Форум » Культура, язык, традиции и обряды немцев Поволжья » Лютеране или старолютеране? » Ответить

Лютеране или старолютеране?

PavKKK: Какая вера была у немцев поволжья? Знаю что лютеране. но были первые лютеране и потом их объединили с кальвинистами, а те кто не хотел объединяться те стали называться СТАРОлютеранами и вони иммигрировали из Германии так вот поволжские немцы это СТАРОлютеране? или просто лютеране? потмоу что и в Америке есть два вида лютеран. одни старые как бы ортодоксальные и другие уже более примиренные с другими протестантами.

Ответов - 115, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Nic: Интересно, меннониты, баптисты и др. подчинялись официальной Евангелическо-лютеранской церкви России?

Diesendorf: Nic, помимо лютеран, к Евангелической церкви России принадлежали только реформаты. Меннониты и баптисты никакого отношения к ней не имели. Подробности можно узнать из нашего сборника документов "Немцы в истории России. 1652-1917" (М., 2006), куда я включил почти полный текст Устава Евангелической церкви России 1832 г.

Nic: Diesendorf Большое спасибо! Намедни почитаю.

Victor: Основные различия между лютеранской и реформатской традициями существуют в области литургии, таинства вечери (Abendmahl), в оформлении церковных помещений и в понимании протестантской этики. В литургии у реформатов на первом месте стоит слово (das gesprochene Wort) и тем самым проповедь. Музыка присутствует лишь во время псалмопения. Лютеране в литургии намного ближе к католической традиции со множеством духовных песен. Интересно, что реформаты начинали «Отче наш» не с o cлов „Vater unser im Himmel…“, а „Unser Vater im Himmel…“ Днем в реформатских церквях не должны были гореть свечи, не должно было быть изображения распятого Христа, богослужение не велось «с алтаря» , а с кафедры над алтарем. Лютеране следут «Краткому катехезису Мартина Лютера» , а реформаты Гейдельбергскому Катехезису» Таинство вечери - здесь реформаты придерживаются взглядов, что Христос лишь символически присутствует в хлебе и вине, в то время как лютеране, как, впрочем, и католики, считают, что в хлебе в самом деле присутствует тело, а в вине кровь Христа. При этом ссылаются на слова Исуса из Нового Завета. Тот на тайной вечере, прощаясь со своими учениками (Jünger) cказал: "Das ist mein Leib, das ist mein Blut - für Euch gegeben und vergossen zur Vergebung der Sünden" (по смыслу - вот мое тело, вот моя кровь, пролитая во имя Вас и для прощения грехов). Затем Исус поручил ученикам, чтобы они в память о нем ели хлеб и запивали его вином. Вначале протестанты собирались на вечерю один раз в год за день до распятия Исуса в Великий (чистый) четверг страстной недели (Gründonnerstаg). Сейчас чаще, но не так часто как лютеране. Во время вечери у лютеран всем рукрводит пастор. Так как в понимании лютеран в хлебе и вине Исус присутствует «телесно» и «кровно», то хлеб и вино подают лишь церковнослужители. Реформаты могут и сами, садясь по 12 чел. в ряд (по числу учеников на тайной вечере у Христа), передовать как хлеб, так и вино сидящему по соседству. Церковные помещения реформатов оформлены также скромнее, чем у лютеран. Они прямо-таки подчеркнуто просты. Кафедра (Kanzel) для чтения проповедей зачастую находится над алтарем. Такая кафедра (т.н. ласточкино гнездо) была, например, в старой церкви реформатской колонии Мессер на Волге (фото есть на сайте). Следуя принципам протестантской этики, реформаты ревнивее следили за тем, чтобы вся их жизнь и деятельность были построены на принципах собственной веры. Хозяйственный успех в большей мере, чем у лютеран, призван был доказать этот факт. Не случайно самые богатые промышленники из среды поволжских немцев, мукомольные короли и владельцы тысяч десятин хлопковых плантаций в Туркестане, братья Шмидты, происходили из реформатской колонии Месссер. На Волге соотношение между лютеранами и реформатами бвло примерно 5:1. После принятия церковного Устава 1832 года консистория в Саратове была упразднена, а лютеране и реформаты были подчинены Московской консистории. Лишь благодаря усилиям рефоматского пастора Уст-Золихи (Мессер), швейцарца Грунауэра (Grunauer), и встречных шагов тогдашнего Министра Внутренних Дел, Блудова, удалось избежать тех обострений внутри единой церкви , которые наблюдались на Юге России в тот же период. Все отличительные черты литургии вовремя были закреплены в Уставе, причем все три реформатских прихода в Поволжье приняли в предварительной дискуссии по этому поводу самое деятельное участие и были, таким образом готовы к принятию нового Устава. Всего этого не было на Юге России. Из-за неосведомленности прихожан там произошли «маленькие волнения». К единой евангелической церкви России не принадлежали наряду с меннонитами и сектантами, если мне не изменяет память, также немецкие приходы в Закавказье и до 1894 года Сарептское братство. Реформаты на Волге в то же время долго закрепляли сое отличие от лютеран, долгое время, вплоть до 1890 годов приглашая пасторов из Швейцарии, премущественно из Базеля. Victor

Nic: Victor Спасибо за интересную и познавательную информацию. Правильно ли я понимаю, что в вопросах брака вопрос веры был не менее щепетильным, т.е. реформат не мог жениться на лютеранке?

Nic: Вопрос к знатокам. Вышитая картинка с цитатами из Библии - обязательный атрибут в доме верующего немецкого переселенца. Известно, что лютеране и баптисты обязательно этой традиции придерживались. Реформаты тоже вешали такие картинки и придерживались такой традиции?

Lilia: Это ,если я не путаю, SEGEN называлoсь. У нас ( Kempel aus Kolb) была такая "картинка".

Nic: Lilia Они были реформаты?

Инчик: pflaum пишет: PavKKK Если я правильно понял ваши ссылки, главная церковь находится в Москве. В Санкт-Петербурге находится канцелярия. Обе церкви лютеранские. В Санкт-Петербуржской церкви например, с 1922 по 1932 год работал пастором Пауль Райхерт - немец из Поволжья. Если хотите найти близкую поволжским немцам лютеранскую церковь, ищите церковь где пастор немец и служба есть на немецком языке. Главная церковь находится как раз в Петербурге. И резиденция Архиепископа тоже.

Nic: Кто-нибудь может рассказать, как проявлялись реформаты в селе, в быту? Были ли у них, например свадебные обряды, или как у всех кальвинистов, никаких обрядов не признавалось? Как хоронили реформатов? Особенности в питании, в одежде, образовании, поведении?

Viktor : Генрих , В США, две лютеранские церкви: http://de.wikipedia.org/wiki/Evangelical_Lutheran_Church_in_America http://de.wikipedia.org/wiki/Lutheran_Church_%E2%80%93_Missouri_Synod разницу мне сложно понять. старолютеране ими в США образованная церковь У колонистов в России "старые лютеране" и кальвенисты были самой обстановкой сразу помирены.

PavKKK: ходил в церковь. фото делал телефоном, извиняюсь за качество там орган(музыка понравилась ), ведут службу на немецком (увы не знаю, так что просто смотрел и слушал, думая про то что наверное из моих прабабушек прадедушек никто и не мечтал попасть в главный лютеранский храм российской империи) при входе в коробке лежали свечи со звездами, уж не знаю можно или нет но я взял, мне как и всем зажгли (при этом что то сказали, но я кроме данке ничего не знаю что ответить) свечку принес домой и она теперь вместе со звездой стоит на телевизоре в центре комнаты

Генрих: PavKKK , наверное из моих прабабушек прадедушек никто и не мечтал попасть в главный лютеранский храм российской империи у них фантазия была не развита. Они не могли себе представить, что их простых колонистов, занимающихся только своим крестьянским трудом, можно морить голодом, раскулачивать, обвинить в измышлениях психопатов из Кремля и уничтожать физически и как народ....... Они так же не могли себе представить что развитие технологий позволит людям иметь такую высокую мобильность и возможность смены места жительства.

Lilia: Как в православной , так и в католической церкви женщины священниками быть не могут. В еванг.-лютеранский женщина не только может быть священником ,но и имеет право возглавить церковь .Маргот Кессманн долгие годы возглавляла еванг. -лютер . церковь Нижней Саксонии (Ганновер), а с конца октября 2009 года возглавляет еванг.-лютеранскую церковь всей Германии. Мне самой однажды довелось побывать на одной из служб М. Кессманн в Маркткирхе в Ганновере.

PavKKK: Lilia в общем то наверное неважно кто священник главное что он говорит

viki: Texten für die Gebetwoche von 1979

PavKKK: а что означает этот список? главы из библии по дням недели. из этого какой то вывод можно сделать или это просто документ 1979 года?

viki: Это малитвенная неделя у Лютеран в январе и там написан номер текста и номер песни на каждый день. Я разместила это на сайте, так как мне было это интересно, что этому листку уже 30 лет. Выставляю ещё один листок, но это уже с 2006 года. Что всё это означает (малитвенная неделя ) я думаю на сайте есть люди, которые лучше это могут пояснить.

viki:

Инчик: PavKKK пишет: там орган(музыка понравилась ), ведут службу на немецком (увы не знаю, так что просто смотрел и слушал, думая про то что наверное из моих прабабушек прадедушек никто и не мечтал попасть в главный лютеранский храм российской империи) при входе в коробке лежали свечи со звездами, уж не знаю можно или нет но я взял, мне как и всем зажгли (при этом что то сказали, но я кроме данке ничего не знаю что ответить) свечку принес домой и она теперь вместе со звездой стоит на телевизоре в центре комнаты Это 24 декабря вечером было (судя по звёздам на свечах)? Если богослужение было только на немецком, без перевода, то это было экуменическое богослужение в Сочельник. Потом было то же самое на немецком языке с русским переводом. А вообще, главное богослужение недели в Петрикирхе проходит по воскресеньям в 10.30 на немецком языке с русским переводом. Так что приходите ещё.



полная версия страницы