Форум » Книги & Массмедиа. Литературная страница » Что почитать о немцах Поволжья. (продолжение) » Ответить

Что почитать о немцах Поволжья. (продолжение)

Nic: Тут я предлагаю выкладывать книги или ссылки на них, или свои рецензии на прочитанные книги по истории, генеалогии поволжских немцев. Вот одна из них, доступная в сети: Яков Эзау. "Солончаковка — годы сороковые. Повесть о несуществующем народе". http://wolfs.pp.ru/0_0.html Прошёл по ссылке, книгу автор переименовал в "Не пыль на ветру". В книге использованы, воспоминания трудармейца Георгия Францевича Вильмана, а также, материалы из документальной повести трудармейца Герхарда Андреевича Вольтера “Зона полного покоя”.

Ответов - 174, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Nic: spack Выбор был за нашими предками: ехать или нет. И никакие царицы с их манифестами тут не причём. Мой предок повёлся на обещания не от хорошей жизни, и я его не обвиняю, — он хотел хорошего будущего для своих детей. Последующие цари делали какие-то вещи "во благо русской империи". Места немцам там было всё меньше и меньше, — они, как могли, так и правили государством. Деградация царского правления закончилась сами знаете чем, и диалектику Канта и Гелеля пока никто не отменял. (Как-то очень сложно всё написал, но сил править этот пост нет никаких).

RollW: Nic пишет: Выбор был за нашими предками: ехать или нет. И никакие царицы с их манифестами тут не причём. Мой предок повёлся на обещания не от хорошей жизни, Да, конечно, выбор формально был. Но не было еще единого германского государства. Постоянные междуусобные распри и войны, семилетняя и 30-ти летняя войны вконец разорили крестьянство, их поля и хозяйство. И, думаю, не последную роль играло все- таки что звала не просто русская царица а звала "своя немка" ставшая Русской Империатрицей Екатериной Второй! И, думаю, ей поверили!

Nic: RollW В таком случае, почему не поверили её первому манифесту?

anna123: Несомненно выбор был за нашими предками,каждый решал сам -ехать или не ехать, но они покидали свою Родину -Германию- и я думаю это решение было очень трудным для них. Для этого нужны были очень веские причины. Они жили в то время - мы можем только предполагать в каких тяжёлых условиях они жили- и только возможно шанс выжить им и их детям заставили их принять это решение. За это мы не можем их осуждать. И в то же время -я думаю-если бы не Указ Екатерины навряд ли бы кто-то самостоятельно решился бы на этот шаг.Этот Указ явился своеобразным точком для многих. И это случилось. Теперь это наша история.А история как известно не имеет сослагательного наклонения. И возможно жизнь в России была бы легче для колонистов живи Екатерина " вечно". Но так не бывает. С приходом нового правителя всё меняется и к сожалению чаще в плохую сторону. Сейчас мы нынешнее поколение можем дискутировать,высказывать свои мнения было ли это решение -выезд в Россию тогда в 1765-67гг - ошибкой. Но в чём я совершенно уверена - Россия для немецких колонистов стала Родиной.

Марьяновка: Екатерина II не была немкой, потому что тогда ещё не было единой немецкой нации, а были гольштинцы, гессы, баденцы и т.д. Когда Гёте в 1765 году из Франкфурта поехал учиться в Лейпциг, его воспринимали как иностранца. И уезжали в то время из германских земель не только в Россию, но и в Америку, Пруссию и Венгрию. Если бы не всевозможные препоны, которые ставили местные власти, то количество эмигрировавших было бы значительно больше.

Sedoi.de: Думается, что именно благодаря самоизоляции от внешнего мира поволжских колонистов-немцев и сохранилась, дошла до нашего времени культура, самобытность поволжских колонистов, сохранился язык. Но необходимо все-таки отметить, что жизнь и здесь вносила свои коррективы. Мой дед Шварцкопф Филипп Яковлеквич, охотник и кузнец, общался с жителями соседних русский селений, в результате чего при депортации в Сибирь имел возможность общаться с местным населением, что оказало немалую помощь. А ассимиляция-штука, вероятно, неизбежная. В результате депортации этот процесс только ускорился, начались смешанные браки и утрата той самой немецкой самобытности. По поводу массового выезда немцев из России-СССР со стремлением сохранить свою идентичность- вопрос тоже весьма спорный, ибо между сохранившимися культурой, бытом поволжских немцев в России и культурой в современной Германии существенная разница. К тому же, как мне думается, основным критерием обратного переселения был развал СССРи возникшие в связис этим экономические проблемы, а в общем -то в каждой семье были свои причины и рассуждать по этому поводу можно бесконечно, каждый будет прав. Мои мнения таковы.

Генрих: Марьяновка , Это что, выходит все волжские колонисты не немцы. Или "стали" немцами на Волге? Есть этническая категория народ, а есть категория поданство (принадлежность к тому или иному государству). Отсутствие единого немецкого государства не исключает наличие группы людей принадлежащих единому народу, но живущих в разных германских государствах. То есть есть этническая единица, идентифицирующая себя как немцы (термин употребляется с 10 века). Понятно, что в разные эпохи содержание этнического термина немцы наполнялось дополнительно тем или иным содержанием. http://de.wikipedia.org/wiki/Deutsche Для справки, почти все немецкие государства(королевства,княжества, графства) входили в единое государственное образование под названием Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation. Добавка "Deutscher Nation" появилась в 15 веке. http://de.wikipedia.org/wiki/Heiliges_R%C3%B6misches_Reich Про Екатерину II такое пишут обычно русские шовинисты, потому что не могут признаться, что самый плодотворный период России последних несколько столетий связан с царицей немецкого происхождения и её потомков.

Генрих: Sedoi.de, основным критерием обратного переселения был развал СССРи возникшие в связис этим экономические проблемы, клеветой на российских немцев не занимайтесь. Что общественная организация немцев "Возрождение" требовала улучшения экономического положения немцев в ссср/россии или восстановления автономии, как основы сохранения идентичности? К моменту развала ссср (конец 1991г) около 400.000 российских немцев уже перебралось в ФРГ, а 600-700.000 поставило уже на "вызов" и ждало разрешения. Про десятки тысяч других российских немцев уже молчу, которые ещё в 60,70 и 80 годы добивались выезда в ФРГ.

Марьяновка: Генрих , Вы сами то прочитали, что написано на этих страницах, которые вы привели как доказательства существования единой немецкой нации? Что касается Екатерины, то хороша была бы русская императрица, если бы заботилась не о своих подданных, а о подданных всех многочисленных германских государств. Генрих пишет: Это что, выходит все волжские колонисты не немцы. Или "стали" немцами на Волге? - Выходит, что так. И заметьте - не просто немцы, а немцы Поволжья. Генрих пишет: Про Екатерину II такое пишут обычно русские шовинисты, Ну что же, тогда можете и меня к ним причислить.

Генрих: Марьяновка, Что касается Екатерины, то хороша была бы русская императрица, если бы заботилась не о своих подданных, а о подданных всех многочисленных германских государств. какая то подмена смысла разговора. Разговор вёлся о этническом происхождении Екатерины, а не выполнении ею своих функций как Российской Императрицы. Ну что же, тогда можете и меня к ним причислить. Для русского шовиниста Вам далеко. У них есть своя система взглядов, а Вас всего лишь путаница в понятиях народ и поданство. Конечно в 18 веке понятие нация и народ ещё не было наполнено всем тем чем оно стало в эпоху капитализма 19 или 20 веков, но от этого значение понятия "немец" для жителей 18 века не изменилось. И российские цари посылали своих послов в немецкие государства. - Выходит, что так. И заметьте - не просто немцы, а немцы Поволжья. Поволжья это прилагательное, а существительное "немцы" откуда в Вашем определении? По Вашему должны же быть "гольштинцы, гессы, баденцы и т.д." Поволжья.

Марьяновка: Генрих , поскольку Вы ссылаетесь в своих постах на Википедию, то позвольте и мне привести пару цитат из этого источника: Нация - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны. Da Deutschland kein Zentralstaat wie England, die Niederlande oder Frankreich war, erfolgte auch die Ausbildung einer deutschen Nation mit Verzögerung und erfolgte im bedeutenden Maße erst durch die Auseinandersetzung mit dem französischen Kaiserreich unter Napoléon Bonaparte. Im Heiligen Römischen Reich, das seit etwa 1550 den Zusatz „Deutscher Nation“ trug, bildeten sich unterhalb des Kaisertums zunehmend selbstständige Territorien heraus, deren Untertanen dabei auch eine entsprechende, auf den Kleinstaat bezogene Identität entwickelten. Генрих пишет: По Вашему должны же быть "гольштинцы, гессы, баденцы и т.д." Поволжья. По моему да, но меня никто не спрашивал, когда их так нарекли. Генрих пишет: И российские цари посылали своих послов в немецкие государства. К которым относились и Дания и Швеция и т.д. Впрочем, мы кажется отвлеклись от основной темы разговора.

Wolk: Нашел в интренет, но пока не купил и не читал. Хотя описание интересное. Цена то же хорошая в AMAZON.DE стоит за 39,90. „Russland liegt gegenüber“ von Manfred Bannmann http://buecher.ru/morenews.php?iditem=275

AB: Наименование: Российские немцы. Описание: Отечественная библиография 1991-2000 гг.: Указ. новейшей лит. по истории и культуре немцев России. – М., 2001. – 272 с. Автор: Чернова Т.Н. http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/chernova.pdf http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/chernova.pdf

AndI: AB Александр, спасибо!!!!! Давно искал с меня

AB: Andi, да пожалуйста, а второе, я не против.

AB: Александр Фитц "ГЕНОЦИД АРМЯН И РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ" http://www.pereplet.ru/text/fitz20apr07.html

spack: Александр Баумунг недавно прислал любопытную статью из альманах "Bibliothek der Unterhaltung und des Wissens, Nr. 10, 1936", издававшегося в Германии. Интересно почитать, что писали о поволжских немцах в Германии в те годы: Der große Strom. Eine Fahrt zu den Wolgadeutschen v. Dr. Albert Herrlich

Генрих: AB , А "донесённое от обиженных" Гергенредера Вы читали? http://www.gergenreder.info/donesennoje.shtml Я ничего не понял, мне кажется какая то галиматья. Но некоторые имена героев как будто взяты автором с нашего раздела генеалогии (бергзайте). Не могу понять "философию" произведений этого Гергенредера. Советскость, но с каким то неопределённым привкусом. http://belolibrary.imwerden.de/books/Hergenroether/hergenroether_kombinatsii.htm

Reinhold: я нашёл два года назад, когда составлял списки земляков находившихся в трудармии в Бугуруслане. Его родители были там в трудармии. Выехали оттуда после отмены комендатуры. Пишет красиво и увлекательно, коммерчески направленно.

Генрих: Reinhold , коммерчески направленно - для какой читательской публики?



полная версия страницы