Форум » Общие вопросы генеалогии » Немпединститут в Энгельсе » Ответить

Немпединститут в Энгельсе

monnty: надпись на снимке :Engels, den 24.5.1937 дедушка тогда учился в Пединституте, может это его сокурсники? Хорошо бы кто-нибудь узнал своих родственников

Ответов - 59, стр: 1 2 3 All

galina: Mein Vater Ruppel Johannes hat in Pedinstitut studiert.aber von1937 bis1940.Galina

monnty: а из какого места ваш отец?

galina: Mein vater aus Reinwald.


Reinhold: у меня по пединституту другая история, может кто знает подробности. В списке жертв политических репрессий Саратовской области находится Баумгертнер Александр Фёдорович. В 1936 году житель села Антон тогда студент исторического факультета Энгельского пединститута получил 5 лет за а/с пропаганду. По тому же делу проходил житель Антона Пауль Тамплон и студенты историки немецкой национальности. Руководителем "фашистской организации"был преподаватель института гражданин Германии. Возможно эта история где-то описана?

Victor: Auf dem Foto habe ich in der zweiten Reihe Victor Klein erkannt (2. von links). Er war dort Lektor (Dozent) gewesen. Im Archiv in Engels gibt es einen Aktenbestand (fond) Nempedinstitut. Die frühere Archivdirektorin Elizaveta Erina hat auf einer Konferenz in Anapa oder Moskau über diesen Aktenbestand berichtet. Bei Gelegenheit kann ich mal schauen, in welchem Konferenzband der beitrag veröffentlicht ist. Ich habe gute Erfahrungen mit diesem Archiv gemacht. Und zwar beim Suchen nach Unterlagen meiner Eltern (beide studierten an der Deutschen Landwirtschaftlichen Hochschule in Engels). Konnte die Unterlagen auch kopieren. Das war jedoch 1992 und 1994 während meiner Dienstreisen nach Russland und kostete noch ein paar Pfennige. Viel Erfolg Victor

Victor: Reinhold Ich habe in einem der Archive in Moskau einen sogenannten Al'bomnyj spisok gesehen. Es war eine Liste mit Repressierten aus der ASSR der Wolgadeutschen. Darunter stand Stalins Unterschrift. Gut kann ich mich erinnern, dass sehr viele Studenten der Deutschen Pädagogischen Hochschule in dieser Liste verzeichnet waren. Vielleicht habe ich auch Notizen gemacht. Muss mal in meinem Archiv schauen. Victor

Reinhold: ich habe gefunden, das Student Baumgärtner war nach zwei Jahre frei (durch "amnistie"), Paul Tamplon war 10 jahre auf Kolyma in eine Goldgrube. Wäre nicht schlecht die ganze Geschichte finden.

natali: monnty а , интересно если пединститут в Энгельсе еще есть, должны же сохраниться какие-нибудь документы с 1937года? педучилище есть, а институт отсутствует, хотя раньше в 1984-1986 году там оставались исторический факультет и аграрный

monnty: Аттестат на звание учителя средней школы полученый моим дедушкой

monnty: может у кого -то родственники тоже в это время учились там

maria: monnty, Был ли пединститут в г. Саратове? У меня есть фото 3 курса нем. пединститута, но не была уверенна в каком городе. Теперь понимаю, что скорее всего это Энгельс. 1941 год, 3 курс. сидит мужчина: Лореш Э. Э.

monnty: Про Саратов я не знаю , но наверное там тоже был , а документов никаких нет или автобиографий ? у меня от бабушки есть от руки написаные автобиографии

spack: maria пишет: Был ли пединститут в г. Саратове? У меня есть фото 3 курса нем. пединститута, но не была уверенна в каком городе. Теперь понимаю, что скорее всего это Энгельс. Немпединститут

Svetlaia: Я знала, что бабушка была учительницей, но не знала, что заканчивала. Сейчас ознакомилась с делом и знаю, что она закончила в 1933 году Саратовский немпедтехникум, после чего работала в неполной средней школе начальных классов в с. Розенталь Красно- Кутского района. Кто- нибудь знает о таком техникуме?

AndI: Еще одна фотография студентов Немпединститута предоставленная vkrieger На обороте фотографии даны имена студентов и преподавателей факультета языка и литературы за 1940 год. Убедительная просьба ко всем, кто узнает своих родных и близких на этой фотографии поделиться подробностями их биографии. I „C“ Kursus Der Fakultät für Sprache und Literatur der Deutschen Pädagogischen Institut 6. Mai 1940 1. Reihe von links nach rechts: B. Bolz, J. Frickel 2. Reihe: V Bopp, L. Ott, Töws, Bossert, A. Justus, D. Hollmann, Beitelspacher, O. Goldade 3. Reihe: E. Lung, N. Staub, E. Harder, H. Epp, H. Siemens, Ellert, E. Justus, E. Kamenez, Wormsbecher 4. Reihe: A. Propp, H. Minke, L. Schrödlin, J. Frank, A. Ziebart, M. Arndt, K. Friesen, M. Schmidt 5. Reihe: Roo Karl

AndI: В дополнение о Немпединституте несколько отрывков из книги воспоминаний Г.Д. Арнгольда "ИМЯ МОЕ, чувства и мысли, российского немца" Воспоминания, статьи, документы, выступления. Москва 2008 "...Мы переехали через Волгу и сдали документы в приемную комиссию не- мецкого Государственного педагогического института в г. Энгельсе. После успешной сдачи приемных экзаменов приказом по институту от 12 августа 1940 г. № 222 я был зачислен студентом на исторический факуль- тет. На этот факультет был определен и Борис Дизендорф. Главный корпус института, студенческое общежитие и дом для преподавателей находились (а старым городским кладбищем в соседстве с военным аэродромом. Поб- шзости были расположены стадион и парк. В состав педагогического инс- титута входили 2-годичный учительский институт и курсы иностранных языков. Учебные кабинеты и лаборатории были надлежащим образом ос- нащены необходимым оборудованием и спецаппаратурой, имелась богатая библиотека. Некоторые учебные кабинеты размещались в других помеще- ниях в черте города. В 1940г. в учебных заведениях института в совокупнос- ти обучались около 1000 студентов, в числе которых были не только немцы городов и районов Республики, но и посланцы из Украины, Кавказа, Ура- ла и других мест компактного проживания российских немцев. Обучались и русские, и евреи, и представители других национальностей. На истфаке со мной учились два грузина. Один из них, по имени Гогия (Гошей мы его звали), был красивый молодой человек спортивного вида и блистательной внешности. Он произволил впечатление интеллигента и явно происходил из богатой семьи. Его статная фигура, тонкие черты лица со здоровым румянцем и слегка кудрявой головой вызывали у девушек вос- хищение. Другой, с фамилией Кикнадзе, был его антиподом, смотрелся неуклюжим, ширококостным, невысокого роста крепышом с невырази- тельным крестьянского вида лицом. На истфаке учились и представители еще некоторых национальнос- тей. Я жил в общежитии института в комнате на троих с Борисом Дизен- дорфом и второкурсником-евреем по имени Арон. Он был небольшого роста, очень полный и большой любитель чиприков — разновидности пончиков на подсолнечном масле, но без сладкой начинки. Чиприки стоили недорого (несколько копеек) и являлись традиционной составля- ющей студенческого питания. Из марксштадтцев двумя курсами выше учились близкие знакомые Лео Вайс, Ольга Шенкнехт и Давид Шауфлер (все они проживали на улице «Рабочая» недалеко от нашего дома). В паре с Лео я играл в хоккей- ной (с мячом) команде института. Из преподавательского состава института наиболее четко с положи- тельной стороны запомнились Доминик Гольман, старший преподава- тель немецкого языка, и историк — декан исторического факультета — крупный мужчина средних лет русской национальности, носивший ярко красную бороду и такого же цвета пышную шевелюру (фамилию забыл). Последний выделялся организаторскими способностями, профессио- нальностью, интересными лекциями по истории античности, а также доступностью в общении со студентами. В последний раз я его встретил уже после опубликования Указа о депортации немцев на пристани в Марксштадте, куда он прибыл по вопросу перевода института из Энгель- са в этот город. Он, как и я, был в подавленном настроении. Мы прости- лись навсегда. Доминик Гольман - тогда еще молодой человек выше среднего роста, с живым выразительным лицом и веселым нравом. По аудитории перед- вигался быстро, энергично жестикулировал, а вне ее всегда казался заня- тым и куда-то спешил по неотложным делам. Профессионально к тому времени Доминик был уже известен как одаренный лингвист, составлял учебники по немецкому языку для школ, писал короткие рассказы и учебные методики. В послевоенные годы слыл золотым пером в среде плеяды талантливых писателей из российских немцев. Доминик Гольман был страстным, бескомпромиссным, неутомимым борцом за полное вос- становление в национальных правах репрессированного российско-не- мецкого народа. Он писал удивительно лиричные, полные патриотизма и преданности стихи, посвященные родной матушке-Волге, которую он нежно любил, как и свою малую родину- Немреспублику Здесь необходимо вспомнить еще об одной колоритной фигуре, имев- шей отношение к становлению Немгоспединститута, который был отк- рыт в 1929 г. В 1930 г. короткое время его директором была Анна Пауль- Горст. Она родилась в 1907 г. в с. Штреккерау Саратовской области, бы- ла организатором первой комсомольской ячейки в г. Камышине. В 16 лет принята в члены РКП(б), являлась активной участницей борьбы против белобандитов, зверствовавших в 20 годы в Поволжье. Анна по направле- нию партии обучалась в Московском университете имени Я.М. Свердло- ва и в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, руководила отделом культуры и пропаганды Энегельского городского комитета партии. Работая в должности директора пединститута, была направлена в научную командировку в Германию. После возвращения из Германии ее освободили от должности директора по подозрению в анти- советской деятельности. Возвращаясь в Москву, Анна продолжала ак- тивную деятельность в области коммунистического просвещения и стала профессиональным революционером. В 1937 г., после ареста и последу- ющей в тюрьме смерти мужа Георга Горста, Анна была сослана в Казахс- тан. Освободившись из ссылки в 1953 г., она приехала в г. Ишимбай (Башкирия), встала на спецучет и поселилась у брата Ивана Пауля. ...Получив разрешение на возвращение в Москву, бы- ла приглашена в интернат старых коммунистов в Переделкино. Анна Ге- оргиевна умерла в 1984 г. в доме ветеранов. Прах, по ее желанию, пере- везли на кладбище Героев войны и революции в г. Камышине. Возвращаясь к будням студенческой жизни, замечу, что происходил ощутимый рост престижности института как признанного центра разви- тия и совершенствования языка российских немцев в качестве класси- ческого литературного языка. Он также стал кузницей подготовки педа- гогических кадров для удовлетворения потребности в таковых как в Нем- республике, так и по стране в целом. Развитие института вопреки много- численным проблемам, возникавшим в связи с быстрым расширением его учебной базы и нехваткой высококвалифицированных преподава- тельских кадров, продолжалось высокими темпами..."

monnty: на этой фотографии моя бабушка студентка , к сожалению не уверена где это , т.к. в Пединституте бабушка училась заочно на биологическом факультете , до этого училась в техникуме на учителя . Фамилий на обратной стороне карточки нет , бабушка в нижнем ряду слева , надо сказать спортсменки довольно упитаные

Schell: monnty Какие у Вас шикарные фотографии сохранились, прям что не фото - то жемчужина. Спортсменки - во! Жаль конечно, что фото не подписано. Но по причёскам можно сказать что это 1930-е (хотя Вы наверное можете сказать и точнее, основываясь на годе рождения Вашей бабушки).

monnty: Schell Бабушка моя с 1916г, наверное это середина 30х , а фотографии я как в сказке " по сусекам поскребу , по амбарам помету..." собираю по родственникам - у них наших фоток больше , чем у нас

monnty: фото из книги



полная версия страницы