Форум » Репрессии. Раскулачивание. Депортация и трудармия » 28 августа 1941 года - кто виноват? » Ответить

28 августа 1941 года - кто виноват?

Aлександер: Мне хотелось бы узнать мнения по поводу депортации немцев 28.08.1941. Что думаете вы если посмотреть на тот факт что до самой депортации т.е. почти 180 лет после приезда в Россию 1.Мало кто умел говорить по русский 2.Очень маленький был контакт с местным (русским) населением. И как говорили в 19 веке Немцы в Поволжье были как государство в государстве. Если верить историкам то эти и другие факты отличали Немцев в России от например тех же немцев но переехавших в Америку или Аргентину. Может и в правду наши деды были чужаками и сними поступили как с военно- пленными?

Ответов - 207, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

spack: Aлександер пишет: цитатаМожет и в правду наши деды были чужаками и сними поступили как с военно- пленными? Похоже Вы знакомы с историей российских немцев поверхностно. Я думаю, постановка вопроса в такой форме в корне ошибочна. Чтобы понять депортацию немцев в СССР как явление, надо знать историю России (СССР), да и в целом мировую историю. Во-первых, Вы не думайте, что в связи с войной с Германией немцев притесняли только в России. В той же хваленой демократической Америке велась небывалая "охота на ведьм" во время второй мировой войны и козлами отпущения тоже были немцы. Во-вторых, наивно думать, что если бы немцы в России были более интегрированы в русскую среду, чем это оказалось в действительности, то с ними не поступили бы точно также. Потом, Вы упускаете из виду советский период, когда сложились такие исторические условия, что жить изолированно какому-быто ни было народу просто было невозможно. Все народы страны советов были вовлечены в общественную, политическую и экономическую жизнь страны. Возможно, Вам трудно представить сейчас такое, но это было. Население СССР представляло собой "единую массу" уже в довоенные годы (т.е. до 1941 г.). Я далек от той мысли, что кто-то (даже руководители на высшем уровне) воспринимал советских немцев, как враждебно настроенный к СССР народ. Это всё глупости. Но Вы учитывайте, что в СССР был установлен тоталитарный режим одного человека (заметьте, даже не партии или Политбюро!) и многое, что делалось в масштабах всей страны и касалось судеб огромных масс населения, делалось по прихоти этого человека. Сталин видел в своих же немцах врага, и этого было достаточно, чтобы уничтожить этого врага. Какими методами - не важно. Кстати, если Вы считаете, что с советскими немцами поступили, как с военно-пленными, то Вы глубоко ошибаетесь. С нашими немцами поступили ещё хуже! Ещё раз повторюсь, чтобы понять причины депортации, надо глубоко изучить историю не только российских немцев, но и в целом историю России, биографии и деятельность лидеров страны, атмосферу того времени и т.д. Не переносите мировосприятие сегодняшнего дня на события давно минувших дней.

Рудольф: Я благодарен Администратору за хороший ответ. Страшная сила - дилетантизм. Надо больше читать серьезную историческую литературу и думать. Я знаю, что для поволжских немцев Россия - их Родина. Пусть не всегда добрая, но Родина.

Aлександер: Спасибо за ответ столь уважаемых людей хотелось бы узнать мнения и других. Сначала придётся немного защититься. Я конечно не историк и в этом плане можно назвать меня и дилетантом но ваши книги Игорь Рудольфовичь и книги ваших коллег читал я надеюсь это серьёзная литература? Александр неужели вы вправду хотите всё списать только на Сталина? Не Сталин же был тем охранником который не дал даже похоронить младенца умершего на поезде в Сибирь хотя ехали месяцами. А как в колхозах не давали хлеб если не работал и заболел? Тоже Сталин виноват? И таких примеров если вы не поверхностно историю изучали тысячи. Теперь насчёт Америки. Я уверен что вы не нашли бы не одного немца в 1941 году кто не согласился бы быть депортированным в хвалёной Америке чем быть депортированным так называемым "советским человеком"(кстати не ужели вы и правду думаете что этот термин не выдуманный для пропаганды?)в СССР. А термин "охота на ведьм" в Америке самое большое применение нашёл уже после войны в 50-е годы и применялся он по отношению к коммунистам и им сочувствующим. И ещё хотел бы сказать обоим моим собеседникам. Конечно Поволжские немцы считали своей родиной Россию полностью согласен.Но я же писал что ИХ считали чужими а не они себя! Разве вы не видно в этом разницу? Кстати не стало больше Поволжских немцев! НЕТУ ИХ БОЛЬШЕ. И в этом виновата и Российский народ тоже.


spack: Рудольф пишет: цитатаЯ благодарен Администратору за хороший ответ. Игорь Рудольфович, спасибо за поддержку! Aлександер пишет: цитатаИ в этом виноват и Российский народ Во-первых, давайте не будем уподобляться тем, кто в своё время обвинял целые народы, и теперь в отместку за это хаить весь русский народ. Вот этого делать не следует! Во-вторых, отвечая на Ваш вопрос, я прекрасно его понял. Другое дело, если я не до конца развернуто ответил Вам. Но я всё же настаиваю на том, что к советским немцам применили репрессии в 1941 году не потому, что какая-то часть немцев не знала русского языка или предпочитала немецкую кухню, а не русскую, украинскую и т.д. Не приравнивайте, пожалуйста, советскую систему к нацистской. Но то, что главную роль в репрессиях целых народов сыграл культ личности Сталина - это безусловно так. И этот фактор должен стоять на первом месте. А насчет того, что все наши немцы с удовольствем бы рванули в Америку могу сказать только одно - история не терпит сослагательного накланения. Нет смысла гадать о том, чтобы могло случиться, когда уже случилось то, что уже случилось.

Aлександер: А чем отличалась Сталинская система от фашисткой? И конечно очень удобно сказать Сталин, Гитлер виноват с таким раскладом очень хорошо жить. И говорить что бы не сделал-я только приказы выполнял я не причём это тот другой во всём виноват. Не ка-житься ли вам существует ответственность народа когда руками этого народа и с одобрением большей части его совершаются очень и очень даже не хорошие дела. Например немцы в 30-40 годах или турки при геноциде против армян или американцы только 60-ых годах начавших считать негров за людей(хотя это касается не всех но теперь большую часть американского общества). И если не будет памяти и покаяние то что опять всё заново и ещё хуже должно всё повториться?

spack: Aлександер, по-моему Ваша последняя реплика уже не относится к теме поставленного Вами же вопроса. Давайте не будем углубляться в дебри.

karl: Былобы интересно прочитать здесь мнение на эту тему Доктора Виктора Крюгера

карл : а кто виноват что в 90 годах не дали автономии?

Alex: карл Протесты в Саратовской области не давать Автономию видел. А вот выступления за Автономию не припомню. У немцев тогда самая большая демонстрация и выступление было полёт Москва-Франфуркт.

karl: Выселение немцев поволжья был последний акт легализавший долгий период приследования российских немцев. Начатых с попыток орусачивания при Александре 2, ущемления прав при Александре 3, Панславянистских антинемецких истерик начала 20 века. Вспомнить только законы запрещающии немцам покупку земли в западных губернях. Ликвидационные законы 1915-1917 гг. Приследования комиссаров, ведь немцы не были на стороне красных как +++++. Ликвидация большевиками всей немецкой элиты (интелигенции). .....А тут подвернулся такой повод. Ну и свершилось - оканчательное решение.

Трофим: читал гдето, что советские евреи обращались к батюшке Сталину в 45 г с просьбой об образовании еврейской республики на территории Немповолжья. Но почемуто получили отказ.

Heinrich: мне жалко тех потомков российских немцев что не воспользовались ситуацией и уехали в Германию. О каком сохранении "своего немецского" можно ещё в сегоднешней России говорить? Более 140 лет идёт война русской госудорственности против "российских немцев", с времён Алехсрндра 2. А 41 г, это только удобный повод легализации этой борьбы. Кто из российских немцев это не понимает, тот не понимает исторических реалий.

Рудольф: Дорогие ребята! Прежде чем так уверенно писать о преследовании немцев России начинаяя с Александра II, почитайте серьезные исторические исследования. О какой русификации можно говорить? Немцы приехали в Россию создавать свое немецкое государство на Волге или в Малороссии? Конечно нет. А новая родина предоставила возможность сохранить свою культуру и язык. Прожив более ста лет в Россиии немцы практически не знали государственного языка. А когда делопроизводство в немецких поселениях в 70-е годы 19 века стали переводить на русский язык, вы представляете как русификация. В школах с 90-х годов ввели обязательным 2-4 часа в неделю русский язык, говорим опять о русификации. Подумайте, и еще раз подумайте, а потом, делайте столь категоричные выводы. Что касается антинемецких публикаций конца 19 века, то это не национальный, а чисто экономический заказ. Нужна была плодородная земля на юге малороссиии для части русской и украинской молодой буржуазии. Попытки замахнуться на помещечью землю остановил царь. Почему бы не сделать попытку в отношении немцев? Она тоже получила отпор государтсва и подобные публикации в самом начале 20 века сошли на нет. О Первой Мировой - особый разговор.

Alex: Heinrich Хотелось бы возразить с одной стороны и дополнить с другой. Ну во первых я думаю что во времена Александра 2 во всех странах проснулся патриотизм переходящий в национализм. И борьбы конечно не было против немцев а была зависть, непонимание. А 1941 год просто был геноцид т.е. попытка истребления по национальному признаку. Мне даже не хочется представить что бы было если Гитлер взял Москву. Так что спасибо героям Панфиловцам и это я на полном серьёзе. Забили бы всех палками или топорами кому пуль не хватило бы. Рудольф Мне хотелось бы спросить не ка-житься вам что есть память народа? В конце 19 века эта память сказала что слово данное Екатериной 2 было сломано и последовала эмиграция. А после 1941 года вообще только было оставлено два пути. Или полностью ты ассимилируешь и кроме фамилии в тебе немецкого ничего нету. Или ты эмигрируешь и принимаешь культуру немцев 20 и 21 века. А это совсем другая культура традиция и даже язык, но твои потомки ещё останутся немцами. А ковсем у меня ещё раз вопрос: Может можно было избежать такого геноцида в 1941 если бы наши предки выучили язык и ассимелировались бы или нет?

Рудольф: Alex, как не прискорбно, но в условиях сталинизма и начала войны немцы были обречены на выселение. Знание языка и ассимиляция не помогли бы. Отсутствие автономии после 1945 года сделало неизбежным ассимиляцию и она шла быстро. К середине 80-х коммунистический режим сделал свое дело. И все же эмиграция из России в Германию имела в основе экономические причины, как и эмиграция из германских земель в Россию в 18 веке. О сохранении какой немецкой культуры и языка могла идти речь, если у большинства они были потеряны. Так как и мои родственники, большинству приехавших в Германию пришлось заново вырабатывать качества и черты, характерные для населения ФРГ. И это смогут сделать только их дети. Те из российских немцев, кто по настоящему хотели сохранить свою "немецкость", через все припоны уезжали в 70-первой половине 80-х годов. Что касается начала эмиграции в Америку, то размещаю свою небольшую статью. Может быть она Вас заинтересует. Начало эмиграции поволжских немцев в Америку. К одной из наименее изученных тем в истории немцев Поволжья можно отнести начало их эмиграции в Америку. В российской историографии конца XIX - XX вв. нет сколько-нибудь серьезных исследований. Можно только отметить несколько газетных статей, в которых авторы стремились понять и рассказать о причинах эмиграции поволжских немцев. (1) В общих работах по истории немцев Поволжья того периода Г. Бераца, Г. Бауера и некоторых других о данной проблеме вообще не упоминается. (2) Наиболее значительный вклад в изучение эмиграции поволжских немцев в Америку внесли исследователи США, посвящая этому десятки и десятки книг и крупных статей. (3) Но в этих публикациях не использовались архивные документы. Авторы полагались исключительно на воспоминаниях переселенцев, что не позволяло представить общую картину этого процесса. Интересные подходы в изучении самого процесса колонизации нашли отражение в работах латиноамериканских авторов. (4). Для всех этих работ характерно то, что практически отсутствует анализ причин переселения. Если и делается попытка, то она в основном сводится к рассмотрению двух причин: введение всеобщей воинской повинности и опасения русификации. По Закону 1871 г., когда поволжские немцы были уравнены в правах с остальным крестьянским населением России, им предоставлялось право в течение 10 лет покинуть Россию, если данное их положение не будет устраивать. До 1874 г. этим правом из поволжских немцев Саратовской губернии воспользовалась только колонист из Гололобовка Лисман. Он был женат на православной Пелагее Никитиной. Сложные на этой почве отношения с родственниками и соседями подтолкнули его к эмиграции. Ситуация изменилась в начале 1874 г. Из нескольких немецких сел стали поступать сообщения, что отдельные колонисты рассматривают возможность выехать в Америку. Первое такое сообщение поступило из колонии Голый Карамыш. Губернские власти особенно встревожились весной 1874 г., когда 22 мая 37 человек из колонии Песковатка подали прошение на выезд в Америку, а 30 мая еще 10 человек из этой же колонии подали подобное заявление. (5) Это еще не означало, что все они уже готовы к отъезду, но то, что эмиграционные настроения начинают принимать массовый характер, уже не вызывало сомнений. Каковы же основные причины начала массовой эмиграции поволжских немцев в Америку? Хотелось бы сразу отметить, что они были несколько отличными от тех причин, которые побуждали немцев Поволжья покидать Россию в конце XIX в. и до начала 1 Мировой войны. Начиная со второй половины 80-х гг. XIX в. и до 1914 г. основная причина была исключительно экономической (нехватка земли, неурожайные годы и плюс письма и деньги на переезд из Америки от родственников) и эмиграция шла с разной степенью активности практически из всех колоний. Несколько иная ситуация сложилась в 70-е гг. XIX в. Первоначально, эмиграционным запалом были охвачены небольшое количество колоний (Голый Карамыш, Поповка, Усть-Залиха, Норка и некоторые другие). А причина была не одна. Сложился комплекс проблем, создавших условия для начала выезда из России. 1. Важнейшую роль в судьбе немцев России сыграл принятый 4 июня 1871 г. Указ Александра II, который отменил все привилегии колонистов, имевшиеся у них ещё со времён Екатерины II. Немецкие крестьяне переводились под общее российское управление и получали статус поселян-собственников – точно такой же, что был у русских крестьян после их освобождения от крепостного права. Всё делопроизводство в немецких селениях переводилось на русский язык. Конечно, происходившие изменения делались в интересах всего российского государства и общества. Сохранявшаяся кастовая замкнутость немцев всё более становилась анахронизмом в условиях быстро набиравших скорость интеграционных процессов в различных сферах общественной жизни. Тем не менее, для немцев, особенно на первых порах, нововведения создали существенные проблемы. Прежде всего, надо было отвыкать от своей исключительности, учиться жить и трудиться в условиях действия универсальных законов, единых для всех. Надо было осваивать русский язык, как государственный, приобретать навыки общения со своими соседями других национальностей, надо было интегрироваться в ту общественную систему, которая существовала раньше как бы за пределами колонистской жизни, а теперь вобрала колонистов в себя. Для отстаивания своих интересов теперь надо было активно внедряться в систему местного земского самоуправления, находить там своё место. Отстаивая свои интересы, надо было учитывать интересы соседей. Следует особо отметить следующие. Правительство России не провело с принятием Закона 1871 г. лишившего колонистов последних привилегий широкой разъяснительной работы. И для многих ликвидация привилегий с разрешением эмиграции в течение десяти лет ассоциировалось с переходом к возможному началу притеснений и давления на бывших колонистов. Информационный вакуум заполнялся различными слухами, создавая неуверенность за свое будущее в России у определенной части немецкого населения. 2. Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г., распространившейся и на колонистов, явилось главным толчком (особенно хочу подчеркнуть толчком, а не причиной) к началу массовой эмиграции в Америку. Первоначальный анализ документов показал, что среди пожелавших уехать в Америку были преимущественно те, кто отделились от официальной Евангелическо-Лютеранской церкви (баптисты и представителей других религиозных групп). Их религиозные постулаты шли в разрез со службой в армии и ношением оружия. Если менонитов считали официальной церковью, и они могли за определенную сумму не служить в Русской армии. Баптисты, например, считались раскольниками, и на них это право не распространялось. Хотелось бы еще раз подчеркнуть: распространение всеобщей воинской повинности на немцев Поволжья явилось причиной эмиграции для небольшой их части, а для остальных послужила своеобразным толчком к возможному переселению. Для основной массы поволжских немцев всеобщая воинская повинность не была чем-то очень страшным, и они спокойно относились к военной службе. 3. Ликвидация привилегий вызвала опасения, что начнутся притеснения по религиозному признаку. Главный защитник колонистов - Контра опекунства иностранных поселенцев была ликвидирована. Отсутствие разъяснительной работы среди населения, о чем я писал выше, привело к тому, что быстро стали распространяться слухи о том, что власти будут принуждать немцев Поволжья принимать православие. Особенно усиленно эти слухи стали распространяться среди тех же небольших религиозных групп, не имевших статуса официальной религии. Это подтверждалось информацией поступавшей из Соединенных Штатов Северной Америки (СШСА). В беседе с начальником телеграфа Грязе-Царицынской железной дороги на выставке в Филадельфии, бывшие колонисты уехавшими с Волги назвали главной причиной покинуть Россию в опасении того, что сохранив русское подданство, их могли заставить принимать православие.(6) Провокационную роль среди католического населения играли в колониях польские священники, занимавшие откровенно антирусские позиции после подавления Польского восстания. Хотя епископ Цоттманн эти утверждения отвергал. 4. Постоянный "земельный голод" у поволжских колонистов компенсировался бесплатным выделением государством новых земельных участков. С 70-х гг. XIX в. эта практика прекратилась. Из-за не знания русского языка, переезд колонистов в города был ограничен. Сложившаяся с конца XVIII в. система запасных магазинов, которыми руководила Контора, позволяла колонистам особо не задумываться о своем положении на случай неурожая. С ликвидацией конторы большинство колонистов оказались неподготовленными к созданию собственных запасов продовольствия и неурожаи начала 70-х XIX в. привели к обеднению значительной их части. 5. Негативную реакцию среди немцев Поволжья вызвало изъятие правительством так называемого переселенческого капитала, помогавшего колонистам в трудные неурожайные годы. Непонимание вызывал сохранившийся сбор в 22,5 копейки на содержание уже ликвидированной Конторы опекунства иностранных поселенцев. Эти пять причин в комплексе стали причинами начала эмиграции поволжских немцев в Америку. Анализ ситуации на 1874 г. показал, что наиболее активно этот процесс пошел в колонии Голый Карамыш, где это движение зародилось, и половина ее жителей изъявили желание выехать в Америку. Практически всем селом готовились к эмиграции в колониях Карамышовка и Лизандердорф. Схожая ситуация складывалась в колония Поповка и Таловка. На июнь 1874 г. 100 семей из Норки высказали представителям уездных властей желание выехать в Америку. В тоже время, совершенно по-другому складывалась ситуация в Усть-Кулалинской и Илавлинской волостях, где на это время не было желающих эмигрировать из России. Поток массового отъезда весной и летом 1874 г. сдерживался тем, что колонисты ждали возвращения своих уполномоченных, отправленных в СШСА. Почти все потенциальные переселенцы питали надежду, что американское правительство выделит средства на их переезд и обзаведение хозяйством. Но эти расчеты оказались тщетными. В переезде в Америку пришлось полагаться только на собственные средства и возможности. Это остановило часть колонистов от немедленной эмиграции. Ведь одно дело высказать пожелание, другое дело уехать. Осенью 1874 г. из Саратовской губернии выехало только 25 человек, а из Самарской – ни одного. В 1875г. Саратовскую губернии покинула 61 семья поволжских немцев. Но массовый характер выезд еще не приобрел. (7) Процедура получения разрешения на выезд была достаточно простой. Желавший выехать из России подавал заявление в сельское управление колонии, которое рассматривалось на сельском сходе. Если все налоги были выплачены, долгов и претензий со стороны односельчан не было, то он получал согласие общества и документы передавались в волостное правление, где выдавалось специальное увольнительное свидетельство. После этого желавший выехать писал заявление на имя губернатора с просьбой об исключении из русского подданства и выдачи загранпаспорта. Вся эта процедура занимала приблизительно 2 месяца. Эмиграционные настроения и начало эмиграции стали полной неожиданностью для местных властей. Отъезд небольшого числа колонистов не вызвал особого беспокойства. Но когда в 1876 г. масштабы эмиграции приняли угрожающие размеры, земства начались обследования настроений среди поволжских немцев. Теперь нельзя было говорить о том, что губернские власти безучастно смотрели на происходящие события. Они различными способами (через добровольных агитаторов, через волостные, уездные структуры) стремились убедить немцев не переселяться в Америку. Большим тиражом было отпечатано в мае 1877 г. для распространения в колониях "Предостережение" со ссылкой на чрезвычайного посланника России в Бразилии графа Коскуля описывалось "жалкое и безвыходное" положение переселенцев из Европы, в основном немцев Поволжья. (8) Только в трех селах Медведицкой волости было расклеено во всех видных местах (в сельском управлении, при церквях, в школе) и роздано в руки более 75 экземпляров. (9) В начале 1877 г. среди немецкого населения Самарской и Саратовской губерний были распространены открытые письма колонистов Адама Геттига и Петра Канца с описанием бедственного положения переселенцев в Бразилии. (10) Саратовский губернатор Галкин-Врасский высказал предложение правительству России в законодательном порядке закрепить за колонистами участки земли в вечное владение, что позволило бы удержать немецкого населения от эмиграции и улучшить сельскохозяйственное производство. Эти предложения он делал на основе обследования немецких колоний в 1876 г. для выяснения причин эмиграции. Вновь и вновь колонисты называли главной причиной – тяжелое экономическое положение и не решенность проблемы собственности земли. Но остановить переселенческий процесс было уже сложно. Но "Предостережения" и Открытые письма не давали желаемого результата. Так, по сообщениям из Норки, колонисты отнеслись к ним крайне недоверчиво. Большим доверием пользовалась информация, поступавшая из Северной Америки. Огромный поток агитационной литературы из СШСА захлестнул поволжские колонии. Большой резонанс среди колонистов вызвала, привезенная в начале 1876 г. на Волгу, брошюра бывшего жителя колонии Голый Карамыш Швабауера, переселившегося в Америку в 1875 г. После ее прочтения не только молодые люди подлежавшиеся призыву, но и целые семьи изъявили желание выехать в Америку. (11) Активную агитационную работу среди колонистов за выезд в Америку вели Бременское и Гамбургское пароходства. Зимой 1875-1876 гг. по колониям проезжали представители этих пароходств, предлагая свои услуги для проезда через Атлантический океан. Задерживаясь в каждой колонии на несколько часов, они обещали свое содействие, но только для тех, кто имел достаточно средств для выезда в Америку. (12) Наиболее активно в этом нпроавлении работал прусский подданный Митцдорф, приезжавший в Саратовскую и Самарскую губернии несколько раз в 1876 и 1877 гг. (13) Среди самих колонистов появились люди, хорошо зарабатывавшие на помощи в оформлении документов на выезд. Они так же стремились внести свою лепту в стимулирование эмиграционных процессов. Предпринимательской (если так ее можно было назвать) деятельностью отдельных колонистов стала агитация к выезду из России. Так, например, Андрей (или по-немецки Генрих) Миллер, вернувшись в феврале 1877 г. из Бразилии, ездил по немецким колониям Саратовской и Самарской губерний, подстрекая колонистов к выезду в Америку, нередко откровенно обманывая обещаниями о бесплатной доставке из Гамбурга в Бразилию, о широких льготах, лишенных здесь, в России и многое другое. Уездный исправник высказал предположение, которое в последствии подтвердилось, что он является агентом Бразильского правительства, получая вознаграждение за каждого сагитированного им и выехавшего в Южную Америку колониста. (14) Кроме того, он брал за доставку из Самары в заволжские колонии заграничных паспортов от 5 до 15 руб. за штуку. (15) Его деятельность длилась несколько месяцев. После нескольких предупреждений со стороны властей Генрих Миллер 10 июня 1877 г. выехал, но только не в Южную, а в Северную Америку. (16 ) За 1874-75 г. только из колоний Саратовской губернии выехало более 400 человек. Больше всего из Норки - 89, Поповки - 73, Голого Карамыша - 49, Лизандердорфа - 36, Ключей - 31, Олешни - 29, Таловки - 28. Главным препятствием для более массовой эмиграции для большинства колонистов стала нехватка средств. Поволжские колонисты в отличие от колонистов Новороссии не могли продавать свою землю. Она принадлежала общине. При отъезде немцы землю отдавали общине, а продать могли только дом и движимое имущество. В 1874-75 гг. часть колонистов уезжали на свой страх и риск без достаточного количества денег для столь длительного путешествия, рассчитывая в дороге заработать недостающую сумму. Если на проезд до границ Российской империи денег хватало, то для дальнейшего путешествия искали заработки на территории Пруссии. Не найдя работы, поволжские немцы требовали от правительства этой страны выделения средств на их дальнейшую транспортировку в Америку. Подобное положение не могло устраивать руководство Пруссии. Начались переговоры с правительством России по решению создавшейся проблемы. По согласованию с российским руководством, Пруссия приняла решение пропускать на свою территорию для транзита в Америку только тех немцев Поволжья, у которых имелись денежные средства из расчета 150 руб. на взрослого и 75 руб. на ребенка. (17) Для многих это решение стало непреодолимым препятствием для эмиграции. Рассчитывать на дополнительную помощь правительства СШСА не приходилось. Часть молодых людей призывного возраста использовали возможность выезда в СШСА не для постоянного проживания там, а только для уклонения от воинской повинности. Саратовский губернатор Галкин-Враский был просто взбешен, когда в 1876 г. получил информацию о том, что часть эмигрировавших в 1875 г. немцев получили американское гражданство, но вернулись в свои колонии. Они продолжают вести оставленное год назад хозяйство, не платя часть полагаемых для граждан России налогов и освободив себя, таким образом, от военной службы. К 1876 г. эта категория бывших колонистов была выслана за пределы страны. Тем временем на Волге ажиотаж вокруг эмиграции в Америку принимал все большие и большие масштабы. Нехватка средств для выезда СШСА заставила колонистов искать другие пути. Взоры части колонистов стали обращаться к Южной Америке. Два молодых человека, подлежащих призыву в ближайший год в армию, поселяне-собственники колонии Голый Карамыш Александр Райс и Генрих Шейдеманн, обратились через посольство в Петербурге к правительству Бразилии с просьбой принять колонистов из России на тех же условиях, что и Екатерина II. (18) Бразильский посланник, барон фон Александер, ответил, что правительство Бразилии готово принять их в свою империю и предложил направить в Петербург четырех депутатов, которые за счет бразильского правительства съездят и ознакомятся с ситуацией на месте. Это письмо было распространено по уездам и вызвало большое волнение, особенно среди католиков, которые изъявили желание целыми селами переселиться в Южную Америку. Абсолютное большинство колонистов не представляла, где она находится, и что их там ждет. 20 мая 1876 г. в колонии Голый Карамыш состоялось собрание делегатов от 30 тыс., преимущественно бедной части колонистов Саратовской и Самарской губерний, желавших эмигрировать. После бурного обсуждения письма Бразильского правительства, было выбрано 5 уполномоченных, на дорогу которым было собрано 800 руб. Перед ними была поставлена задача:1.Договориться о доставке переселенцев за океан за счет бразильского правительства; 2.Получить пособие для обустройства на новом месте; 3. Чтобы бразильское, по согласованию с русским правительством выкупило имущество немцев-колонистов. (19) После отправки четырех депутатов, многие колонисты, надеясь на щедрость бразильского правительства, практически прекратили работать на земле, а некоторые стали распродавать свое имущество по баснословно низкие цены. На 1876 г. в Норке изъявили желали выехать 4000 человека, в Каменке, 6690. (20) Информация о желании поволжских немцев переселиться в Бразилию поступала по дипломатическим каналам. Консул России в Бразилии сообщил о получении в Рио-де-Жанейро обращение колонистов колонии Гнилушка о желании переехать сюда. Он просил правительство России и власти на местах предостеречь население от возможной эмиграции в эту страну, где большинство местных жителей находятся в бедственном положении, а правительство равнодушно к нуждам населения. Имея подобные сведения сведения руководство Франции, Англии, Германии, Италии уже приняли решительные меры против переселения их подданных в Бразилию. (21) Во второй половине 1876 г. наметился определенный спад эмиграциионных настроений среди поволжских немцев. Но осенью по колониям стали распространяться в большом количестве экземпляры 216 номера газета "Германия", где информировалось о принятии сенатом Аргентинской республики закона, на основании которого правительство берет на себя предоставление переселенцам из Европы путевых издержек, семен для посева, много земли и освобождение от налогов на 6 лет. Эта статья распространялась среди населения Каменской волости Саратовской губернии бывшим волостным писарем Визнером, частным учителем Минихом и торговцем Шефером. (22) В Самарской губернии эта статья нашла живой отклик среди католического населения в районе колонии Мариенталь. В это же время на Волге появились агитаторы из Перу, но они быстро были изолированы полицейскими органами. Активная эмиграция продолжалась до середины 1878 г. С 1879 года она пошла резко на убыль, особенно, после того как на Волгу стали возвращаться из Бразилии сотни изнемажденных поволжских немцев. Непривычные климатические условия, разорение и голод заставили их вернуться домой. Несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством прием оставивших русское подданство был запрещен, власти селили их в села, где они жили раньше. Вплоть до 1886 г. каких-либо значительных волн эмиграции среди немцев Поволжья в Америку не наблюдалось. Но а потом эмиграционные процессы волнообразно продолжались до начала Первой Мировой войны. 1. Антропович. Об эмиграции наших колонистов в Америку //Саратовский справочный листок. 1877. N57; Б-ский А. Эмиграция поволжских немцев-колонистов в Америку //Саратовский листок. 1888. N18; Павлов А.Н. Почему наши немцы переселяются в Америку. 2. Beratz G. Die deutschen Kolonisten an der unteren Wolga in ihrer Entstehung u.ersten Entwicklung. Saratow, 1915;. Bauer G. Geschichte der deutschen Ansiedler an der Wolga seitihre Einwanderung nach Russland bis zur Einfuehrung der allgemeinen Wehrpflicht (1766-1874). Nach geschichtlichen Quellen und Muendlichen Ueberlieferungen. Saratow, 1908 и др. 3. Long J. From Privileged to Dispossessed: The Volga Germans, 1860-1917. Lincoln & London, 1988; Scheuerman R.,Trafzer C. The Volga German: Pioneers of the Northwest. University Press of Indiano,1980; Koch F. The Volga Germans. Pinsylvania & London, 1977 и др. 4. Brepohl, Friedrich Wilhelm. Die Einwanderung der Wolgadeutschen in Brasilien (1872-1879). Ponta Grossa (Parana), 1932; Riffel, Jakob. Die Russlanddeutschen, insbesondere die Wolgadeutschen am La Plata. (Argentinien, Uruguay und Paraguay). Festschrift zum 50jaehrigen Jubilaeum ihrer Einwanderung. Buenos Aires: Selbstverlag des Verfassers, 1928 и др. 5. Государственный архив Саратовской области (ГАСО) Ф.22.Оп.1. Д.4605. Л.8.) 6. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.2073. Л.250. 7. ГАСО Ф.22.Оп.1. Д.4605. Л.46. 8. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.2073. Л.365. 9. Там же. Л. 345. 10. Там же. Л.378. 11. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.2539. Л.2об. 12. Там же. Л.15. 13. Там же Л.35. 14. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.2641. Л.7 15. Там же. Л.14об. 16. Там же. Л.29. 17. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.2073. Л.468. 18. Там же. Л.31. 19. Там же. Л.27. 20. Там же. Л.32. 21. Там же. Л.140. 22. Там же Л.282.

Alex: Рудольф Я вообще большой почитатель всех ваших публикаций. И благодарен за то что бы делаете. Пожалуйста продолжайте дальше. Про эмиграцию в конце 19 века начало 20 века я могу только прочитать и потом иметь своё мнение. Но про эмиграцию сегодня я могу уже как непосредственный участник говорить. Вы говорите что: Те из российских немцев, кто по настоящему хотели сохранить свою "немецкость", через все препоны уезжали в 70-первой половине 80-х годов. Так называемые препоны это выезд только на соединение семей. А для лучшего шанса получить разрешение уезжали в Прибалтику а потом через пару лет в Германию. Как вы себе представляете в 70-ых переезд 100 тысяч каждый год для дальнейшего переезда в Германию? Экономическая причина очень большая и одна из главных. Но почти каждый из переехавших был не бедным а очень даже хорошо жившим на родине. Алегархами не были но в бедных не ходили. На оборот приехав в Германию оказались бедняками. Для информации в прошлом году приехало 35тыс. Это конечно очень очень маленький поток по сравнению с серединой 90-ых когда уезжало 100тыс в год. И эти 35 тыс. едут не смотря на большие проблемы в Германии и подъём экономический с другой стороны в России. С чем связано уменьшение ещё не ясно или это новое ужесточение правил приёма в Германию или просто желающих стало меньше. А может и немцев совсем мало осталось и так приехало за все годы 2 мил. По моему мнению и убеждению кроме экономических и чисто семейных ( все из родных уезжают и не хочется одному оставаться ) очень большая причина переезда являться также желание не потерять свою немецкость ( если не сам то хоть бы дети станут настоящими немцами). И ещё одну причину нельзя забывать: 1941 год! Такую большую не справедливость и последующие унижение через трудармию и комендатуру просто не могут многие забыть.

Рудольф: Alex, я не беру Ваш конкретный пример. Семья моего товарища тоже в 70-е годы переехала в Прибалтику, а затем в Германию. Согасен, что семейные тоже не последние причины. Но у меня встречный вопрос. Почему, чтобы сохранить свою "немецкость" не переехали в Германию потомки тех 100 тыс. поволжских немцев, которые а 1874-1913 годах переехали в Америку? Их ассимиляция шла не менее быстро. Спасибо за высокую оценку моих исследований. Сейчас заниматься научной работой просто нет времени.

Alex: Моё мнение и объяснение на ваш вопрос очень простой. В Америку ехали добровольно и интегрировались а потом и ассимилировались. Тем более в Америке с вопросом о нациях проще (все иммигранты) чем в Европе. В России же был 1941 году и далее насильственная ассимиляция и потом уже люди интегрировались и приспосабливались к новому (жить то надо было дальше). Я думаю многие согласиться что даже если и хорошее делаешь но с насилием то будет сопротивление и в памяти останется насилие. Моё мнение: если бы не насилие в 40-ых до 70-ых. То немцы в России сами бы по маленькую ассимилировались может быть не так быстро и не на 99% но другого пути не было в те года в СССР и во всём мире ( индустриализация и увеличение численности городов). А опыт так называемых городских немцев в России в 19 веке показывает что немцы без принуждение и в России ассимилируются. Ваша статья мне показалась знакомой из книги : Revolution, Reform und Krieg von Victor Donninghaus. Меня очень поразила ваша цитата: Рудольф пишет: Alex, как не прискорбно, но в условиях сталинизма и начала войны немцы были обречены на выселение. Знание языка и ассимиляция не помогли бы. Для меня это означает что не только не возможно было избежать 41 год но и сейчас когда 100% ассимиляция можно ждать репрессий при определённых обстоятельств. Только имея немецкую фамилию.

spack: Позвольте примкнуть к дискуссии. Alex пишет: Для меня это означает что не только не возможно было избежать 41 год но и сейчас когда 100% ассимиляция можно ждать репрессий при определённых обстоятельств. Только имея немецкую фамилию. При определенных обстоятельствах - да! Вы ведь в настоящее время проживаете в Германии и не можете знать повседневную обстановку в России. А ситуация здесь уже сегодня настораживает. Обострение национального вопроса в России теперь уже переросло "бытовой национализм". Распад СССР обострил националистические настроения в обществе (и не только в российском, но и во всех странах - бывших советских республиках). На сегодня остро выражено негативное отношение к представителям народов Кавказа и Средней Азии. Для этих народов в России уже наступили "определенные обстоятельства". Кто даст гарантии, что завтра такие же обстоятельства не возникнут в отношении других народов?! Игорь Рудольфович прав, говоря о том, что " в условиях сталинизма и начала войны немцы были обречены на выселение". Я полагаю, что даже и не в условиях сталинизма, но просто в условиях начала войны с фашистской Германией, немцы были обречены на выселение. А в условиях сталинизма они плюс ко всему были обречены на трудармию, жестокие условия содержания в лагерях и просто физическое уничтожение целого народа на государственном уровне. Alex пишет: И эти 35 тыс. едут не смотря на большие проблемы в Германии и подъём экономический с другой стороны в России. С чем связано уменьшение ещё не ясно или это новое ужесточение правил приёма в Германию или просто желающих стало меньше. А может и немцев совсем мало осталось и так приехало за все годы 2 мил. Ну, на счёт экономического подъема в России - это Вы погорячились. Это пропаганда, которая преподносится Западу о российской эконимике. Экономические проблемы никуда не делись. Уменьшение числа выезжающих объясняется тем, что основная масса уже выехала, а тех кто хотел выехать, но не сделал это в свое время, сдерживает ужесточение правил приема в ФРГ, менее комфортные условия приема в ФРГ и понимание сложной обстановки внутри самой Германии. Иначе говоря, сегодня уезжать в ФРГ на ПМЖ из России (если ты оседлый россиянин, а не "беженец" из какой-нибудь бывшей сов. республики) - все равно, что менять "шило на мыло". Тот же комплекс проблем - безработица, жилищный вопрос и пр. "завоевания российской демократии". Что касается истории, т.е. дел давно минувших дней, то мне тоже понравилась статья Игоря Плеве. Эта тема, действительно, пока слабо освещена и было интересно прочитать и понять, что двигало нашими предками вновь сорваться с насиженных мест и перебираться за океан. Вообще, если отвлечься от материалистического подхода к пониманию исторических моментов, то иногда мне кажется, что Господь Бог наказал потомков тех немцев, которые в не самое лучшее время для своей родины совершили массовый исход из родных мест, переселившись в Российскую Империю, уподобив их пилигримам или сделав их народом-странником, обреченным на вечные мучения и искания.

Nic: Alex пишет: Для меня это означает что не только не возможно было избежать 41 год но и сейчас когда 100% ассимиляция можно ждать репрессий при определённых обстоятельств. Только имея немецкую фамилию. Я тоже с этим согласен. Что же делать? Уезжать в Германию? Менять фамилию?



полная версия страницы