Форум » Культура, язык, традиции и обряды немцев Поволжья » Отмечали ли наши поволжские предки Вальпургиеву ночь? » Ответить

Отмечали ли наши поволжские предки Вальпургиеву ночь?

Nic: Отмечали ли наши поволжские предки Вальпургиеву ночь? В известной литературе данных не нашёл (или плохо искал?). Если отмечали - то как? Если не отмечали, то почему? Навеяно отсюда.

Ответов - 18

matrena: Die Wurzeln der Walpurgisfeier liegen weit in vorchristlicher Zeit und gehen auf germanische Ursprünge zurück. Diese "Ureinwohner" des Harzes feierten an diesem Tag ein mit diversen Opfern einhergehendes Frühlingsfest als Freude über das Ende des Winters sowie Wotans Hochzeit (oberster Germanengott). Dabei wurden auch böse Geister vertrieben, was durch Verkleidungen mit Masken, Schüssen und Feuer geschehen sollte. Im Rahmen der Christianisierung vor etwas mehr als 1000 Jahren wurden Namen und Inhalt dieses heidnischen Spektakels formal der neuen Zeit angepaßt. Doch wer Augen hat, um zu sehen und Ohren, um zu hören, der muß erkennen, daß die Walpurgisnacht auch heute alles andere als ein christliches Fest ist. предпологаю что не празновали, так как праздник не религиозный

Nic: matrena Украшение ёлки на Рождество (Новый год) - тоже обряд не религиозный. Но был повсеместным.

atlant91: В этой книге есть статя про Вальпургизнахт. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России

matrena: Украшение ёлки для меня связано с Рождеством, а в общественных местах в Союзе с новым годом. В Германии елку могут убрать и до нового года, хотя должна признать что в лютеранской церкви в нашем городе проводиться служба 1 января с пожеланиями всего хорощего в новом году http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%B0

atlant91: Вообще-то елка в Германии не убирается до 6 января - праздника Трех Королей. Solange dauert die Weihnachtszeit.

matrena: Nik und Atlant 91 приежайте на следующий год в Harz на праздник http://www.walpurgis.de/

silvester: matrena пишет: приезжайте Едем! Встречайте!

atlant91: Мы прилетим на метелках.

Nic: Уважаемые форумчане! Всё это конечно, весело, но вопрос был по существу: отмечали (и как) или нет (то почему) наши поволжские предки Вальпургиеву ночь.

AndI: Если уж заговорили о елках... 1 мая и Вальпургиева ночь широко праздновались и празднуются ныне в Германии и с ними связаны масса традиций. Одной из таковых является установка Майского дерева. Вот один из примеров заснятых мною в прошлом году в нашем поселке Это имеет многовековую традицию и очень живо поддерживалось и нашими предками вот что об этом пишет Дитц ... холостая молодежь устраивает соревнование но постановке у ворот девиц, за которыми ухаживают, так называемого майского дерева (Maibaum), или просто "мая" (Mai). Установка такого дерева считается большой честью для девушки, другие ей завидуют и не без основания считают ее серьезной и скорой невестой. Поэтому каждая девушка еще на заре встает и осведомляется насчет "мая". Последний состоит из толстого пука березовых веток, привязанных к шесту, который вкапывается глубоко в землю у ворот. Бывает иногда, что девушке ставится два "мая", и ей приходится разбираться, кто поставил "лучший", ибо последнему отдается предпочтение: "он больше любит!". Установка майских деревьев производится всегда сообща, компанией сверстников-товарищей, так как другие компании парней, не успевших или поленившихся достать дерево, тайно выкапывают и воруют чужой "май", чтобы поставить его у ворот своей девицы. На почве таких шалостей часто происходят драки, доходящие до увечий и даже убийств. В вальпургиеву ночь молодежь устраивала и устраивает различные шалости. Ныне самой безобидной и любимой это завернуть ваш авто в туалетную бумагу. к менее безобидным относиться удалить с дороги все указательные знаки. и пр. У наших предков эти шалости бывали и чрезвычайно жесткими. тот же Дитц, Для опозоривания девушки обиженный ею парень или действительно опорочивший ее негодяй ставит к воротам ее дома чучело из старых тряпок и лохмотьев - Butzemann (кургузого). Эта злая шутка обыкновенно влияет на репутацию и судьбу девушки, так как после этого девушку признают развратницей или шлюхой. Бывали случаи, что безвинная девушка привлекала виновника к суду и подвергала себя освидетельствованию у врача или бабки с целью реабилитации. Другой способ опорочить женскую честь не только девушки но и замужней женщины - вымазать ворота, забор или дом дегтем Иногда это расстраивало семейную жизнь, доводило до разводов даже до женоубийства, ибо каждый пальцем указывал на такую "развратную" женщину и "обманутого" мужа. Помимо этих своеобразных обычаев, у колонистов есть еще особый сверхъестественный мир суеверия. К таковым например относиться танец в май или нарисовать следы от своего дома к дому невесты и пр. Под влиянием церковных традиций у наших предков чаще проводилось все это к троице, но это безусловно приобщенный к церковным дням элемент именно традиций Вальпургиевой ночи

Nic: Андреас, большое спасибо за разъяснения, ибо Дитц — это наше всё. самой безобидной и любимой это завернуть ваш авто в туалетную бумагу Гм, а тогда что будет тогда обидным в современной Германии (помимо удаления знаков с дороги)?

matrena: и за моей привязаности к Harz и празнования празника с ведьмами и чертями наши предки этот празник так не празновали. но все что связано с ЕЛКАМИ "будь то Tanz in den Mai" или "Richtfest" я согласна

AndI: matrena пишет: наши предки этот празник так не празновали. А это и не праздник - это традиция, замешанная на большой доле народных обычаев и суеверий. Старики и взрослые эти "Dumheiden" осуждали и преследовали, а детей и молодежь от этого не возможно было удержать на протяжении столетий. Это часть традиционной "игровой" жизни юношества, так же как игра в городки , лапту, "чижика" или костяшки по весне на первой же просохшей поляне или "очистка" погребов от съестного, или поход в сады "воровать" яблоки. И как все традиции и обычаи имели и имеют большие региональные особенности в том числе от деревни к деревне. Традиции вальпургиевой ночи, когда ведьмы собирались на свой шабаш и "нечистая" творила свои темные дела, конечно же имели место и у Поволжской молодежи, поскольку в это время многие такие шалости хоть и не поощрялись, но в определенной степени толерировались взрослыми. Отец мой рассказывал, например, о таких "шалостях" как вплести "хорошему" хозяину в гриву коней ленточки, а "плохому" гривы и хвосты срезать или поставить сани / телегу перед входом в дом, так что поутру никто из домашних не мог выйти и приходилось звать соседей, что рассматривалось как позорным. Такие шалости были типично "майскими" и в иное время года уже не практиковалось. Там были свои.

matrena: click here Pfingsten als gesellschaftlicher Festtag In vielen Regionen existieren Pfingstbräuche, so zum Beispiel das Pfingstbaumpflanzen in der Lüneburger Heide, in Oelde der Pfingstenkranz, in Mecklenburg das Schmücken des Pfingstochsen, in Frankfurt am Main der Wäldchestag, in Halle (Saale) der Knoblauchsmittwoch, die Geißbockversteigerung in Deidesheim oder die Heimensteiner Kirmes in Heilbad Heiligenstadt. Viele Jugendgruppen führen Pfingstzeltlager durch. In Österreich und Teilen von Deutschland ist in der Nacht von Pfingstsonntag auf Pfingstmontag die Unruhnacht (Bosheitsnacht). Ursprünglich sollten in dieser Nacht böse Geister ausgetrieben werden, jetzt werden in der „Unruhnacht“ den Mitbürgern verschiedene Streiche gespielt, zum Beispiel wird die Gartenbank des Hauseigentümers versteckt, oder seine Haustür wird mit Blumenstöcken verstellt. Diese Aktivitäten werden auch als Pfingststehlen bezeichnet. Alles, was nicht durch ein Dach geschützt ist, darf mitgenommen und versteckt werden. Ein weiterer Brauch zu Pfingsten, der in Deutschland praktiziert wird, ist das sogenannte „Birkenstecken“. In der Pfingstnacht machen sich Junggesellen auf, um ihrer Liebsten eine Birke an die Hauswand zu stellen. Dies symbolisiert seine Zuneigung zu ihr. Zudem ist es in einigen Landstrichen üblich, eine Kalkspur von der gesteckten Birke bis zum Haus des Junggesellen zu streuen, um die Herkunft der Birke aufzuklären.

karlin: Я когда то по приезду в Германию тоже интерессовалась у одной старожилы нашего рода так скажем, она ещё за долго до революции родилась. Так как я сама не помню, чтобы у нас праздновали такой праздник, а немцев у нас в городе в моё детство было достаточно и этот праздник для меня был новым. Так вот по её словам был такой праздник, правда незнаю во всех ли колониях, покрайней мере дерево было точно, но только в хорошие годы. Так же как и ёлка на Рождество. И вообще меня поразило, что они и песни, стихи детские и какие то сказки знали, которые в Германии уже намного позже переселения в Россию появились. Хотя этот праздник 16-17 веков происхождения как я поняла. Он и в Германии немного по разному, в отличие от региона празднуеться.

viki: Jedes Jahr wurde die Kerb als wichtigste Fest im Dorf gefeiert. Приблежается праздник, который раньше праздновали в Гессенне почти в каждой деревни. Сегодня он стал редкостью. Этот праздник праздновали и на Волге. Кто знает больше об этом празднике?

AndI: viki пишет: Jedes Jahr wurde die Kerb als wichtigste Fest im Dorf gefeiert. Приблежается праздник, который раньше праздновали в Гессенне почти в каждой деревни. Сегодня он стал редкостью. Этот праздник праздновали и на Волге. Кто знает больше об этом празднике? Вот что по этому поводу пишет Яков Дитц в "Истории поволжских немцев-колонистов" стр. 384-385 " Большая часть колонистской жизни протекает в продолжительной и тяжелой сельскохозяйственной работе. Весной и летом в страдную пору колонии почти совершенно вымирают: все население на гумне и в поле. Лишь осенью, по окончании работ, в колониях водворяется жизнь, но и тут эта жизнь превращается в сплошной нескончаемый труд по тканью сарпинки, выделке веялок, плугов и пр. Тем не менее осень дает населению колоний возможность несколько отдохнуть и жить в собственное удовольствие. У колонистов не более 60 праздничных и воскресных дней в году. Праздничные дни вне воскресений: два дня Рождества Христова, Новый год, Крещение, Благовещение, второй день Пасхи (понедельник), Вознесение и Духов День — приходятся на сравнительно свободное от работ время, а страдная пора проходит без праздников. Поэтому в праздничные дни колонисты стараются вознаградить себя за тяжелую, почти непрерывную работу и празднуют их весьма торжественно. С особой помпезностью колонисты празднуют престольные праздники — кирмесы (Kirmes, Kirchmesse, в названии колонистов: «Kirb»). Все воскресенья осени распределены на кирмесы, причем кирмесы соседних колоний никогда не совпадают, а приходятся на разные воскресенья, чтобы на торжество можно было съезжаться жителям нескольких колоний и участвовать в праздновании несколько воскресений. Полевые работы окончены. После тяжелого труда всякий стремится не только к отдыху, но и развлечению и даже к разгулу; гуляет же каждый по-своему, сообразно культуре и состоянию. Дни кирмеса напоминают русскую масленицу, с ее объеданием и опиванием. Урожай хлеба, овощей и фруктов снят, провизия заготовлена, овощи посолены, птица откормлена. Пьют водку, которая к кирмесу заготовляется в большом количестве; более состоятельные колонисты вместо водки или в придаток к ней пьют пунш из коньяка; национальный напиток германцев — пиво употребляется колонистами в самом ограниченном количестве. Женщины почти не употребляют водки: пьют красное виноградное вино, домашнюю настойку на вишне, на винной ягоде и рожках и приготовлявшиеся до введения казенной винной монополии слабые малоградусные наливки из вишни, малины, черной смородины, французскую сладкую водку, доппель-кюммель и пр. Юноши-однолетки группами устраивают танцы в специально для того нанимаемых домах, в которых пляшут и веселятся с девушками — своими сверстницами — в течение 2-3 дней. В танцевальный дом приглашается оркестр музыкантов из 3—4 человек, вознаграждаемый каждым танцующим парнем за известный тур танцев (около получаса) добровольной платой, сообразно средствам, от 50 коп. до рубля; в танцах участвуют обыкновенно 4-5 пар одновременно. Увеселения эти молодежью производятся легально, с благословения старших и обставляются характерными церемониями. Кирмес — преддверие свадьбы; танцующие пары — обыкновенно жених с невестой, которые на Святки повенчаются или, по крайней мере, уже ухаживают друг за другом в надежде на будущий брак через год или два. Поэтому ухаживания эти, при крайней щепетильности колонистов к женской скромности, в дни кирмеса не считаются предосудительными и происходят открыто. После церковной службы и обеда сооргани-зовавшаяся между собою группа парней в сопровождении музыкантов, играющих на флейтах и кларнетах, идет по селу в дома и отпрашивает у родителей возлюбленную девушку парня своей группы, а по сборе всех девушек, всей компанией с музыкой отправляются в танцевальный дом, где и веселятся до утра. Старшие собираются отдельно и устраивают пир с выпивкой, а на третий день кирмеса принципиально не возражающие против брака детей родители изгоняют из танцевального дома молодых и сами пускаются в пляску на радость молодых, хоронящихся в стороне и видящих в этом солидарном увеселении «стариков» залог осуществления их заветной мечты о будущем браке. Праздники кирмеса снова сменяются трудовыми днями недоконченной осенней работы или началом сезона зимних работ по тканью сарпинки и другим кустарным промыслам, производящимся в колониях." Еще более подробно в "Wolgadeutsche Monatshefte" Nr.4 Okt. 1922 S.128-129 "Kirchweihfeste in den katholischen Dörfern an der Wolga " von Adam Weisbecker

viki: AndI Большое спасибо за столь интересную информацию.



полная версия страницы