Форум » Репрессии. Раскулачивание. Депортация и трудармия » ГУЛАГ. Стройка №501. » Ответить

ГУЛАГ. Стройка №501.

IK: www.doroga501.ru

Ответов - 17

sander: Телекомпания ТВ-2 (г. Томск) в рамках постоянной акции "Экспедиция" несколько раз показывала репортажи с этой брошенной стройки века, которая была закрыта сразу после смерти Сталина. Причём там всё было именно брошено, а не вывезено, даже паровозы до сих пор стоят. Бараки частично разрушены, но решетки на окошках из металла такой толщины, что ещё сто лет простоят... Было и интервью журналиста Алексея Багаева с немкой, которая работала на данной стройке и осталась жить в Сибири. Она рассказывала, что на их участке из 500 с лишним немцев, которые жили в землянках, более половины умерло в первый же год. Ловили петлями снегирей, которыми в основном и питались зимой...

VovkaKak: Был я там, проезжал по ней зимой. Жили мы - в Надыме, а родина жены - Салехард. И вот в очередную командировку туда, захватил с собой на родину и жену. Проехать там можно только по зимнику. Зрелище впечатляющее! Рельсы до сих пор лежат. Некоторые мосты до сих пор целы, но в основном разрушены. Вдоль дороги стоят столбы с проводами. Много остатков бараков, вышек, колючек ... В то время (1999 год) совсем рядом в одном месте жили люди!!! Сохранить всё это в том районе севера несложно - сделали запрет, дорог нет, кроме как через Надым - ну-ка увези незаметно за 1000 км! Пунктов приёма металла в городе тоже нет. Говорят сейчас собрались строить автодорогу Надым-Салехард - не знаю где она будет проходить, но с большой вероятностью, что по некоторым местам этой "сталинки".

IK: С этого года начато строительство железной дороги в рамках программы "Урал полярный - Урал промышленный". Вобщем от Надыма до Салехарда будут строить новую железную дорогу, автодорогу и ЛЭП. Новая железная дорога пройдет по старой дороге. Это я точно могу Вам сказать, потому что когда мы шли пешком по 501-й стройке в поисках лагерей, то уже была размечена новая дорога. Что там останется? Остается только догадываться. Ну а о сохранении речи не идет. Увы.


sander: IK пишет: Новая железная дорога пройдет по старой дороге. Это я точно могу Вам сказать М-да, нет слов...

Nic: А что строили-то?

VovkaKak: Nic , я не понял вопрос. 501-я - это сталинская железная дорога Надым-Салехард. Сейчас примерно тем же путём будет и железка и авто, как сказал IK, в чём сомневаюсь. Ситуация такая: Салехард - столица ЯНАО (Ямало-Ненецкий Автономный Округ). Автодорог к нему нет, а только 2 зимника - один из Надыма, второй вдоль Уральских гор с восточной стороны. Есть дорога через Урал с западной стороны, но там даже не всегда проедут "отъявленные крокодилы". Железная дорога есть в Салехард (ветка Москва-Лабытнанги, а дальше паром для авто через устье реки Обь). Есть нормальная автодорога (в моё бытие там её ещё не было) с "большой земли" до Надыма. Есть нормальная железка до Нового Уренгоя, дальше (до Надыма) есть железка только для грузовых, которые идут 20 км\час - проложена по старой сталинке и особо никто не заморачивался про сделать её пассажирской. Сейчас пассажирского сообщения по железке до Надыма нет до сих пор. Так что сообщение по железной дороге до Салехарда в ближайшем будущем не предвидится! Есть перспективы: на полуострове Ямал, в начале которого и стоит Салехард, большие запасы нефти и газа, которые в своё время разведали, скважины заглушили и это всё добро ждёт своего часа!!! Сейчас очень сильно заговорили про альтернативные источники энергии (в отличии от нефти и газа) и, думаю, наше правительство очень сильно обеспокоилось этим, поэтому может и начаться усиленное освоение этих мест!

IK: VovkaKak пишет: Так что сообщение по железной дороге до Салехарда в ближайшем будущем не предвидится! Так то оно так...только уже проведена геодезическая разметка и весь участок проработали сейсмологи. Официально строительство уже начато, по факту - нет. Железная дорога нужна для вывоза газового конденсата, возможно нефти. Дорога Надым-Салехард.

sander: Nic пишет: А что строили-то? С одной стороны автомобильную дорогу, с другой - железную. Такая вот маленькая нестыковочка в проекте была

VovkaKak: IK , удивлён! Спасибо за информацию!!! Когда я там прожил эн-нное количество лет, то очень интересно узнать это. Если не трудно, держите в курсе ... PS: А вообще хочется ещё раз проехать по зимнику (тем более сейчас, когда экстрим может закончиться), попробовать пробиться до максималки на Ямбург ...

IK: VovkaKak пишет: PS: А вообще хочется ещё раз проехать по зимнику (тем более сейчас, когда экстрим может закончиться), попробовать пробиться до максималки на Ямбург ... Ох и нелегкое это дело... Мы в этом году осуществили автопробег: автопробег Больше чет желания нет... Конечно, впечатлений масса.

VovkaKak: IK пишет: Ох и нелегкое это дело... Мы в этом году осуществили автопробег: автопробег Больше чет желания нет... Конечно, впечатлений масса. Оё, молодцы! Но я на УАЗике ездил и приеду ещё раз ...

IK: На уазике можно пройти.

IK: Nic пишет: А что строили-то? Строили железную дорогу "Чум - Салехард - Игарка". От станции Чум (Воркутинская ж/д) до Лабытнанг. От Лабытнанг было ответвление в сторону Нового Порта, вдоль Полярного Урала через полуостров Ямал - стройка №502. "Лабытнанги - Салехард - Надым - Уренгой"" - стройка № 501. Участок дороги Красноселькуп - Игарка" - стройка №503. Недостроили только участок от Красноселькупа до Уренгоя. Остальные пути положили за четыре года силами заключенных. Лагеря были через каждые 7-12 километров. После смерти Сталина стройку остановили, заключенных вывезли. Связь на дороге поддерживали до начала 80-х годов. Со стороны Игарки сняли 200 км рельсов и отправили на переплавку. Сейчас по старому полотну работает ж/д от Лабытнанг до ст.Чум и от п.Пангоды до Коротчаево. От старой дороги остался небольшой участок недалеко от Красноселькупа с брошенными паровозами и участок от Надыма до Салехарда. О тех временах напоминают лагеря, стоящие вдоль дороги... Ранее на берегу Енисея, недалеко от дороги стоял пантеон: фото пантеона Сколько людей осталось лежать в северной земле, остается только догадываться. Вдоль дороги встречаются безымянные отдельные захоронения, кладбища.

Selma: http://www.nasledie89.info/2009/10/26/obekty_501jj_strojjki__svidetelstva_ljudskikh_tragedijj_skorbnaja_stranica_istorii_jamalskogo_severa_i_rossii.html

Selma: http://glorymuseum.ucoz.ru/index/quotstalinkaquot_gazami_nemeckikh_voennoplennykh/0-20

o.schmidt: Мой дед с сёстрами и братьями тоже был сослн в Салехард на 501. Я сейчас нахожусь на 503, строю нефтепровод. Буквально в 150 метрах от меня лагерь (Скорее всего мех. мастерские) и железная дорога, чуть выше по течению реки Таз, 3-4 км. с. Седельниково и еще примерно 3 км до поселения "Долгий" с всё ещё сохранившимся ДЭПО, паровозами, бараками и баржей для перевозки заключённых. Залез в баржу, нашёл на обшивочной доске, выцырапанную фамилию Шмидт, явно надпись тех времён. Есть фото. Возможно, чьи-то родственники работали в этих местах. Если интересуют фотографии, вышлю.

Nic: o.schmidt Мы будем все благодарны размещённым Вами фотографиям на этом форуме - это ведь историческая память. А родственники так даже и быстрее найдутся.



полная версия страницы