Форум » Страницы истории » Я Дитц "Жизнь и характер, нравы и обычаи колонистов" » Ответить

Я Дитц "Жизнь и характер, нравы и обычаи колонистов"

Генрих: Жизнь и характер, нравы и обычаи колонистов. http://wolgadeutsche.net/bibliothek/Dietz.php

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

Генрих:

Генрих:

Генрих:


Генрих:

Генрих:

Генрих:

Генрих:

Генрих:

Генрих:

Генрих:

Генрих: Прочитав эту главу из замечательной книги Я. Дитц , я вспомнил что ещё в 70-х годах потомки выселенных в 30 или 40 гг в Казахстан колонистов придерживались некоторых описанных обычаев или традиций.

Студент: Читаем у Дитца: С грустью приходится признать, что пренебрежительное отношение германцев к колонистам имеет основания. Колонисты, действительно, некультурны, нравы их грубы и суровы. В отношении к колонистам современника, писателя Лажечникова, пренебрижительного отношения не просматривается. Скорее наоборот. Он пишет: "В 1822 г. возвращался я в Пензу из Саратовской губернии, куда послан был визитатором тамошних училищ. В голове и сердце моем толпились еще свежие, отрадные воспоминания о Сарепте{421} и вообще о колониях тамошнего края, попадавшихся мне в пути. Везде видел я поля, прекрасно обработанные, леса, не только сбереженные, но и выхоленные, опрятность в домах, храмы божий и училища в каждой колонии, грамотность, ремесленность, сильно развитую, трудолюбие, строгую нравственность в семействах. Едешь на почтовых, сейчас угадаешь, кто тебя везет, колонист или русский мужичок. У первого лошади сыты и сбережены, сбруя на них кожаная, хорошо смазана; сам возчик в чистом, крепком кафтане, едет доброй, законной рысью, которую не прибавит ни за угрозы, ни за деньги. У другого лошади сбиты, иногда в язвах, по которым он, для поощрения своего живота, а иногда для собственной потехи, метко бьет кнутом; сбруя в узлах; иногда он едет так тихо, как будто ждет русского словца с подзатыльником, или за водку готов уморить лошадей. В колониях на праздник слышны духовные песни, стариков и молодых застаешь за чтением священных книг, на вечеринках соблюдается приличие;" Весь текст здесь http://az.lib.ru/l/lazhechnikow_i_i/text_0070.shtml

Генрих: Студент , по поводу высказывания нашего замечательного писателя Дитца: С грустью приходится признать, что пренебрежительное отношение германцев к колонистам имеет основания..... всё надо оценивать и аузвертен только в определённых/разных шкалах измерений. Или как говорили советские идеологи диалектически (сами не понимая суть этого термина, ну ...с ними, советскими идеологами), вернёмся к нашим: Даже внутри однородной группы потомков выселенных колонистов наблюдался "скепсис" одних групп по отношению к другим. Вырос в деревне, где 70% населения были немцы, основная масса раскулаченные ещё в 30-х годах. Самый заметный клан представляли "франгера" из колонии Франк, потом шли другие по численности и "статусу" в деревне. Не знаю какие были отношения между "франгара" и допустим "кольбовцами" там, на Волге, но ещё в 60-х и 70-х чувствовалась некоторая уберхеблихкайт франгеров по отношению к другим выселенным группам. А к 70-м развилась новая уберхеблихкайт жителей центрального поселения совхоза по отношению к периферийным отделениям совхоза. Короче, это всё есть по моему элементы нормального присущего особенно немцам глубинного консерватизма. Ну а про "скепсис" моего тестя, "одесского немца" по отношению к "волжским немцам" ещё в 80-х, до сих пор любит с юмором вспоминать моя жена. Рациональные причины "скепсиса" в разговорах с тестем так и не смог определить, но любимым зятем всё таки стал. Конечно германцы, сравнивая себя с адаптированными к новым значительно более жёстким климатическим и социальным условиям волжскими колонистами, замечая у них элементы культуры перенятые от окружающего населения (допустим уже с одежды), могли "скептически" смотреть на поволжских немцев. Нормальный присущий любой группе консерватизм.

Nic: Генрих Именно уберхеблихкайт, который Вы сумели увидеть и является большой немецкой проблемой, в независимости от ареала их проживания. Именно этот уберхеблихкайт и стал тем чувством, на котором блестяще сыграл тов. А. Шикльгрубер. Именно уберхеблихкайт сделал всё, чтобы немцы не объединялись для восстановления Немповолжья после ВОВ-2.

Генрих: Nic, Немецкая "уберхеблихкайт" (точнее скепсис по отношению к другим) есть не больше чем известный немецкий консерватизм. Природа его в немецкой рациональности поведения, степень его умеренная и не сравнима с "уберхеблихкайт" некоторых других "избранных" народов, "уберхеблихкайт" которых основана на их вероисповедания. И как "уберхеблихкайт" поволжских немцев повлияла на их судьбу после 2МВ, ну или возмём сразу и голодомор 20-х, 30-х, ..... ?

Nic: Генрих Скептис или консерватизм граничит с костностью мышления (ср. "тупой служака") в отсутствии гибкости, т.е. невозможности даже рассматривать что-то новое (Ведь орднунг превыше всего!) приводил к невозможности договариваться, когда это действительно было нужно. Договариваться - это дальновидно видеть решение проблемы не только на сегодняшний день, но и для предков.

Студент: Генрих, Большая часть описанной у Дитца материи, касается правового статуса колонистов. В разное время права и обязанности колонистов претерпевали изменения, но главное содержание долго оставалось неизменным. Обратимся к документу 1857 года который называется "Устав о колониях иностранцев в Империи". Обладая силой законодательного акта, этот документ почти полностью определяет права и обязанности колонистов. Являясь типичным примером специального законодательства, распространяющегося только на чётко установленный круг лиц, "Устав" делает для колонистов изъятия из действующего уголовного, гражданского и административного права. Устав относит колонистов Поволжья к иностранным поселенцам (Статья 2). Следовательно, несколько поколений российских немцев родившихся и выросших в России - по-прежнему остаются иностранцами. Поскольку колонии размещены на гос. землях, то главное ведомство для повожских немцев - Министерство Гос. Имуществ. Земля дана колонистам лишь в общее пользование и никогда не может стать собственностью одного из них либо небольшой группы. В ст. 159 Устава закреплена вечная общественная земельная собственность. Неотчуждаемость земли гарантирована, она не может быть продана, переуступлена, сдана в аренду (ст. 160). Колонистам не возбраняется приобретать земельные участки в собственность у частных лиц. На территориях колоний за колонистами признаётся исключительное право на строительство и эксплуатацию мельниц (ст. 161 - 165). Устав идёт по пути дальнейшего ограничения права на свободное передвижение. Оно регламентировано в специальном разделе "Об отлучках колонистов внутри Империи". Краткосрочное оставление колониии (выезд в какое-либо селение по любой причине) возможно лишь при наличии специального "билета" выданного Головой. При длительной отлучке, после получения от местных начальников разрешения к увольнению, Саратовская контора выдаёт колонисту паспорт и отбирает у него письменное обязательство о возвращении в колонию к установленному сроку (ст. 424). Статья 400 запрещает пребывание ("на немалое время") в колониях всех посторонних не имеющих нужных документов ("письменных видов"). При обнаружении неизвестных, подозрительных и беглых лиц, надлежит принимать меры к розыску, задержанию и доставлению таковых к Головам и Шульцам (ст.401). В ст. 407 - 410 предусмотрены обязательные меры для предотвращения эпидемий. Ст. 411 регулирует контроль за соблюдением исправности мер и весов. Ст. 468 устанавливает исключение из общества "колонистов развратного поведения" по мирскому приговору. Данный приговор считается законным, если за него высказались две трети (квалифицированное большинство) старейшин семейств селения. Окончательным приговор может считаться после одобрения местным начальством. Исключённый, по сути, выдворяется за пределы государства, дав письменное обязательство о невозвращении в Россию. Все расходы по высылке ложатся на общину. Интересная норма содержится в ст. 467. Фактически особый состав правонарушения, где колонист выступает специальным субъектом "явного нерадения к земледелию", "беспорядка в хозяйстве" или "растройства оного по пянству, ленности или развратной жизни". За санкцией Устав отсылает к другому закону, статье 315 Уложения о наказаниях.

Nic: Студент В сети где-нибудь выложен этот Устав?

Генрих: Студент , Являясь типичным примером специального законодательства, распространяющегося только на чётко установленный круг лиц, то есть законодательно определяла некую "автономию" (а данном случае автономия=отличие от других, окружающих)

Студент: Nic, в сети встречать не доводилось, может быть надо просто хорошенько поискать. В оригинале документ был опубликован в "Своде законов Российской Империи", издание 1857 года, том 12, часть 2. Извлечения из Устава опубликовано в сборнике "История российских немцев в документах (1763-1992)" составители А.В. Ауман, В.Г. Чеботарёва. Москва 1993 год.



полная версия страницы