Форум » Репрессии. Раскулачивание. Депортация и трудармия » Письма из трудармии » Ответить

Письма из трудармии

Bernhardt: Вопрос на удачу: "Не сохранились ли у кого-нибудь письма написанные из трудармии?" У меня, скажем, есть несколько писем из Тагиллага (Раушенбаха и Стромберга). Имея много писем из одного и того же лагеря, было бы интересно их проанализировать. Понятно, что была цензура, но тем не менее, может быть можно было бы отследить отношение к одним и тем же событиям или проблемам. Неговоря уже о том, что было бы интересно просто расположить их не по авторам а по датам. Так сказать "***-лаг день за днем". Для примера письмо Раушенбаха из с/о 18-74: [quote]Письма из "трудармии" сестре и матери, депортированным в Алтайский край Н. Тагил 20.XII.42 Дорогая Кара! Сегодня получил первую из двух посланных тобою посылок – ту, в которой мед, масло, шпик... Ты знаешь, я чуть не исполнил „индийский танец” с подскакиваниями и завываниями при виде того сказочного богатства, которое свалилось на меня! Дома я десяток раз перекладывал все полученное мною и вообще вел себя не лучше Николашки. Вторая посылка уже на почте, получу ее через дня 2 : 3, так сказала мне наша отрядная девица исполняющая роль почтового работника. Большое тебе спасибо за твои заботы и хлопоты обо мне, даже не знаю как благодарить тебя и маму за вашу помощь. Прошу тебя только об одном, не отрывайте ничего от себя, я здесь всегда выкручусь. Мне не хотелось бы чтобы из-за меня хотя бы косвенно страдал Николашка, мама или ты. Еще и еще раз благодарю тебя за посылки. Завтра постараюсь отправить телеграмму об их получении. Вчера вечером почта принесла мне еще две радости – письма от тебя и Верочки. От Верочки бодрое письмо с известием, что ее все же прописали (хотя и до 20.XII.) у Аси. Вообще письмо оптимистическое. От тебя описание празднования дня рождения Никол. и сообщение о высланных тобою посылках. Читал я как вы чествовали своего двухлетнего виновника торжества и облизывался – действительно был у вас „пир на весь мир” Теперь пару слов о том, как используется содержание посылки. Насколько я понял, это для вас не безинтересно. Здесь у нас под влиянием условий существования сложилась новая, не вполне обычная, этика. Т.к. все мы снабжаемся по разному (кое-кто имеет родных в Тагиле, кто жену в Свердловске, которая может приехать, кто получает посылки) то у нас не принято угощать друг друга, т.к. все знают чего стоит для наших близких получение тех продуктов, которые достаются нам. Сперва это меня немного коробило, но сейчас к этому привык и я. Действительно, если разделить те 500 гр. Масла, которые кто-либо напр. получил среди обитателей комнаты, то все только оближутся, но никто не получит пользы. Поэтому делается так: все что каждый из нас добывает самостоятельно (за счет родных или мены вещей или еще каким-либо образом), все это используется им самим. Если бы я напр. предложил кому-либо что-нибудь из присланного тобою, то я знаю, что все отказались бы. Те же продукты, которые мы получаем или достаем сообща, делятся и используются совместно. Иногда мы объединяемся в пары (чтобы легче было готовить и т.п.), но это лишь в том случае, если обе „высокие договаривающиеся стороны” обеспечены одинаково. Это все не имеет места при всякого рода чрезвычайных обстоятельствах – тяжелая болезнь и т.п., в этом случае мы помогаем друг другу чем можем. Вот и небольшой „отчет” о наших не писанных, но свято соблюдаемых законах. Еще раз большое спасибо вам всем: тебе, маме, Николашке. Целую, Борис Н. Тагил 6.IX.43 Дорогая Кара! [/quote]

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

sander: Bernhardt пишет: Имея много писем из одного и того же лагеря, Вы оптимист Наши родственники не то что писем из трудармии, даже ни одного извещения о смерти не получили. Я куда только не писал в поисках, ответ один - "сведений о ваших родственниках не имеем".

Bernhardt: А вдруг? Вопрос и задан - на удачу.

Марьяновка: Сегодня получил первую из двух посланных тобою посылок – ту, в которой мед, масло, шпик... Семью моей матери выслали тоже в Алтайский край. Матери было 17 лет и её в первую же зиму отправили в трудармию. Бабушка вместе с младшими детьми осталась в месте высылки. Однажды к ним попросилась на ночлег женщина, у которой была с собой кошачья шкурка. Она поджарила её на плите и поужинала, а мои тётки (тогда одной было 6 а другой 8 лет) смотрели на неё и глотали слюнки. Когда на колхозной ферме телилась корова за последом выстраивалась очередь.


Bernhardt: Марьяновка Да, можно сказать, что Карин Викторовне Раушенбах повезло. Перед войной она вышла за муж за двоюродного внука (за точность родства сейчас не ручаюсь) известного российского этнографа Миклухо-Маклая. При оформлении брака она сохранила свою фамилию. Когда началась война ее муж был направлен на фронт рыть окопы (Занимался земляными работами. Их дочь в свое время - в голубом но глупом детстве - заплакала от стыда, когда узнала, что ее папа не убил на фронте ни одного фашиста). Она осталось в блокадном Ленинграде одна с больной матерью и годовалым ребенком на руках. В один прекрасный день получила предписание, что подлежит депортации как немка в течении 24 часов. И это не смотря на то, что ее муж был на фронте! По невероятному совпадению муж в этот день прибыл на побывку и ему удалось отсрочить ее отправку на несколько дней. В результате она оказалась на спецпоселении на Алтае, где работала по своей специальности, то есть геологом. Ее несколько раз пытались забрать в трудармию, но ее начальница давала ей справки, что она работает над выполением важного государственного задания. Вот за счет своей профессии и выжила, да еще и брату помогала. Вы тут Шелленберга вспоминали, а читали ли Вы его книгу про Орловку, немецкую деревню на Алтае? Всегда думал, что трудно пришлось тем, кого расселяли по русским деревням, но то что он там описывает - это ужас. Они просто вымирали от голода. Где-то есть пленка с ним. Может когда-нибудь наберу.

Nic: Какие-то письма, конечно же писали. Вот история Бокк Александра Карловича из села Цюрих, воевавшего в империалистическую на турецком фронте, но погибшего в трудармии: "В октябре <1941 г.> всех немцев-мужчин собрали и отправили в трудовую армию. Мы его с тётей Маней проводили. Он старался тогда как-то приободрить… Дядя Саша писал тёте Соне. Нам он не писал об этом, а тёте Соне писал, что он погибает от голода. Все вещи, которые у него тогда были, у него отобрали. Всё, что у него тогда было, у него забрали… Он просил тётю Соню, что, если можно, пришлите мне, пожалуйста, махорку, я эту махорку обменяю на чего-то... хотя бы на кусочек хлеба… Но после этого посылали махорку, её отбирали, и она не доходила до него. Тогда он попросил ему старую обувь чтоб прислали, хотя бы ботинки какие-нибудь. Он их тоже постарается на что-либо обменять. Не знаю… В общем, он там так и погиб".

Марьяновка: Bernhardt , я ничего не имею против академика Раушенбаха и его семьи. Он был выдающейся личностью. И наверное судьба так распорядилась, что ему повезло больше чем остальным российским немцам. Своим постом я просто хотел подчеркнуть, что по его письмам нельзя судить об остальных наших людях, которые никакими особыми талантами не обладали и тем не менее, имели право на жизнь. Что касается немецкой деревни на Алтае, то здесь я думаю в двух словах не расскажешь, как там в буквальном смысле истребляли немцев ещё задолго до начала войны с Германией. Просто шли и арестовывали всех трудоспособных немцев. В деревне, где я вырос, не было пожилых мужчин, за исключением тех кто был выслан из других мест. Книгу И. Шелленберга не читал, но ему самому я всю жизнь буду благодарен, за то, что он когда-то помог мне выбраться из непростой жизненной ситуации.

Eckerman: Семью моей бабушки с тремя детьми выслали на Алтай, в колхоз "Ударник" Красноозерского района. В 1942 году бабушку Флеер (Дингес) забрали в трудармию. Дети остались совсем одни, т.к. их отца арестовали в 1937 году. Жили у какой-то чужой немощной бабки, которая уже с печи не слезала. Самой старшей, моей маме, было 9 лет. Приходилось работать в колхозе. Однажды мама пришла с работы, а младшие животом маются. Оказывается им кто-то дал кусок мерзлой, несваренной брюшины. А так как они были маленькие, печь затопить не могли, вот и грызли её мерзлую. А через день они умерли. А еще мама рассказывала, как приходилось побираться. - "Заходишь в дом, а тетка теленка картофельными очистками кормит, попросишь, а она не даст,всё теленку скормит." Сейчас пишу, а сама плачу, как в детстве, когда слушала её рассказы.

михель: Марьяновка _ Своим постом я просто хотел подчеркнуть, что по его письмам нельзя судить об остальных наших людях, которые никакими особыми талантами не обладали и тем не менее, имели право на жизнь. правильней надо было бы написать, свой талант самому людоедскому режиму всех времён и народов в услужение не ставили. Поэтому и получал Раушенбах объедки с барского стола.

spack: михель Вы не правы, потому что Вы не правы! Вы слишком просто и примитивно подходите к оценке нашей прошлой жизни. Уверен, Вы судите о советском государстве не по собственному опыту, а с подачи средств массовой информации. Так или иначе, Раушенбах не заслужил той оценки, которую Вы ему даете. михель пишет: правильней надо было бы написать, свой талант самому людоедскому режиму всех времён и народов в услужение не ставили. Следуя Вашей логике, напрашивается вопрос, а в услужение кому тогда ставили свой талант трудиться простые колхозники и рабочие? Вы хотите обвинить всю советскую интеллигенцию в пособничестве с советским режимом, а простые люди вроде как не при делах? Они чистые, потому что они не получали "объедки с барского стола"? Это большое заблуждение! Нельзя огульно всех представителей советской интеллигенции обвинять в том, что они все сплошь и рядом служили "людоедскому режиму", как нельзя выгораживать всех без исключения представителей трудового класса в непричастности к делам режима. Приводя пример письма Раушенбаха, Bernhardt не имел ввиду, что в письме описывается типичная ситуация, имевшая место в трудармии. Имелось ввиду совсем другое. А именно, что было бы хорошо собрать сохранившиеся письма из трудармии, систематизировать их, сопроводить соответствующими комментариями и издать отдельным сборником, который явил бы собой живой рассказ о трудармейской жизни. Тема была задана именно в таком ключе, а не в плане обсуждения письма Раушенбаха.

михель: spack , не просто и не примитивно. Жизнь явление очень сложное. Но иногда некоторые ситуации надо провокативно упрощать или абстрагировать до их настоящей сути.

михель: В моей семье письма из трудармии не остались. Их и не было. Но один мой дядька рассказывал, что он попал на Челябинск-42 со студенческой скамьи. В трудармии благодаря его техническим знаниям сделали каким то маленьким руководителем. Через пару месяцев, он имел беседу с лагерным начальством конфликтный разговор, где высказал мнение, что если с людей требуют такие нормы то надо и немного лучше кормить. А то люди мрут как мухи. На следующий день он был отстранён от "руководящей" работы. За собой заметил усиленное внимание стукачей...которые приставали с разными разговорами... Один раз вечером в бараке, один его земляк, которому он до этого часто помогал, попросил дядьку поносить пару дней его часы. Дядька, который уже раньше идентифицировал земляка как стукача, понял скоро арест. Земляк просто это знает, по тем доносам которые его заставили его написать и хочет поживиться напоследок часами. .... Дядьку приговорили и по этапу пошёл в Норильск. От допросов в трудармии осталась переломанная ладонь и переломанные искривлённые пальцы на левой руке. Когда на барже везли в Норильск с баржи каждое утро в воду сбрасывали с десяток трупов ..... Благодаря своему природному здоровью пережил и Норильск. По его рассказам жизнь в заключении в Норильске была намного мягче чем в трудармии....

AndI: михель пишет: Но иногда некоторые ситуации надо провокативно упрощать или абстрагировать до их настоящей сути. Т. е. предельно упрощая Вашу мысль, единственно достойными уважения надо признать тунеядствующих бомжей, как единственных не сотрудничавших с режимом.? Остальные известные мне росс. немцы, отличались неимоверным трудолюбием и как правило добивались наилучших успехов с социалистическом соревновании Логика более чем странная, а подобные "упрощение" по отношению к людям, представляющими гордость нашего народа, попросту не допустимы Давайте действительно оставим эту столь важную ветку письмам и воспоминаниям трудармейцев без наших "провокаций" и субьективных мнений Слишком важная и серьезная тема поднята

alwis: AndI пишет: наилучших успехов с социалистическом соревновании Логика более чем странная, а подобные "упрощение" по отношению к людям, представляющими гордость нашего народа, попросту не допустимы после победители этих соревновании перехали к побеждённым (например наши уважемые штангисты) и дальше.... "... и чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы" Павка Корчагин "Как закалялась сталь" Этими я должен гордиться. Создавалось у некоторых впечатление, что эти герои хотели в своё время своми показателями отмыть «кровь». (отрабатывали Schuld) У меня больше респекта к тем людям, которые выполняли минимальную, необходимую работу на производстве и другую оставшиюся часть времени и энергии вкладывали в свою семью. Они не промывали голову другим и старались защитить от засорения мозгов членов своей семьи. Они остались людьми. Когда в детстве мне родители и Großeltern расказывали как над ними издевались. Я лично им не мог поверить. Думал бредят, распространяют фашистские слухи. Я то был воспитан на исскуственной , идеальной почве, что на самом деле ни чего с реальностью общего не имело. При перезде в Германии будующие местные писатели брали с бывших трудоармейцев интервью с записью на магнитофон. У отца это продолжалось 3 дня. У других длилось дольше. Я встречался с этим журналистом, книгу он написал, но издавать не хочет. Время ещё не подошло и сейчас этому не кто не поверит. Реальный архив трудоармейцев находится в Германии. Я очень рад за книгу о академике Раушенбах, где и рассказано о его прошлом в молодости «оступился» после его «направили» на правильный путь. Поэтому впервые на примере его некоторые узнали , что русские немцы не преступники. Но таких книг мало. Хотя большинство продолжают так думать. А если про " бомжей" писать, то не найдёшь издателя и читателя.

leitenant: alwis пишет: У меня больше респекта к тем людям, которые выполняли минимальную, необходимую работу на производстве и другую оставшиюся часть времени и энергии вкладывали в свою семью. Они не промывали голову другим и старались защитить от засорения мозгов членов своей семьи. Они остались людьми. Они просто плыли по течению. У нас в семье никто никогда не занимался пропагандой, все делали свою работу и все делали ее на совесть. Моего прадеда который умер в 1992 до сих пор помнят на заводе как хорошего человека и работника, то же самое и про деда и и бабушку. Они награждены правительственными наградами за свой труд. Моего отца и дядю так же везде где они работали вспоминают с уважением, а наград у обоих за их заслуги полная грудь. И никто из них не уехал в поисках лучшей доли. Всего добились здесь в России, хватало времени и на работу и на семью. А судя по вашим словам мои родственики что не люди? Разное было время и в истории были различные режимы которые также по разному отражались на немцах. На мой взгляд остаються людьми те кто не был сломлен духом и в любой ситуации добивались того, что их уважают и ценят как человека и работника

RollW: alwis пишет: Когда в детстве мне родители и Großeltern расказывали как над ними издевались. Я лично им не мог поверить. Думал бредят, распространяют фашистские слухи. Я то был воспитан на исскуственной , идеальной почве, что на самом деле ни чего с реальностью общего не имело Не позавидуешь такому странному избирательному воспитанию по отношению к родителям,предкам. А вот по приезду в Германию "вдруг перевоспитался". Здорово - в одной стране Павлик Морозов,а в другой Хамелеон

Bernhardt: Михелю Что касается Бориса Викторовича Раушенбаха, то, к счастью, каждый имеет возможность прочитать его книги и статьи и составить собственное мнение о нем. Мое личное впечатление я уже высказал в своем: Авторском комментарии Но своим заявлением Вы обвинили не только Раушенбаха, но по сути всех российских немцев как таковых. Как известно: "Времена не выбирают - в них живут и умирают". Бернгардт: И такой настрой сохранялся до... Борис Викторович: До самого конца. вести себя достойно в недостойных условиях. Бернгардт: И через месяц, через два, через год? Борис Викторович: Что-то менялось, но несущественно. Временами кормежка была получше, иногда что-то разрешали, потом запрещали. Но настрой оставался именно такой. Именно благодаря этому настрою (сознательному или бессознательному) - вести себя достойно в недостойных условиях - российские немцы сумели, с моей точки зрения, противостоять разнузданной антинемецкой пропаганде.

Vkrieger: Bernhardt пишет: Вопрос на удачу: "Не сохранились ли у кого-нибудь письма написанные из трудармии?" Собственно есть опубликованные письма моего дяди из уральского лагеря, умершего там в 1943 г. Сохранилось 4 письма, написанные на немецком. Я опубликовал в 2001 году, с паралельным русским переводом, см: - Свидетели преступлений: письма российских немцев из «трудовой армии» в 1942 - 1945 гг. //Немцы на Урале и в Сибири (XVI-XX вв.). Екатеринбург 2001, с. 229-247 (текст писем: стр. 240-245) http://www.viktor-krieger.de/Zeugen2001.pdf В личном архиве есть еще несколько различных писем, написанных на русском языке, собранных в ходе сбора материалов и интервью с бывшими узниками лагерей принудительного труда (слово "трудармеец" считаю уводящим в сторону; оно является продуктом Политотделов лагерей, которые уже с 1941 пытались на семантическом уровне скрыть и замазать преступления против своих немецких граждан). Они пока неопубликованы. Надо бы их как-нибудь оцифровать и прокомментировать. На немецком изданы несколько десятков писем из Straflager (ИТЛ) и Arbeitslager (лагерь принудительного труда), написанных меннонитами в разные годы сов. власти, в том числе и в рассматриваемый период: - Aber wo sollen wir hin? Briefe von Russlandmennoniten aus den Jahren ihrer Gefangenschaft, Verbannung und Lagerhaft in der Sowjetunion. Frankenthal 1998, 300 S. Опубликован дневник одиннадцатилетнего Эриха Мута: - Tagebuch eines Elfjährigen Erich Muth. geb 23.6.1934 in Leningrad, gest. 14.1.1947 in Ufa/Baschkirien, in: Heimatbuch der Deutschen aus Russland 2000, S. 177-179.

Bernhardt: Vkrieger пишет: Собственно есть опубликованные письма моего дяди из уральского лагеря, умершего там в 1943 г. Сохранилось 4 письма, написанные на немецком. Я опубликовал в 2001 году, с паралельным русским переводом, Да, вроде бы все давно известно, а... скажем так, чтение не для слабонервных. У Вас в первом письме в переводе почему-то вместо сухарей чеснок стоит. Оттуда, из ОПП, мало кто выкорабкивался. Вот описание от Раушенбаха: Мы собирали всякие травы, варили из них какую-то бурду и пытались есть. Это было невкусно. Тогда брали эту траву, резали ее, всыпали в нашу баланду. И это наполняло желудок больше. Бернгардт: Скажем, крапиву... Борис Викторович: Ну, крапиву! Крапива – это деликатес! Там была горка, и мы на ней собирали траву. Мы ее называли "дурацкая трава". Набивали животы... В общем, ненормальная была жизнь. Те, кто был на тяжелых физических работах, особенно первое время, все умирали. Когда в Москве спохватились, стали приходить указания, чтобы сохранить рабочую силу. С одной стороны, стали нас чуть лучше кормить. С другой стороны, тех, кто дошел до такого состояния, что уже не мог работать и должен был умереть, собрали вместе в специально организованный отряд. Их работа состояла только в том, что они ходили в лес собирать грибы. Их пытались подкормить, чтобы потом опять включить в настоящую работу. Этот отряд назывался ОПП. Что это такое, никто из нас не знал. (Оздоровительно-профилактический пункт – прим. автора) Мы (смеется) этот отряд называли "Отрядом Предварительного Погребения". (Долго не может остановиться от смеха.) Бернгардт: Кто-то восстанавливался? Борис Викторович: Кто-то выживал, но большинство умирало. У комиссии, которая направляла в ОПП, был очень простой критерий: лагерник подходит, поворачивается задом и спускает штаны. Если не видно, простите, анальное отверстие, то он еще может работать. Если видно – значит истощен. Это называлось "верблюжий зад": от задницы уже ничего не осталось, как у верблюда. Когда половина перемерла, настала у нас такая цивилизованная (мечтательно) лагерная жизнь – с врачами и еще черт знает с чем. Вот тогда и появилось понятие "верблюжий зад"... Да, есть что вспомнить. Но как-то удивительно, что, когда сейчас вспоминаешь, вспоминается все только как некий цирк. Никаких эмоций – положительных, отрицательных – нет. Где-то это все уже отговорило, перегорело. Я сейчас рассказываю – как будто это с кем-то другим происходило "Штрихи к судьбе народа. Борис Раушенбах", глава "Трудармия"

Selma: !949 год, Павлоградка, юг Омской области, саманный домик, земляные полы, ночь, тягостное ожидание. Тетя Фруза, соседка, бежавшая с двумя детьми из Минска под бомбежкой с двумя детьми на руках, успокаивает мою маму, мама плачет. А за стенами воет метель. Папы нет. Приходят какие-то люди и говорят, что отправили вторую подводу, может быть найдут папу, он и возчик видимо заблудились, а в тех местах волки. Мне три года, я знаю кто такие волки, я слышу вой метели и мне становится так страшно за папу! Ожидание нескончаемо, снова приходят и уходят люди, а папы нет. И вдруг послышались громкие голоса, распахивается настежь дверь и в домик врывается метель со снегом и вносят на руках папу и кладут его прямо в тулупе на пол, вытаскивают из тулупа, стаскивают одежду и начинают растирать. Я в страхе прижалась к своему младшему брату Эдику, который спит. Мама начала голосить, на нее прикрикнули. В дом вносят снег, еще и еще. Папу и возчика спасли. Лето, спустя полтора года, мама плачет просит папу: "Артур, ты ездишь по мельницам, привези в карманах хоть горстку зерна, ребенок же погибает. У брата Эдика рахит 3 стадии, он не может даже сидеть, косточки размячены и он "растекается". превращается в "кучку". Папа отвечает маме "А ты это зерно насыпала в карманы мне?" Мама с Эдиком в больнице все лето и осень, меня некуда деть и я с папой и дядей Митей- "конвоиром" на полуторке ездим по мельницам. Папа в Москве до войны окончил мукомольно-элеваторный техникум и был распределен в Омскую область, сначала в Тюмень, потом в Калачинск, Павлоградку.

Selma: Я запомнила бесконечные ковыльные степи, сусликов, которые стояли на обочине проселочной дороги с поднятыми лапками, как буд-то голосовали, останавливали нас. Папа, приехав в село, аул, оставлял меня, а сами с д. Митей ехали на мельницу, на ток. Я была предоставлена сама себе, я пыталась прокатиться на огромных собаках, которые были грозой аула, а бедные казашки, смертельно боявшиеся этих псов, оттаскивали меня на безопасное расстояние, я повисала на редких в тех местах деревьях, вечерами, когда в одной из юрт местный акын пел казахские песни, я была первой слушательницей. Но особенно запомнился мне один эпизод, как всегда мы приехали в незнакомое для меня село или аул, не помню, папа на мельницу, я сама- себе, костер. женщины - казашки у костра в казане еду варят, сварили, сели кругом и меня с собой, а ложки мне не дали, и стала я ложку просить, руками же я есть не умею. А они ни по- русски, ни по-немецки не понимают, но потом одна из них соскочила и убежал. Через некоторое время прибежала, принесла ложку, вытерла ее о подол и подала мне. Только после этого все приступили к еде. Всю жизнь я помню эту казашку с ее подолом и добрым сердцем.

Bernhardt: Оказывается отдельные письма каким-то чудом сохранились. Письмо 1-е. Усть-Тимшер 5/V 1942.Liebe Schwester u. Schwager! Неоднократно я пытался установить с вами письменную связь, но все мои попытки потерпели неудачу. Поэтому я решил вам написать сегодня опять подробное письмо. За все время моего пребывания на этом месте я еще не получил ни одного письма из дома, да еще ни от кого. Просто я другой раз не знаю, что еще делать. На это в данное время не приходится обращать внимания, поскольку такое время сейчас. Надеюсь, что вы мои предыдущие письма получили, пишу вам сегодня еще раз обо всем и даже старое. Что я очень счастливый человек в жизни, сама знаешь, и поэтому и на этот раз повезло мне первым уже опять расстаться со своей семьей. Всё, что было за время моего отсутствия у меня здесь, то это в одну книгу не напишешь, поэтому я не буду писать об этом, так как это [не пойдет на] пользу ни мне, ни вам, и будем откладывать обмен впечатлений до нашей первой встречи… Но ты, милая сестра, можешь знать, что это у меня по счету уже второй «институт», который я кончаю, и это мне в жизни очень пригодится когда-нибудь… Конечно, пока это все пройдет, постареешь на 10 лет… Ты бы меня, наверное, и так сейчас не узнала бы… Сколько у меня сейчас переживаний, представить только: дома остались родители, оба старые, с подорванным здоровьем, и тут сестра с двумя детьми маленькими – все почти не трудоспособные, но чем-то жить надо. – К тому же вы двое с Фридой находитесь где-то, и я вам помочь тоже не могу. Мы работаем за плату, но деньги получим к концу срока нашей службы, поэтому даже родителям послать нет ни единой копейки. Я слыхал, что Петр и Саша тоже теперь уехали – это было бы очень плохо для вас, особенно для Фриды. Она ведь беспомощная, и еще у нее на шее два старика! – Время тяжелое, сестра, – держись хоть как-нибудь. Здесь главное – лишь бы голову не терять, а все остальное исправимо после. Если я вернусь, то можешь надеяться на меня – я тебя не оставлю без помощи. Элла и Петр! Если у вас есть желание, наберите смелость и откажитесь там [жить], переезжайте в Топчиху к нам, чтобы мы хоть после могли быть вместе и друг друга выручать в нужном случае. Сколько ты мне помогала во время службы в армии, и сколько ты помогала за это же время родителям, а теперь ты находишься в тяжелом положении, и я тебе помочь не могу – как это мне больно. Я бы согласился работать хоть днем и ночью, только бы получить чего-нибудь, а так ведь нельзя. Но помни: у тебя есть брат, который тебя не забудет никогда! Элла! Ты только держись, променяй все лишнее на продукты и обеспечивай себя, пока есть на это время и возможность. Вопрос с питанием будет еще гораздо острее, чем сейчас. Спроси папу, что он тебе советует делать. Мой совет – во что бы то ни стало переезжай к нам в Топчиху, и вместе выйдем лучше из положения! Я все беспокоюсь, как живут родители, когда дома ничего нет и деньги остались после моего отъезда очень незначительные. Я все желаю, чтоб они хоть до приезда остались живые, а потом можно опять как-нибудь все исправить. С приездом сюда я получил назначение заведующим электростанцией, со мной и здесь Давид Шауфлер. Работа известно какая, но во всяком случае легче, чем в лесу. Оклад 350 руб. в месяц. Питание хорошее – оно обойдется прим. в 200-250 р. Остаток этот можно было послать домой – но деньги не выдают нам на руки. – Мы живем рядом с одной маленькой речкой, где думаю в свободное время ловить рыбу и тем самым улучшить в будущем питание. Фриц работает здесь бухгалтером – работа легкая. Короче говоря, за нас можешь не беспокоиться. Пока оба здоровы. Элла! Я кончаю свое письмо и надеюсь, что будешь писать тоже по возможности чаще. У меня одна мечта, лишь бы скорее выбраться отсюда – а потом все бы пошло. Не горюй – не падай духом и держитесь!! Возможно, скоро увидимся! (?) Передай всем привет. Не забудь меня, вспомни своего брата! До скорого свидания. Обнимаю вас и крепко целую Густав.

Bernhardt: Письмо 2-е. 12 июля 1942 года.Уважаемая сестра Элла!! Сколько мы ни стараемся получить от тебя известие, ничего у нас не выходит. Писали тебе уже неоднократно, но ответа так и получить не могли. От папы я получил письмо 6-го июня, и он тоже про вас с Фридой ни слова не писал. Итак, я сейчас не знаю про вас ничего. Если получишь мою открытку, то пиши пожалуйста чаще и подробнее обо всем. Хотелось бы мне узнать, как ты наладила жизнь, как обеспечила себя продуктами на время отсутствия мужа. Насколько я узнал из писем, то у родителей обстоит дело тоже неважно. Что могли сделать, то сделали с Фрицем, т.е. послали им недавно деньги, сколько могли, и они их и получили. Я очень рад, они хоть могут купить для детей немного молока или что-нибудь. Их, видимо, заставят переехать в колхозы. Я им советую поехать в свеклоколхоз. У нас все идет по-старому. Живем хорошо и работаем на прежних местах. Пиши, где сейчас Петр и Саша, как они живут. Как протекает жизнь у Фриды? Ты, Элла, советуйся с ней в письмах, а то она еще неопытная, и вообще помогите, чем можете, друг другу. Ну, пока кончаю, надеюсь получить скоро ответ. Передай всем привет от нас! До скорого свидания! Твой брат Густав. Крепко целуем васФриц и Густав.

Bernhardt: Письмо 3-е. 26/VII 42 г.Добрый день, уважаемая Элла! Сообщаю, что вчера мы получили от тебя письмо от 26/VI 42 г. с большой радостью, мы так редко получаем письма, от наших мы всего лишь получили 2 письма и несколько телеграмм. Мы оба пока живы и здоровы, что и тебе желаем. Элла, ты все-таки настаивай и перебирайся к Фриде, а если возможно, то переезжай к нашим, это было бы для тебя и наших самое лучшее. От наших мы подробно ничего не знаем, недавно мы получили телеграмму, тогда они были еще в Топчихе, а теперь не знаем. Очень хотелось повидать всех, детей я вспоминаю очень часто, наш Александр нам писал, что Эрика теперь уже все разговаривает, было бы интересно повидать их, но ничего не поделаешь. Нам очень жаль, что родителям по старости лет приходится так тяжело работать, конечно, если мы были бы дома, то этого не было, для Эммы тоже трудновато, ты писала, что она по ночам дома работает, этого она не писала нам. Передай привет Петру, Фриде и всем знакомым, пока всего хорошего, до скорого свидания Ф. Дизендорф.

atlant91: Haben sie diese Briefe im Privatbesitz oder haben sie sie aus einem Archiv bekommen?

Bernhardt: atlant91 Получил тексты по интернету. Хотя чтобы получить именно эти письма, можно было и ветку не открывать. Просто почему-то хозяина раньше никогда об этом не спрашивал. Комментарий. 3 приведенных письма (точнее, письмо и 2 почтовые карточки) отправлены из Усольлага НКВД СССР (Молотовская обл., Чердынский р-н, п/о Бондюг, командировка Тимшер) в г. Киселевск, Новосибирской обл. (ныне Кемеровская обл.). Авторы – Глейм Густав Карлович (1916-1943) и Дизендорф Фридрих Адамович (1904-1978), адресаты – Нихельман Элла Карловна (1914-1995) и ее муж Нихельман Петр Карлович (1911-1942?). Густав – брат Эллы, учился в индустриальном институте, в 1937 – начале 1941 гг. находился на срочной службе в армии; Фридрих (Фриц) – муж Эммы (1912-1990), сестры Эллы; Фрида (1918-1999) – сестра Густава, Эллы и Эммы; Саша (Александр Карлович Нихельман, 1913-1987) – муж Фриды и брат Петра; Александр (Александр Адамович Дизендорф, 1888-1955) – брат Фридриха; Давид Шауфлер (род.1916) – двоюродный брат Густава по матери; родители Эммы, Эллы, Густава и Фриды – Карл Давидович Глейм (1878-1948) и Мария Корнельевна, урожд. Шауфлер (1883-1962); дети Фридриха и Эммы – Эльвира (род. 1937) и Эрика (род. 1940). Все они проживали в г. Марксштадте, АССР Немцев Поволжья, и были депортированы оттуда в сентябре 1941 г. – на ст. Топчиха, Топчихинского р-на, Алтайского края (Густав с родителями, семья Фридриха) и в с. Марьяновка, Купинского р-на, Новосибирской обл. (семьи Петра и Александра Нихельманов). Далее были мобилизованы: на строительство шахты в г. Киселевск – Петр и Элла (октябрь 1941 г.), в Усольлаг – Густав и Фридрих (январь 1942 г.), в Волжлаг НКВД СССР – Петр (апрель 1942 г.), на з-д № 677 в г. Новосибирске – Фрида (январь 1943 г.). А. Нихельман бежал из трудармии, был осужден, отбывал срок в Новосибирске (Кривощеково), в 1943 г. отправлен оттуда в Нарым – Новосибирская (ныне Томская) обл., Колпашевский р-н. В Топчихе Карл Глейм работал шорником на МТС, Эмма, портниха по профессии, – в швейной мастерской (и по ночам еще шила на дому). В колхоз им оттуда переезжать не пришлось. Два старика «на шее» у Фриды – отец и мачеха ее мужа. Густав, находясь в качестве «трудармейца» в Усольлаге, был арестован, осужден 01.09.1943 г. по ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет, отбывал срок в штрафном лагпункте Усольлага, умер от пеллагры (т.е. голодной смертью) 05.12.1943 г. Петр находился в Волжлаге по сентябрь 1942 г., был отправлен оттуда в Ивдельлаг НКВД СССР (Полуночное рудоуправление), после прибытия на место пропал без вести (по неподтвержденным данным, умер от пищевого отравления). Элла, которая осталась после отправки мужа в Волжлаг совсем одна, не могла последовать совету Густава и Фридриха и переселиться к близким, т.к. была мобилизована в угольную промышленность, находившуюся в то время на военном положении. Однако в 1945 г. российским немцам, мобилизованным в эту отрасль, было разрешено вызывать к себе на постоянное жительство членов семьи. Воспользовавшись этим, Элла в мае 1946 г. добилась переезда из Топчихи в Киселевск родителей и Эммы с детьми. В июне 1947 г. туда прибыл к семье из Ныроблага/Усольлага и Фридрих.

Инчик: Bernhardt А нет ли случайно информации о родителях Давида Шауфлера?

Bernhardt: Инчик Совершенно случайно - есть. Ну до чего дошел прогрес!! Сначала я получаю ответ: Roditeli Davida Schauflera - Jakow Korneljewitsch (1870-1954) i Jelisaweta Alexandrowna (1875-1943?). Shili w Marxstadte, na ul. Rabotschej. Wyseleny w Toptschichinskij r-n Altaiskogo kraja, gde umerla mat. Otez posle etogo shil s semjoj syna Wilhelma w g. Korkino, Tscheljabinskoj obl., gde i umer. А потом вижу Ваш вопрос: А нет ли случайно информации о родителях Давида Шауфлера? Всегда бы так .

Инчик: Bernhardt Мдя. Не те. Я просто хотела проверить появившуюся у меня версию. Если в двух словах: тётя троюродного брата моей мамы, София Юстусовна Цитцер (1890 - 1943) была замужем за каким-то Шауфлером, о котором кроме фамилии мы ничего не знаем. Жили они тоже в Марксштадте, вот я и подумала, что эти Шауфлеры могут быть как-то связаны.

Bernhardt: Инчик пишет: Мдя. Не те. Осталось без ответа , а вот по поводу Шауфлеров... Naskolko izwestno, wse marxstadtskije Schauflery - rodstwenniki, t.k. proischodjat ot Davida Schauflera (1758-1835), prapradeda Davida-mladschego. W dannom slutschaje rodstwo, widimo, dowolno bliskoje: slyschal, schto u izwestnych mne Schauflerow byly roditschi po familii Zitzer. Podrobnostej, k soshaleniju ne pomnju.

Инчик: Bernhardt Ну, собственно, известные мне подробности я уже изложила. Вечером спрошу у мамы, может, она ещё что-нибудь знает. По крайней мере, уже понятно, что Шауфлеры всё-таки "те".

Инчик: О Шауфлерах больше ничего не вспомнилось. А не было ли у Петра и Александра Нихельманов брата, женатого на Елизавете Гензе 1905 года рождения? По годам уж очень подходит. А жили они в Марксштадте где-то у пересечения 4-й линии и Коммунистической улицы.

Bernhardt: Инчик пишет: А не было ли у Петра и Александра Нихельманов брата, женатого на Елизавете Гензе 1905 года рождения? Внутренний голос подсказывает мне, что Eto Karl Nichelmann (1901-14.8.1943). Naskolko izwestno, on byl arestowan do wojny, umer ot goloda w Kriwoschokowskom lagere (Nowosibirsk). Tam she w eto wremja nachodilsja Alexandr, stawschij swidetelem smerti brata. Wdowa shila posle wojny w g. Wjasniki, Wladimirskoj obl.

AB: Инчик пишет: А нет ли случайно информации о родителях Давида Шауфлера? Увы у меня ничего конкретного по Шауфлерам. Могу лишь подтвердить, что Шауфлеры жили в Марксштадте, слышал это от моиx родителей, жившиx в Марксштдте, фамилия эта встречается также на некоторыx документаx того времени. В середине 90x годов я обращался в Kirchlicher Suchdienst, die Heimatortskarteien в Мüнxене, ( у ниx обширная информация по изгнанным немцам и не только из Восточной Европы) тогда откликнулись два марксштадтца, один из ниx был Heinrich Johann Schaufler. Его сейчас уже нет в живыx. О Цитцераx. Цитцеры тоже жили в Марксштадте. Вильгельм Цитцер, которому за 80 живёт в Гамбурге, его xобби история, в трудармии наxодился в г. Коркино Челябинской обл. Alexander

AB: Bernhardt пишет: umer ot goloda w Kriwoschokowskom lagere (Nowosibirsk). Заинтересовало, что это за Кривощёкинский лагерь? Бернxард, имеют ли к Вам отношение Бернxарды жившие в Марксштадте на на ул. Энгельса? Alexander

AB: Bernhardt пишет: Вопрос на удачу: "Не сохранились ли у кого-нибудь письма написанные из трудармии?" В трудармии наxодились все братья и сёстры отца и мамы, прикинул, где то человек 15, некоторые не вернулись обратно. Писем у меня нет, но есть интересная книга о трудармии, написанная местной немкой Felicitas Wildanger. Kнига написана по рассказам Марии Крафт, урож. Риффель, поволжской немки из Mülhlberg. Книга привлекла меня тем, что Мария Крафт наxодилась в теx же лагеряx, что и моя мама с сёстрами отца(в Сызрани до 1944 и далее в Красноводске , где мама была до осени 1947, а далее сёстры (незамужние)моего отца и Мария Крафт попали в Узбекистан). В книге есть и фотографии из трудармии, соxранилась одна фотография того времени и у нас. Alexander

Bernhardt: AB пишет: Заинтересовало, что это за Кривощёкинский лагерь? W raijone Nowosibirska, na lewom beregu Obi, nachodilos selo Malo-Kriwostschokowo (sejtschas eto Kirowskij r-n Nowosibirska). W etich mestach byl lager dlja saklutschonnych (adres: Kriwostschokowo, p/ja 247), w 3-m lagpunkte kotorogo w 1943 g. otbywali srok bratja Karl i Alexandr Nichelmann.

Bernhardt: AB пишет: Бернxард, имеют ли к Вам отношение Бернxарды жившие в Марксштадте на на ул. Энгельса? Палласовские мы...

Инчик: AB, Bernhardt Спасибо всем, пошла изучать новые подробности.

Инчик: Bernhardt пишет: Wdowa shila posle wojny w g. Wjasniki, Wladimirskoj obl. К этому можно добавить, что с ней жили сын Арно и дочь Инна (с семьями). Потом они переехали в Наманган, и на этом их следы для нас теряются. Кстати, эта Лиза Нихельманн (Гензе) была подругой моей бабушки и, по совместительству, троюродной сестрой. AB пишет: О Цитцераx. Цитцеры тоже жили в Марксштадте. Вильгельм Цитцер, которому за 80 живёт в Гамбурге, его xобби история, в трудармии наxодился в г. Коркино Челябинской обл. Цитцеров в Марксщтадте было много. Судя по имеющиейся у меня информации, связь с "нашей" веткой Цитцеров гамбургский Вильгельм Цитцер может иметь где-то на уровне середины XIX в. Мамины троюродные братья Цитцеры живут сейчас на юге Германии, в Бексбахе (недалеко от Саарбрюккена) и где-то рядом со Штуттгартом. В общем, мир тесен просто до ужаса.

Bernhardt: Инчик Странно, но мой "внутреннйи голос" пока молчит . Ждемс-с-с.

Bernhardt: "Wnutrennij golos", on she Viktor Diesendorf, pischet: Mesto shitelstwa wdowy Karla ja znaju potomu, schto w 60-e gg. s nej perepisywalas Ella Nichelmann, sestra mojej materi, shiwschaja s nami. O perejezde w Namangan ja ne slyschal - widimo, w eto wremja perepiski ushe ne bylo. Arno ja odnashdy widel w detstwe - w 50-e gg. on prijeshal w nasch Kiselewsk, schtoby nawestit djadju Alexandra i zaodno kupit motozikl. W sudbe Karla mne nejasen odin suschestwennyj moment. W spiske shitelej Marxstadta na 1926 g. on znatschitsja pekarem, no ne bylo li u nego i drugoj professii? W Engelsskom nemezkom dramteatre byl w 30-e gg. artist Karl Karlowitsch Nichelmann, podchodjaschij po wozrastu i, sudja po fotografii, otschen pochoshij na Petra i Alexandra Nichelmannow.

Инчик: Bernhardt пишет: O perejezde w Namangan ja ne slyschal - widimo, w eto wremja perepiski ushe ne bylo. Они туда переехали году в 1972 - 1973, не раньше.

alwis: Записки трудармейца, ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ, СТИХИ И ПРОЗА (Leipzig) http://www.lmdr-leipzig.de/russisch/tscheljabinsk.htm

resch: Реальное письмо из Тагиллага.

resch: Реальное письмо из Тагиллага-2

resch: Реальное письмо из Тагиллага-3

Nic: resch Замечальный исторический документ! Было бы очень здорово, если бы Вы транскрибировали его в машинописном виде.

resch: Спасибо!Обязательно напечатаю.

Diesendorf: resch, и непременно прокомментируйте письмо, насколько это возможно. В нем бросается в глаза в первую очередь прекрасное владение автора письменным русским языком - далеко не типичное явление для тогдашних российских немцев (да и для многих нынешних, к сожалению, тоже). Желательно сообщить как можно больше об авторе, адресатах и людях, упомянутых в письме. И, конечно, нужна отсылка к Книге памяти трудармейцев Тагиллага, где автор должен быть упомянут.

resch: Автор там упомянут и фото есть,а текст и комменты напишу в ближайшее время.

resch: Сначала комментарии.Мой дед,Реш Владимир Иванович родился в Саратове в 1913 году,в семье Реш Ивана Яковлевича и Екатерины Адамовны в девичестве Гефнер.В семье было восемь детей:Иван 1907-1908,Феликс 1909-1984,Лидия 1911-1986,Владимир 1913-1974,Екатерина 1915-1950,Георгий 1917-/последнее письмо в 1941,по спискам пленных был в Германии в 1944г дальн.судьба неизвестна,Мария 1920-1980,Вероника 1928-живёт в Самаре.С 1906 по 1933 жили в Саратове.С 1933 по 1941 в Сталинграде.Феликс,Владимир,Георгий учились в Ленинграде до 1939 года.С сентября 1941 года депортированы:Иван Яковлевич,Екатерина Адамовна,Мария,Вероника в Северо-Восточный Казахстан до села Подгоры.28 октября арестовали Ивана Яковлевича и Екатерину Адамовну и врозь увезли.В январе стали получать известия о смерти Ивана Яковлевича.Екатерина Адамовна отсидела 10 лет в Семипалатинске в тюрьме.В 1942 году Мария в трудармии в Похвистнево,Феликс в Челябинске,Владимир в Н.Тагиле,Лидия в Новосибирске.Вероника одна.Зоя,жена Владимира жила в г.Берёзовский Свердловской области с детьми:Эсмеральда 1937 ,Валерий 1940-1986. Ситуация на момент написания письма понятна.Теперь пишу текст в печатном виде. г.Н.Тагил 18/03-44г. Здравствуйте,мои дорогие сёстры!Получил недавно вашу открытку.Совершенно бесспорно и обязательно мама должна обязательно поехать,как только сможет,прямо к моей семье,к своим внукам и Зое.Обязательно ей так и напишите.Там она найдёт уют и семейный очаг,а Зоя встретит её с распростёртыми обьятиями,т.к.давно об этом уже мечтает.Тогда может быть и Рона/Вероника/решится приехать к Зое.Ехать надо до гор.Свердловска,а оттуда 10км пешком или на попутной машине до Берёзовска,где найти Зою Реш не представит никаких трудностей.А официальный адрес такой:Свердловская оьласть,Берёзовский район,г.Берёзовский.Только было-бы это скорей.Я написал в президиум Верн.Совета.Вот была-бы радость для всех.А с папой так и неизвестно что.Всего вероятнее,что его нет в живых,или может статься,что он перезабыл все наши адреса,тем паче что они так часто менялись.На моё письмо в Новосибирск я получил ответ,что его направили в Омск;запрос же в Омск пришел обратно из-за ненахождения адресата.Сейчас снова хочу писать в старое место,в Новосибирск.Лида на мои письма не отвечает,или может быть адреса верного её не знаю.Феликс не пишет с осени прошлого года.Не знаю находится ли он всё ещё в Челябинске или перевели в др.место.Получил вчера письмо от Зои,первое как уехал от неё.Пишет что дети здоровы,и что её сломанная нога заживает.Гипс сняли,но ступать на неё она ещё не может.Просит выслать ей денег,которых к сожалению у меня в настоящее время не имеется.Когда она сломала ногу,и осталась совершенно одна с 2-мя детьми прикованная к постели,я написал Шуре, её сестре,открытку с просьбой приехать к ней и помочь ей,но не знаю ничего об этом.Может быть её не пустили,а может быть она уже у ней.У меня положение без изменений,и когда изменится одному Аллаху известно,которого тоже в природе нет.Самые радостные вести приходят с наших фронтов,которые заставляют надеяться,что совсем недалёк тот час когда ненавистные оккупанты все до одного будут изгнаны или уничтожены,и когда мы снова вернёмся опять к мирному счастливому труду.Что вы узнали о Кате?Узнать что-либо о ней,на вашей совести т.к. я лично не имею даже ниточки за которую уцепившись мог бы вытянуть что-либо о её положении.В ваших письмах я не могу понять как вы всё же живёте,на чём Рона живёт,и чем питается.Из последнего письма мамы,где она пишет,что недавно она вышла из больницы видно что судьба Вероники её очень беспокоит,и она тоже удивлена почему она не поехала к Зое.Кроме того из её писем,мне кажется,она думает,что я живу вместе со своей семьёй,и что война меня совсем не затронула.Ты,Рона,спрашиваешь как выглядят мои детишки.Эля уже совершенно взрослая,меняет сви зубы,серьёзная девочка,но очень худенькая.Сынок,Валерик,прелестное создание,на которое я так и не успел налюбоваться,пока был у них 4 дня.Мальчик хть куда.Весёлый,разумный,бесёнок с длинными,волнистыми,белокурыми кудрями.Все с кем он общается,души в нём не чают.Работа Зои обеспечивает ей,сравнительно не голодную жизнь,но ей одной с работой и детьми очень трудно,да кроме того она сильно скучает обо мне.Маруся,как твои дела на работе,как вы живёте с Роной,как пробиваетесь в своей тяжелой жизни.Пришли ли ваши вещи?Считаю,что терпеть вам осталось уже не долго,так-что наберитесь ещё малым терпением.Пишите скорей и подробнее оюо всём, Целую и крепко обнимаю вас обеих. Ваш брат Володя.

resch: Иван Яковлевич Реш,Екатерина Адамовна и младшая дочь Вероника в 1941 году.

resch: !938 год:Владимир,Екатерина,Лидия,Феликс Реш

resch: Зоя Реш и Эсмеральда 1939 год

resch: Семья Реш в 1926 году,Вероника ещё не родилась.

resch: 1944 год детский сад г.Берёзовский,Эсмеральда в первом ряду третья справа.

resch: Автор письма Реш Владимир Иванович до войны.

resch: Все ужасы жизни моих предков я узнал только в 18-20 лет,в 80-тые.Многих мы не можем найти до сих пор.Они боялись открывать правду своим детям и внукам,что-бы им не навредить.Попав в 1983 году в определённые органы я узнал что семьи бывших/врагов народа/ держат под надзором.И только после перестройки что-то поменялось.Но до конца,государство,не хочет признать свою вину и раскрыть все тайны этих ужасных времён.Вечная память нашим Дедам и Прадедам.И мы должны сохранить её для потомков.Спасибо всем вам!

Alba: resch пишет: Спасибо всем вам И вам спасибо за добрые слова,интересные письма и фотографии и вообще за активное участие в этой теме.У меня практически то же самое по всем пунктам.Когда мне исполнилось 36 лет,я понял как рано все-таки ушел из жизни мой дед(Умер в 1942 году в Богословлаге в возрасте 36 лет).В 41 год я понял как рано ушел 2-ой дед.У моей жены то же самое.Любовь дедушки к внукам испытать нам на себе не пришлось.А сколько 18-летних умерло в этих проклятых лагерях.Надеюсь,что всем воздастся...

Mantyk: Я хотел бы узнать о тех людях и их судьбу в трудармии "Челябметаллургстроя ", может есть ещё свидетели тех страшных дней. Мой дед Рихард и его брат Данил были там в годы ВОВ , к сожалению мой дед умер там , если можно так сказать , ему было всего 28 лет . Это случилось 12 ноября 1942 года , когда он не смог дальше толкать вагонетку с породой , к нему подошл нквдешник, и со словами вставай немецкая сволочь стал его пинать ногами , больной и обессиленный репрессиями, голодом и издевательствами он не смог поднаться. После всего его подтащили к колючей проволоке соседнего барака, там находился его брат Данил, которому он успел передать перед смертью свою волю. Он попросил Данила если тот останется жив , не бросить его сына и его молодую жену Зосю одних, и помочь выростить и воспитать моего папу . Данил выжил слава Богу ! анил был 1904 года рождения, и пред ВОВ ему пришлось ещё послужить и в Царской армии ,он и поведал нам это историю.Моя прабабушка Матильда не дала жить вместе моей бабушке Зосе и Данилу , она сказала , что брат с женой брата не имеет права жить по религиозным убеждениям. А это я нашёл на страницах книги памяти "Челябметаллургстрой"Мантек Данил Фридрихович 1904 года рождения, место рождения - Киевская обл., Барановский р-н, с.Наталья, немец, проживал - , с.Волынск, мобилизован - Красноармейским РВК, 09.02.1942, причина убытия - освобожден 07.05.1943. Это брат моего деда Рихарда ,Данил, только вот фамилию вечно каверкают везде. Сведений о Рихарде я там не нашёл. Их жизнь была тяжёлой , с начла в 1936 ех депортировали с Украины в Казахстан , потом трудовая армия . так же там в трудовых лагерях сгинул без вести Брат моего прадеда Фридриха , Ферденанд Мантей. Ферденанда и его жену Эмилию забрали в трудармию , двоих дочек угнали фашисты с Украины Альму и Зельму , я точно не знаю поечему Альма и Зельма остались в Украине , ведь остальных всех депортировали в Казахстан.Зельму застрелил в Берлине уже фашист , говорят что при отходе войск она не захотела поехать с ним .Альма вышла замуж и осталась жить в Берлине .Ещё были дочери Эльза и Герта .



полная версия страницы