальным признакам, согласно результатам политики нашей партии. А вот интегратисты это у Вас искусственная конструкция, что то похоже на алиби для определённой категории ассимилянтов. Хотя все кто получил образование и остался где нибуть в городе, а не "немецком" колхозе уже через десяток лет становились "ассимилянтами". Я сам , живя в городе, с каждым годом становился всё больше ассимилянтом, этаким виртуальным немцем. Между прочим через пару домов от меня живёт бывший директор средней школы из совхоза у Геринга , мужику за восемьдесят, прошёл заключения, мудрый мужик, говорили мы с ним и о директоре Геринге, его мотивах и даже системе мелиорации этого совхоза.... Я достаточно хорошо информирован не из газет. Мог быть член ЦК КПСС Казахстана, всякий депутат.....традиционалистом ? "которые остались бы лучше работать в стесненных материальных условиях в новом Немецком государственном университете," Ну это наверное были уже не интегратисты , это больше из медицинской области, республики нет и не предвидется, но они готовы ждать место в Немецком государственном университете. Интересно, а где бы построили такой университет, не в Капустном Яре ли или как там назывался полигон? "знаю много людей, особенно из гуманитарной сферы" я бы сказал, если ребята стали "Krankenpfleger" или "Industriekaufmann", так это карьера, куда полезней и благородней чем быть каким то активным распространителем всяких ленинско-сталинских учений. Будет что и внукам рассказать, а так пришлось бы перед внуками скрывать. А вообще смотря какие гуманитарии, рядом со мной живут суппруги музыканты, так устроились по своей музыкальной линии, позавидовать можно .

Viktor : Сохранение культуры российских немцев (1941 – 2000-е гг.) (на примере Красноярского края) http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2008Leiman.htm

Генрих: методы «защиты» и «сопротивления» российских немцев для сохранения своей идентичности глазами российского историка: http://www.sgu.ru/files/nodes/9738/14.pdf



полная версия страницы