Форум » Культура, язык, традиции и обряды немцев Поволжья » Рождество » Ответить

Рождество

Инчик: Вчера был Третий Адвент!!! До Рождества осталась всего неделя! У кого какие традиции празднования? Например, мы с ребёнком вчера написали открытку Christkind'у (адрес я нашла в газете "Русская Германия"). Если повезёт, придёт ответ. Если сработает - весной будем писать пасхальному зайцу.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Georg: "http://de.wikipedia.org/wiki/Portal:Weihnachten"

Инчик: Georg и Erika, спасибо за ссылки! Вообще, о Рождестве в интернете я уже прочитала много всего, но нечитанного осталось ещё больше. Но интересно было бы узнать, что называется, из первых рук, как нынешние потомки поволжских немцев отмечают Рождество. Мне кажется, традиции разных местностей, потом "выжигание" этих традиций в советское время, потом "усреднённое" для всех празднование Нового года, потом возрождение рождественских традиций, но уже в зависимости от места теперешнего проживания - всё это повлияло на празднование. Кто что думает по этому поводу?

glazirina: Мы всегда в Рождество накрываем стол, и семейным кругом сидим, общаемся.

Waldi: Инчик ....как нынешние потомки поволжских немцев отмечают Рождество. Мне кажется, традиции разных местностей, потом "выжигание" этих традиций в советское время, потом "усреднённое" для всех празднование Нового года, потом возрождение рождественских традиций, но уже в зависимости от места теперешнего проживания - всё это повлияло на празднование... Отказываюсь понимать то, когда говорят о "ВЫЖИГАНИИ" этих традиций в Советское время. Насколько я себя помню, а мне скоро уже 50 лет, никто не мог запретить нашей семье, а так же другим немецким семьям проживавшим в Караганде, справлять Рождество. Разве правительство запрещало ставить елочки и жарить на праздник гуся? Официального праздника Рождество в СССР не было это точно, но почему в Православной стране должны были отмечать всенародно Католические праздники? Всё зависит от самих людей.Если Ваша семья придерживалась немецких традиций, то никакая власть не могла Вам запретить того, что было любо и дорого в ваших семейных преданиях. Возможно у кого то и другое мнение.

Georg: "но почему в Православной стране должны были отмечать всенародно Католические праздники?" - nu da v pravoslavnoy strane otmechayut Rojdestvo 7 jan, ibo tak vzbrelo v golovu pravoslavnym patriarham... Kstati, bol´shinstvo pravoslavnyh stran davno otmechayut Rojdestvo 25 dez, tak chto nikakoe eto ne pravoslavie, a chisto russkie zamorochki.

spack: Georg пишет: chisto russkie zamorochki Не стоит так утрировать этот вопрос. В России гражданское общество перешло на григорианский календарь с 14 февраля 1918 года, чем как раз-таки и сравнялось с Европой. Как известно, до революции Россия отставала от Европы почти на две недели (в 20 веке на 13 суток). Таким образом, например, можно было встретить Рождество (или Новый Год) в Европе и спокойно отправиться в Россию, чтобы там ещё раз встретить и отметить эти праздники. После введения в России в 1918 г. большевиками нового стиля, Русская православная церковь не согласилась переходить в своей деятельности на новый календарь и продолжила использовать во внутрицерковной жизне старый календарь, т.е. старый стиль. Поскольку Новый Год - это гражданский праздник, то он, естественно, сместился относительно нового года по старому стилю. Рождество же - церковный праздник, и он продолжает праздноваться РПЦ 25 декабря, но по своему, "церковному календарю", т.е. по старому стилю, что по новому стилю соответсвует пока 7 января. Думаю, всё это общеизвестно и понятно всем. Но вопрос о переходе РПЦ на новый стиль для церкви не праздный вопрос. Это вопрос канонический, и сколько бы мы с вами не дебатировали по этому поводу, мы его не решим. Это внутренние дела церкви и пусть она решает их сама. Но, есть один интересный факт. У меня есть календарь на 1926 год. В этом календаре перечислены нерабочие дни. Так вот, среди прочих, уже советских, праздников перечислены и некоторые церковные, причем, дни празднования их указаны так, как они праздновались в "старое время", т.е. Успенье - 15 августа (сейчас по новому стилю его отмечают 28 августа), Рождество Христово - 25 декабря (а не 7 января, как ныне). Для меня это было очень странным, тем более, что день пролетарской революции в этом календаре отмечен не 25-26 октября, а как и положено по новому стилю 7-8 ноября. Вот такие интересные наблюдения.

Waldi: Georg "...Kstati, bol´shinstvo pravoslavnyh stran davno otmechayut Rojdestvo 25 dez,..." Интересно, какие это православные страны в Европе, стали католического вероисповедания?. Не могу вспомнить кроме Болгарии и бывшей Югославии.(Сербия) Большинство румын, как были ортодоксами, так и остались ими. Те кто крестился с права на лево, крестяться и сейчас...

AndI: Liebe Teilnehmer und Gäste des Forums , ein frohes gesegnetes und besinnliches Weihnachtsfest sowie Gesundheit, Glück und Erfolg für das kommende Jahr wünscht Euch AndI

Генрих: Waldi "...Kstati, bol´shinstvo pravoslavnyh stran davno otmechayut Rojdestvo 25 dez,..." Интересно, какие это православные страны в Европе, стали католического вероисповедания?. Ортодоксы греки и болгары отмечают в декабре

Инчик: Waldi пишет: никто не мог запретить нашей семье, а так же другим немецким семьям проживавшим в Караганде, справлять Рождество. Разве правительство запрещало ставить елочки и жарить на праздник гуся? Позволю себе не согласиться. В советское время много чего было не запрещено, но и нельзя было делать (как в старом анекдоте: "Право имеете, но не можете"). Насчёт Караганды ничего не могу сказать, а вот в Сибири, где моя мама жила с родителями, соседи быстро могли сообщить в комендатуру, что "эти предатели Родины ещё и свои церковные праздники справляют". Конечно, ёлочка у мамы была. Маленькая, ватой украшенная, а уж блестящая конфетная бумажка была шикарной ёлочной игрушкой. А когда ребёнка кормят киселём из воды и крахмала, о каком жареном гусе он может мечтать? Но это всё к тому, что условия у всех были разные, поэтому и празднование везде разное. Вообще, меня интересовало, например, у кого кто приходит к детям: Christkind или Weihnachtsmann, приходит он один или приводит кого-нибудь, Ruprecht'а или Pelznikel'я. Мой сын, когда мы разбирали украшения, нашёл специальный колокольчик, долго в него звонил, а потом после ужина нашёл под ёлкой коробочки и пакеты. Чудо произошло, хотя самого Christkind'а он и не видел. А ещё я тоже хочу присоединиться к поздравлениям всех участников и гостей форума с наступившими праздниками! В это волшебное время возможно всё, даже чудеса, о которых мы в другое время и не мечтаем! И пусть в наших сердцах всегда живёт любовь! Frohe Weihnachten! Und gute Rutsch in Neues Jahr!

Georg: Waldi Рождество 7 января, празднуют православные церкви, не перешедгие на Григорианский календарь. В Европе это - Русская Православная Церковь(Россия, Украина, Беларусь) и Сербская Православная Церковь(Сербия, Черногория). Остальные отмечают 25 декабря(Греция, Болгария, Румыния, Македония, Финляндия, Кипр). В Молдавии - официально, вроде, 7, но многие празднуют 25, как в Румынии. Вот такая картина вырисовывается...

Selma: Frohe Weinachten und viel Gluck im Neuen Jahr!!!

silvester: Eine frohe Weinacht und ein gutes Neues Jahr wünsche ich für alle Ewigkeit! Frohe Weinachten!

ahmeram: Freue Weihnachten und ein gesundes, glückliches neues Jahr 2008 !!!

Valentina: Дорогие форумчане! С праздником вас, с рождеством! От моей покойной тёти Эммы Лефлер слышала я это замечательное поздравление, его вам и дарю. Ich wünsche euch frohe Weihnachten und ein glückliches Neues Jahr! Friede und Einigkeit, langes Leben und und die ewige Seligkeit, Glück im Haus, Glück im Feld, Gott hat alles heimgestellt. So viel Glück und so viel Segen, als wie Tröpflein in dem Regen, so viel Glück und so viel Freud, wie ihr Leut im Haus seid. Amen. ja daß wäre war, wünsche ich euch zum Neues Jahr!

Elsa : An alle Das Weihnachtsfest ist wieder da Es läuten die Glocken von fern und nah, Die Kerzen strahlen so helle zu Weinachten und Neuen Jahr und bringen die innigsten Wünschen immer dar. Ich wünsche Allen ein frohes und besinnliches Fest, Gesundhet, Glück und viel Erfolg. Liebe Grüße Elsa

Marie: Frohe Weihnachten und viel Erfolg im Neuen Jahr!!!

Наталия: ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! До светлого праздника Рождества остаются считанные дни. И так хочется, чтобы каждый предпраздничный день, каждый миг нашей жизни был пронизан счастьем, радостью и приятным чувством предвкушения чего-то очень светлого, значимого, дорогого сердцу. ВОТ НАШЛА СТИХИ О РОЖДЕСТВЕ. Рождественская звезда Б.Пастернак Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере. Над яслями тёплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зёрнышек проса, Смотрели с утёса Спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звёзд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой Вселенной, Встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочёта Спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары. И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали всё пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры. Всё будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все ёлки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Всё великолепье цветной мишуры... ...Всё злей и свирепей дул ветер из степи.. ...Все яблоки, все золотые шары. Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, Сказали они, запахнув кожухи. От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы. На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды. Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Всё время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды. По той же дороге, чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы. У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. А кто вы такие? спросила Мария. Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести вам обоим хвалы. Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы. Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звёзды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества

Наталия: А вот ещё одно Рождественское. Не теряйте надежды, друзья! Пусть и перед Рождеством, и в день Святого праздника совершаются чудеса на радость вам и вашим сердцам! Рождественское. Саша-Чёрный В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лён Его волос… Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пёс, прокравшись к теплой ножке, Полизал её тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть Дитя бочком… Присмиревший белый козлик На чело Его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал: "Посмотреть бы на Ребёнка Хоть минуточку и мне!" И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине… А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: "Смотри скорей!.." Счастья вам и исполнения всех ваших заветных желаний!!!

Наталия: Иосиф Бродский РОЖДЕСТВО 1963 ГОДА Спаситель родился в лютую стужу. В пустыне пылали пастушьи костры. Буран бушевал и выматывал душу из бедных царей, доставлявших дары. Верблюды вздымали лохматые ноги. Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи, смотрела, как трех караванов дороги сходились в пещеру Христа, как лучи. 1963-1964 РОЖДЕСТВО 1963 Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Холодный ветер снег в сугроб сгребал. Шуршал песок. Костер трещал у входа. Дым шел свечой. Огонь вился крючком. И тени становились то короче, то вдруг длинней. Никто не знал кругом, что жизни счет начнется с этой ночи. Волхвы пришли. Младенец крепко спал, Крутые своды ясли окружали. Кружился снег. Клубился белый пар. Лежал Младенец, и дары лежали. Январь 1964 24 ДЕКАБРЯ 1971 ГОДА V.S В Рождество все немного волхвы. В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы производит осаду прилавка грудой свертков навьюченный люд: каждый сам себе царь и верблюд. Сетки, сумки, авоськи, кульки, шапки, галстуки, сбитые набок. Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок. Хаос лиц, и не видно тропы в Вифлеем из-за снежной крупы. И разносчики скромных даров в транспорт прыгают, ломятся в двери, исчезают в провалах дворов, даже зная, что пусто в пещере: ни животных, ни яслей, ни Той, над Которою нимб золотой. Пустота. Но при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда. Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо. Постоянство такого родства основной механизм Рождества. То и празднуют нынче везде, что Его приближенье, сдвигая все столы. Не потребность в звезде пусть еще, но уж воля благая в человеках видна издали, и костры пастухи разожгли. Валит снег; не дымят, но трубят трубы кровель. Все лица, как пятна. Ирод пьет. Бабы прячут ребят. Кто грядет никому непонятно: мы не знаем примет, и сердца могут вдруг не признать пришлеца. Но, когда на дверном сквозняке из тумана ночного густого возникает фигура в платке, и Младенца, и Духа Святого ощущаешь в себе без стыда; смотришь в небо и видишь звезда. *** Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве. В эту пору разгул Пинкертонам, и себя настигаешь в любом естестве по небрежности оттиска в оном. За такие открытья не требуют мзды; тишина по всему околотку. Сколько света набилось в осколок звезды, на ночь глядя! как беженцев в лодку. Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота, отщепенец, стервец, вне закона. За душой, как ни шарь, ни черта. Изо рта пар клубами, как профиль дракона. Помолись лучше вслух, как второй Назорей, за бредущих с дарами в обеих половинках земли самозваных царей и за всех детей в колыбелях. 1986 РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным; грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы Бальтазар, Каспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. 24 декабря 1987 БЕГСТВО В ЕГИПЕТ (2) В пещере (какой ни на есть, а кров! Надежней суммы прямых углов!) в пещере им было тепло втроем; пахло соломою и тряпьем. Соломенною была постель. Снаружи молола песок метель. И, вспоминая ее помол, спросонья ворочались мул и вол. Мария молилась; костер гудел. Иосиф, насупясь, в огонь глядел. Младенец, будучи слишком мал чтоб делать что-то еще, дремал. Еще один день позади с его тревогами, страхами; с "о-го-го" Ирода, выславшего войска; и ближе еще на один века. Спокойно им было в ту ночь втроем. Дым устремлялся в дверной проем, чтоб не тревожить их. Только мул во сне (или вол) тяжело вздохнул. Звезда глядела через порог. Единственным среди них, кто мог знать, что взгляд ее означал, был Младенец; но он молчал. Декабрь 1995

_poliana_: желаю всем много много счастья!!!

Наталия: Праздники и обряды немцев д.Троица. ----------------------------------------------------------------------------- Голдман Екатерина, 11 класс Руководитель: Гончар Галина Николаевна Троицкая средняя общеобразовательная школа Несколько слов о построении реферата. После вступительной статьи следует описание обрядов Рождества, так как рождение - это всегда начало жизни. Далее описание праздников идет с последующими временами года - Новый год, Масленица, Страстная неделя и Пасха, Троица. В тридцатые годы Советская власть под идейным руководством партии закрыла церкви, колокола пустили на переплавку, церковнослужителей подвергла репрессиям. Так религиозная тема, тема проведения конфессиональных праздников, была закрыта на долгие годы. Но не только идеология безбожия, походы против верующих, глумления над ними, создание обществ безбожников привели к утрате вековых традиций немецкого народа Поволжья. Это было связано также с периодом Второй мировой войны, когда в 1941 году немцы по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» были изгнаны с родных населенных мест и многие годы об этом народе даже не принято было упоминать. При подготовке данного реферата были изучены работы немецких ученых из Поволжья - Георга Дингеса, Эммы Дингес, А.Лонзингера, Петра Зиннера, а также переизданная в 1994 году саратовской газетой «Woldadeutsche Zeitund» (WDZ) работа Петра Галлера «Воспоминания. Быт немецких колонистов в 60-х годах XIX столетия», записали воспоминания немцев - выходцев из Поволжья, проживающих ныне в Сибири, на Алтае, в других регионах России и бывшего СССР. Собранные и обобщенные самобытные обычаи немцев Поволжья помогут восстановить утраченные традиции, возродить национальную культуру. Описанные обряды могут представлять интерес не только для всех интересующихся данной темой, но и в историческом плане для ученых двух стран - России и Германии, так как описанные обычаи сохранились такими, какими они их вывезли со своей прародины еще во времена Екатерины II. На самой прародине часть этих обычаев давно ушла в прошлое, часть видоизменилась, что отчетливо видно на примере празднования Рождества. Интересны обряды немцев Поволжья еще тем, что они пополнились традициями русской культуры. Рождество Святая ночь или Рождество является самым почитаемым праздником у поволжских немцев. Это был праздник надежд и единения, радости и оптимизма. Праздник Рождества продолжается у поволжских немцев два дня и сопровождается множеством атрибутов, главным из которых была елка. Она устраивалась на кануне Рождества в церкви или в школе и украшалась пряниками и конфетами собственного приготовления. Перед праздником все в доме моется, белится, украшают жилище комнатными цветами. Надо спешить с уборкой до прихода гонца (Bote), который возвещал о наступающем празднике. Если гонец забывал зайти в какой-либо дом, то это считалось предвестником несчастья, поэтому в каждой семье Bote ждали с большим нетерпением. Празднование Рождества начиналось в 5 часов вечера в Сочельник. Нарядно одетые колонисты шли в церковь, неся под мышкой сборник гимнов, пение которых сопровождалось богослужение. Теперь немного о том, как одевались в праздник. Женщины были одеты в вытканные шерстяные с красными разводами теплые нижние юбки. Поверх на нее одевалась короткая легкая синяя юбка и с блестящими пуговицами на шнуре душегрейка без рукавов; под душегрейку надевалась широкая кисейная блуза (Schabasch), которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи. На шею надевали желтые или белые бусы, которые называли кораллами. Неотменным атрибутом праздника являлся кисейный фартук с большими цветами. Фасоны фартуков были весьма разнообразны. Верхний костюм составляло ватное пальто в талию и валенки, на голове теплая шаль, в руках белый носовой платок, который брался только для вида. Мужчины - в рубашках из белого полотна, у молодых - с отложным воротником, короткие жилеты с металлическими пуговицами, длинный трековый или канковый кафтан, который назывался городским. На праздник на шею надевали цветные шарфы и галстуки, молодые мужчины могли также носить короткополые пиджаки. Верхний костюм дополнялся черной или желтой овечьей дубленой шубой. Позднее вместо шуб стали носить теплые пальто, а также бикеши - ватные стеганые куртки с двумя пуговицами на спине. На голове - ватная шапка на сукне. На ногах - блестящие лаковые сапоги и калоши. Позднее - широкие сапоги с железными подковами. Довершали праздничный костюм мужчины часами с цепочкой, в кармане - кисет для табака и на ремне - футляр для трубки. Богослужение продолжалось в течение одного часа - с 17 до 18 часов. Дома в это время оставалась лишь одна женщина, которая готовила праздничный стол. С ужином нужно было торопиться, так как многие в этот день ничего не ели до первой звезды, то есть до наступления темноты. После окончания вечерней службы детям школьного возраста раздавали подарки - пряники и конфеты с церковной елки. После службы праздник продолжается дома в каждой семье. Ритуал этот отличался в разных колониях и даже в разных семьях в зависимости от имущественного положения и от различий в вере. Для детей чаще всего приглашали ряженого. Вдруг в сенях раздавался страшный грохот и звон цепей. Появлялся мужчина, переодетый в вывороченный овечий тулуп, меховую шапку и огромные валенки. Он был опоясан железными цепями. В левой руке он держал колокольчик, а в правой - хлыст. Это был Пельцникель - дословно: Николай в меховой шапке. Он вползал в комнату, где находились дети, на четвереньках, шумя цепями. Страшным голосом он требовал к себе того или иного шалуна. Дети от страха забивались в углы и прятались под кровати и столы. Пельцникель либо сам вытаскивал непослушных детей, либо приказывал это сделать другим. Пельцникель наказывал детей за шалости и прегрешения (заранее сообщенные родителями), заставляя их прыгать над протянутым прутом и кусать зубами цепь. И только взяв с детей слово больше не шалить, хорошо учиться, почитать родителей, он уходил. Вслед за Пельцникелем появлялся рождественский ребенок, младенец Христос, который, как говорили детям, спускался с небес по длинной лестнице. Обычно это была молодая женщина из своего же дома, одетая во все белое, лицо было закрыто густой вуалью. Она входила в комнату, держа в одной руке прут, а в другой - завязанные в платочек пряники и конфеты, а также игрушки. Она тоже спрашивала детей о шалостях, но в отличие от Пельцникеля, мягко, ласково, слегка наказывала их прутиком, заставляла читать заученную для данного случая молитву - после чего раздавала подарки. Кристхен спрашивала ребенка: «Ты обещаешь, что теперь всегда будешь послушным и будешь молиться Богу?».На что ребенок отвечал: «Кристхен, буду молиться всю неделю, я буду молиться 14 дней, больше этого никогда не случится». Надо сказать, что дети побаивались и Кристхен с ее хлыстиком. Эти обычаи - пугать детей - постепенно исчезли. Пельцникель и Кристхен являлись только веселыми ряжеными. Взрослые мужчины и парни не боялись Кристхен и старались поднять вуаль, поцеловать младенца, он защищался прутом, стегая довольно больно не в меру любопытных взрослых. На Рождество много танцевали. Любимыми танцами были вальс «вприпрыжку», «Августин семиколенный» (привезенный из Германии), «Камаринская» (научились у русских). Своеобразно, головокружительно быстро с пристукиванием каблуками поволжские немцы танцевали польки. С 24 декабря по 6 января гадали о погоде в предстоящем году, каждый день соответствовал определенному месяцу. Например, погода 26 декабря соответствовала погоде февраля будущего года. Праздник Рождества как бы постепенно переходил в веселый шумный новогодний праздник. Новый год В канун Нового года у всех народов издавна было принято подводить итоги прошедшего и встречать праздник с надеждой на совершение всего задуманного в наступающем году. Эти традиции живы и сегодня. Поэтому Новый год празднуется так весело и шумно всеми народами. Не являются исключением и немцы Поволжья. Вечером накануне Нового года приходил Новогодний Козел или Новогодний Пельцникель, а также гонец, который возвещал о наступающем празднике. В Новый год, как и на второй день Рождества «гуляло» все мужское население. Рано поутру, около 5 часов, молодежь уже была на ногах, чтобы на рассвете поздравить близких родственников. Дети поздравляли родителей, крестных, дедушку с бабушкой, для этого заранее учили наизусть стихи. Взрослые также поздравляют друг друга. Первый «визит» рано утром обязательно наносили крестным родителями, затем тестю и теще, дяде с тетей, друзьям. По обычаю, зародившемуся еще в середине XIX века, поздравлявшие стреляли в порог, а иногда и в дверь дома ружьем, заряженным самой маленькой дробью. Оглушительный выстрел будил всю семью. Стрельба в Новый год означала поздравление с наступающим праздником. Мальчики, подражая взрослым, ходили из дома в дом, стреляли из игрушечных винтовок. После стрельбы обязательно звучали поздравления с пожеланиями счастья, здоровья, долголетия и вечного спасения души. Выслушав поздравления, хозяева одаривали пришедших. Дети получали мелкие медные монетки или конфеты. Взрослых угощали водкой, холодной закуской - колбасой, ветчиной, салом; дарили небольшие подарки - платки; ружья украшали лентами. Стрельба прекращалась до начала звона колоколов в церкви. Когда семья садилась за праздничный завтрак, приходили музыканты. Они славили хозяев игрой на кларнетах, за что получали гостинцы. Перед и после трапезы обязательно читали молитву. За столом пели народные песни. После праздничного обеда молодежь до самой ночи каталась на рысаках. И долго еще потом все вспоминали о прекрасном новогоднем празднике, освященном добром, радостью, благословением Господа Бога. Я вам рассказала только о двух праздниках, на следующий год мы эту тему продолжим. Литература: «Праздники и обряды поволжских немцев». Воспоминания: Голдман Ивана Андреевича и Голдман Амалии Ивановны. Шишкина-Фишер Е.М. «Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России». PS. Ничего нет дороже, когда дети, побуждаемые взрослыми, в том числе и учителями, берутся за изучение истории своего народа, своего рода. Убеждаюсь всё больше и больше - история немцев России не останется в забвении, ведь их дух не смогли сломить ни тяготы, ни репрессии, ни концлагеря. Наталия



полная версия страницы